Учебники и учебные пособия. Методические пособия
Критская Е.Д., Сергеева Г. П. Музыка: Учеб.-тетрадь для учащихся 1 кл. нач. школы. М.: Просвещение, 2001.
Методические пособия
Критская Е. Д. Музыка. 1—4 классы: Метод. пособие. М.: Просвещение, 2004.
Хрестоматиямузыкального материала к учебнику-тетради «Музыка. 1 класс»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.
Дидактика
Критская Е. Д. Музыка. 1 класс: Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка. 1 класс»: На 3 аудиокассетах. М.: Просвещение, 2002.
■ Предмет «Ритмика»
1 класс (66 ч)
Программы
Цыпина Н. А. Ритмика //Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы. Подготовительный класс / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004.
Образовательная область «Технология»
■ Предмет «Трудовое обучение»
1 класс(66 ч)
Программы
Геронимус Т. М. Трудовое обучение. «Школа мастеров» // Программы для общеобразовательных учреждений: Нач. классы (1—4): В 2. ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2001.
Кузьмичева Т. В., Новикова Е. Б. Трудовое обучение // Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы. Подготовительный класс / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004.
Новые государственные стандарты школьного образования. М.: Астрель; АСТ, 2004.
Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова, И. А. Петрова, Л. М. Зеленина и др. М.: Дрофа, 2000.
Учебники и учебные пособия
Геронимус Т. М. Маленький мастер. 1 класс: Учеб. по трудовому обучению для учащихся 1 кл. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Геронимус Т.М. Я все умею делать сам: Учебник-тетрадь. 1 кл. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Геронимус Т.М. Маленький мастер: Рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 1—4 кл. четырехлет. нач. шк. М.: АСТ-ПРЕСС, 2003.
Методические пособия
Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1—4 кл.: Метод, пособие. Тула: Родничок, 2001.
Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием: Уроки труда. 1—4 кл.: Метод. рекомендации для учителя. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
Трудовое обучение. 1 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т. М. Геронимус / Авт.-сост. Е. Г. Лебедева. Волгоград: Учитель, 2004.
Аналогично составляются учебно-методический и дидактический комплекты для обучения учащихся с разным уровнем умственной недостаточности, речевой патологией, сенсорными нарушениями на второй ступени школьного образования, т.е. в 5—9 классах. Обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников и учителей осуществляется так: родители совместно с учителями заранее определяют комплект учебников для каждого класса и в течение летних каникул библиотекарь школы приобретает необходимую литературу.
Составление учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического обеспечения позволяют осуществлять образовательную интеграцию, обеспечивать условия для получения знаний учениками с разными образовательными потребностями. Задания контрольных, проверочных и творческих работ должны соответствовать уровню развития учащихся и оцениваться согласно требованиям учебной программы.
ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КЛАССА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают сложные для восприятия темы по специальным (коррекционным) образовательным программам в условиях классов коррекционно-пе-дагогической поддержки с учителем-дефектологом. Организация деятельности классов коррекционно-педагогической поддержки определена Положением о классах коррекционно-педагогической поддержки учащихся с отклонениями в развитии.
В классе коррекционно-педагогической поддержки учитель-дефектолог на одном уроке объединяет в группу учащихся, нуждающихся в специальной педагогической помощи, из нескольких классов одной параллели. Например, в первом классе вторым уроком по расписанию стоит математика. Из всех классов первой параллели ученики, обучающиеся по программе для детей с задержкой психического развития, объединяются в так называемый класс коррекционно-педагогической поддержки, в котором работает олигофренопедагог, используя специальные приемы и методы работы. По такому же принципу организуется работа учителя-дефектолога со школьниками с нарушением интеллекта и речевыми нарушениями. В это время с остальными учащимися общеобразовательного класса занимается учитель общеобразовательного класса.
В конце каждого урока ученики получают домашнее задание. Если ребенок обучался в классе коррекционно-педагогической поддержки, то задание на дом задает учитель-дефектолог, если в общеобразовательном классе, ― то учитель, который ведет в нем занятия. В зависимости от сложности изучаемой темы объяснение домашнего задания носит индивидуальный или фронтальный характер. При предъявлении общего задания в общеобразовательном классе дается единый инструктаж. Проверка домашнего задания проводится по очереди или совместно, это зависит от сложности заданий для самостоятельной домашней работы. Оценивается оно с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также творческие работы (сочинения, изложения) для детей с нарушениями познавательной и речевой деятельности проводятся на уроках в классе коррекционно-педагогической поддержки или на индивидуальных коррекционных занятиях с учителем общеобразовательного класса.
Ученики с задержкой психического развития изучают в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки следующие учебные дисциплины: «Математика», «Русский язык», «Чтение», «Ознакомление с окружающим миром», «Ритмика». Причем количество часов, которое отводится на их изучение, с каждым годом обучения уменьшается. Например, в первом классе соотношение учебных занятий составляет 1:2, т.е. 7 ч. занятий в общеобразовательном классе и 14 ч. ― в классе коррекционно-педагогической поддержки. В третьем классе соотношение распределения нагрузки составляет 3:1, т.е. 19 ч. в общеобразовательном классе и 6 ч. ― в классе коррекционно-педагогической поддержки.
Школьники с умственной отсталостью в классах коррекционно-педагогической поддержки изучают такие учебные предметы, как «Математика», «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Трудовое обучение», «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Социально-бытовая ориентировка». Количество учебных часов, которое отводится на дисциплины «Трудовое обучение», «Социально-бытовая ориентировка», «История Отечества», с каждым годом увеличивается; количество учебных часов на предметы «Математика», «Письмо и развитие речи» не изменяется и соответствует учебному плану С(К)ОУ VIII вида. Так, для учащихся с нарушением интеллекта количество часов учебных занятий в четвертом классе распределяется между общеобразовательным классом и классом коррекционно-педагогической поддержки в соотношении 16:12, а к восьмому классу соотношение учебных часов становится 14:23.
Учебные занятия в общеобразовательном классе, в классе коррекционно-педагогической поддержки и коррекционные занятия отражены в общешкольном расписании, в индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутах, составленных специалистами для каждого ребенка.
ОКАЗАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Организация эффективной социально-образовательной интеграции возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектологов, логопедов и психологов, т. е. сотрудников, чья профессиональная деятельность обеспечивает проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.
Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка.
Учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги работают в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме.
Особое внимание при работе с детьми, имеющими нарушения в по познавательной сфере, уделяется разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной программы. Кроме того, выставляемые ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь. При этом важно, чтобы при ее выставлении за четверть и по итогам учебного года участвовали как учителя общеобразовательных классов, так и классов коррекционно-педагоической поддержки. Параметры оценивания детских работ по математике, чтению и русскому языку предлагаются ниже.
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Программы образовательных учреждений:
1 класс. 1 пол.
Без ошибок, 20 сл. и более - 5
1-2 ошибки, 15-20 сл. - 4
3-5 ошибок, 10-15 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 10 сл. - 2
2 полугодие
25-30 сл. - 5
20-25 сл. - 4
15-20 сл. - 3
Менее 15 сл. - 2
2 класс
1 полугодие
Без ошибок, 35-40 сл. - 5
1-2 ошибки, 30-35 сл. - 4
3-5 ошибок, 25-30 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 20 сл. - 2
2 полугодие
45-50 сл. - 5
40-45 сл. - 4
35-40 сл. - 3
Менее 35 сл. - 2
3 класс
1 пол.
Без ошибок, 55-60 сл. - 5
1-2 ошибки, 50-55 сл. - 4
3-5 ошибок 45-50 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 45 сл. - 2
2 пол.
65-70 сл. - 5
60-65 сл. - 4
55-60 сл. - 3
Менее 55 сл. - 2
4 класс
1 пол.
Без ошибок, 75-80 сл. - 5
1-2 ошибки, 70-75 сл. - 4
3-5 ошибок, 65-70 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 65 сл. - 2
2 пол.
85-90 сл. (вслух):115-120 сл. (про себя) - 5
75-80 сл. - 4
70-75 сл. - 3
Менее 70 сл. - 2
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1 класс(1-ое полугодие)
Не более 2 лексических ош. - 5
3-4 лексических ош. - 4
Не более 7 дислексических ош. - 3
8 и более ошибок - 2
2 полугодие
15-20 сл. - 5
10-15 сл. - 4
5-10 сл. - 3
Менее 5 слов. - 2
2 класс
1 полугодие
30-40 сл. - 5
20-30 сл. - 4
10-20 сл. - 3
Менее 10 сл. - 2
2 полугодие
40-50 сл. - 5
30-40 сл. - 4
20-30 сл. - 3
Менее 20 сл. - 2
3 класс
1 пол.
45-55 сл. - 5
35-45 сл. - 4
25-35 сл. - 3
Менее 25 слов - 2
2 полугодие
50-60 сл. - 5
40-50 сл.- 4
30-40 сл. - 3
Менеее 30 сл. - 2
4 класс
1 пол.
60-70 сл. - 5
50-60 сл. - 4
40-50 сл. - 3
Менее 40 слов. - 2
2 пол.
70-80 сл. - 5
60-70 сл. - 4
50-60 сл. - 2
Менее 50 слов. - 1
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Программы образовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы
1 класс
Отметки не выставляются ( 1 пол.)
Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям (2 пол.)
2 класс
30-40 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - 5
20-30 сл.- 4
10-20 сл. - 3
Менее 10 сл.- 2
3 класс
50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи-5
40-50 сл.- 4
30-40 сл. - 3
Менее 30 сл.- 2
4 класс
70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. - 5
60-70 сл. - 4
50-60 сл. - 3
Менее 50 сл. - 2
Качественная оценка чтения учащихся классов VIII вида.
· Плавно читать по слогам слова, предложения, связанные тексты; отвечать на вопросы по содержанию и по иллюстрации; уметь слушать; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или по иллюстрации
(1 кл.)
· Читать по слогам короткие тексты. Соблюдать интонации в соответствии со знаками препинания (2 кл.)
· Читать осознанно и правильно текст целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова - по слогам (3 кл.)
· Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением пауз между предложениями, логических ударений, необходимой интонации (4 кл.).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Отметка | Программы общеобразовательной школы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1—4 классы |
«5» | Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить | Нет орфографических ошибок; допустимо 1 исправление и 1—2 дисграфические ошибки | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные | Допущены 1-3 орфографические ошибки и не более 2— 3 дисграфических ошибки | Допущены 1-2 орфографические ошибки | Допущены 1—3 ошибки |
«3» | Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических | Допущены 5-6 орфографических ошибок и не более 4— 5 дисграфических ошибок | Допущены 3—5 ошибок | Допущено 4—5 ошибок |
«2» | Допущены 5-8 орфографических ошибок | Допущены 8—9 орфографических ошибок и более 4 дисграфических ошибок | Допущено более 5 ошибок | Допущены 6—8 ошибок |
«1» | Допущено более 8 орфографических ошибок | — | Допущено более 8 ошибок |
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова)
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ (1-4 КЛАССЫ)
Отметка | Программы общеобразователь-ной школы; | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1―4 классы |
Нет ошибок | Нет ошибок | Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему,так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета | Нет ошибок | |
1-2 не грубые ошибки | 1-2 не грубые ошибки | Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу | 2-3 не грубые ошибки | |
2-3 ошибки; 3-4 не грубые ошибки, но ход решения задачи верен. | 2-3 ошибки; 3-4 не грубые ошибки, но ход решения задачи верен. | Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу | Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из 2 составных задач, хотя и с не грубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий | |
«2» | Более 4 грубых ошибок, не решена задача | Более 4 грубых ошибок, не решена задача | Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу | Выполнено не менее половины заданий, не решена задача |
«1» | Задание не выполнено | Полностью не усвоил программный материал | Не выполнил задания, не приступал к решению задачи | |
Примечания | Негрубымиошибками считаются (-незначительные неточности в формулировках и использовании лексики, в процессе вычислений допустил отдельные несущественные ошибки и сам их исправил. -в ходе решения задачи недостаточно точное пояснение при правильном решении задачи, -неточности в процессе практической деятельности по измерению и черчению (необходимо учитывать особенности развития ручной моторики учащихся) | Негрубымиошибками считаются: - незначительные неточности в формулировках и использовании лексики; в процессе вычислений допустил отдельные несущественные ошибки и сам их исправил; - в ходе решения задачи недостаточно точные пояснения при правильном решении задачи; | Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий; - неверные вычисления в случае, когда цель задания ― проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа; -несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам Недочеты: - неправильное списывание данных; - ошибки в записи математических терминов; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; -наличие записи действий; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа | Негрубымиошибками считаются: - ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); - ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; - нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; -нарушение в правильности расположения записей, чертежей; -небольшая неточность в измерении и черчении |
по материалам пособия Е.А. Екжановой и Е.В. Резниковой «Основы интегрированного обучения».- М.: Дрофа, 2008.
Автор-составитель Майсурадзе И.Ю., методист кабинета дефектологии УИПК ПРО.