Игры и игровые упражнения, способствующие освоению детьми свойств и отношений предметов посредством модели и моделирования.
Подготовила:
Бакуменко Т.Н.
воспитатель МОУ
«Начальная школа
– детский сад № 18»
г.Губкин, 2008
Игра «Составь картинку»
Цель игры – расширение представлений о сенсорных свойствах предметов: цвете, форме, весе, шероховатости и т.п.; развитие умений устанавливать связь «реальность – модель», обозначать свойства условными знаками, сравнивать, анализировать предмет и модель.
Материал - предметы или растения; образец, в котором задана последовательность рассмотрения объекта, например, цвет – два пятна, разноцветный и одноцветный объект; форма – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; количество – одна ягода, много ягод; поверхность – гладкая (конек), шероховатая (колючка); запах – флакон духов, флакон перечеркнутый; прочность – прочный (кирпич), непрочный (яйцо) и т.д.; карточки с условными обозначениями свойств для выкладывания.
Игровая задача – внимательно рассмотреть предмет согласно образцу, выбрать карточки-обозначения свойств, которыми данный предмет обладает.
Вариант первый. Участвуют четыре – пять детей. Один ребенок «составляет описание» из карточек, остальные догадываются, что за предмет задуман.
Вариант второй. Кто быстрее и правильнее подберет карточки к предмету.
Вариант третий. Дети выбирают три – четыре карточки, рассматривают один и тот же предмет, поочередно выкладывают по одной карточке, подходящей к данному предмету. Игра заканчивается после «составления» полного описания предмета. Можно обратить внимание детей на не заданные в образце свойства, предложить придумать способ обозначения.
Игра «Отгадки»
Цель игры – расширение представлений о свойствах предметов; развитие умения абстрагировать свойства и обобщать по ним, умения видеть предмет в единстве свойств, устанавливать связь «реальность - модель».
Материал- предметы: карточки – полоски с несколькими делениями (от трех до пяти – семи в зависимости от степени освоения игры); карточки – обозначения свойств для выкладывания на карточках – полосках (в каждом делении по одному обозначению свойства).
Правила и ход игры. Игра проводится как индивидуально , с одним ребенком, так и с группами.
Вариант первый. Ребенку предлагается карта – полоска с выложенными на ней обозначениями: две-три – в начале освоения; пять-семь – на последующих этапах. Необходимо рассмотреть обозначения, выбрать предмет, обладающий данными свойствами из нескольких предложенных. Например, на карточке – полоске обозначены – круг (круглая форма), красное пятно (цвет), пружина (упругий). Из предложенных предметов – мяч, книга, машина, шишка – подходит мяч.
Второй вариант. «Что не верно в отгадке?» Ребенку предлагается рассмотреть загадку – полоску, сопоставить с одним предметом, подумать, что не верно указано. Например, в полоске «задана» круглая форма, а предмет квадратный.
Игра «Домики свойств»
Цель игры– развитие у детей умений выделять и абстрагировать свойства в предмете, отвлекаясь от других свойств, «читать» обозначения, анализировать, сравнивать, замещать.
Материал – напольные макеты домиков с окнами – «карманами» для размещения обозначений. (Домики можно сконструировать из картонных коробок; предметы – карточки-обозначения свойств предмета).
Правили и ход игры.
Дети выбирают по одному предмету, рассматривают их, называют свойства каждого предмета. В «окнах» домов размещаются обозначения разных свойств, например, четыре вида форм, размеров, цвета и т.п. По сигналу дети «выбираются» из своих домиков на «полянку» (в центр площадки), прыгают, бегают. По условному знаку (хлопку, удару в бубен) детям необходимо спрятаться, каждому в своем домике согласно обозначениям в «окнах». Можно ввести отрицательного героя – «ловишку», догоняющего замешкавшихся детей и проверяющего выполнение правил (в домике с квадратом могут прятаться только квадратные по форме предметы). Игра повторяется несколько раз, при этом, пока дети прыгают на «полянке», «ловишка» заменяет обозначения в «окнах». Детям необходимо быстро найти свой новый домик.