Учебники и учебные пособия. Методические указания

Методические указания

По написанию курсовых и дипломных работ

Симферополь, 2013

Методические указания по написанию курсовых и дипломных ра­бот. 3-е переработанное издание / Составители: Л.А. Багрова, Б.А. Вахрушев, И.Б. Вахрушев. - Симферополь: ТНУ, 2013. - 19 с.

Методические указания по написанию курсовых и дипломных ра­бот по специальностям географического факультета и колледжа - специальность «туристическое обслуживание» составлены на основании действующих норм Госстандарта и нормативных документов ДАК Украины.

Печатается по решению научно-методического Совета Тав­рического национального университета от 20.01.2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из квалификационных требований к специалистам с университетским образованием является умение выполнять научные исследования, пра­вильно оформлять научные и производственные отчеты, публиковать полученные результаты.

Дипломная и курсовая работа представляют собой закончен­ное студенческое научное исследование, и их оформление должно соответствовать положениям действующих ГОСТов и требова­ниям ДАК Украины.

Настоящие методические указания подготовлены с учетом следующих документов:

1. Государственный стандарт Украины ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники (Структура и правила оформления)». - Киев: Госстандарт Украины, 1995. -37с.

2. Международный стандарт - Systemof standards on information, librarianship and publishing. YSO 5966. 1982.

3. Основниі вимоги до дисертацій та автореферата дисертацій // Бюллетень ВАК Украины. - 1997. - №2. - С. 12-22.

4. Оформление дипломной работы на соискание квалификаци­онного уровня «бакалавр» («специалист», «магистр»). Мето­дические рекомендации: Составители Бержанский В.Н., Полулях С.Н. - Симферополь: СГУ, 1999. - 27 с.

5. Як правильно оформити дисертацію та документи атестаційної справи: зб. нормат. док. з питань атестації наукових кадрів вищої кваліфікації. - К.: Ред. Бюл. Вищої атестаційної комісії України, 2010. - 48 с.

ЗАДАЧИ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Система университетского образования большое внимание уделяет подготовке студентов к самостоятельной работе. В учебных планах бакалавров, специалистов и магистров специальностей«география», «туризм» «экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» и специальности колледжа «туристическое обслуживание» предусмотрено выполнение курсовых и выпускных работ.

В ходе их выполнения студентыдолжны овладеть следующими основными навыками научно-исследовательской работы:

• собирать необходимую научную информацию путем изучения специальных литературных, картографических, фондовых источников и личных полевых наблюдений;

• целенаправленноанализировать, отбирать и обобщать содержащиеся в них сведения;

• овладевать комплексом разнообразных методов получения и обработки научной информации, включая традиционные и современные (компьютерные и др.) методики исследования;

• логично излагать и оформлять результаты своих исследований;

• четко формулировать и защищать полученные научные выводы и рекомендации.

ВЫБОР ТЕМЫ

Система научной работы студента построена таким образом, что выполнение курсовых работ помогает написанию дипломной работы. Необходимо уже на младших курсах наметить тему будущей дипломной работы и начинать собирать материал для ее выполнения. Окончательно тема дипломной работы утверждается кафедрой на выпускном курсе.

Курсовая работапо специальности «экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» на втором курсе пишется в основном по физико-географической характеристике территорий (по выбору студента) и их экологическим проблемам с акцентом на взаимосвязи и взаимобусловленность природных компонентов ландшафта.

Например, могут быть такие темы: «Планетарная роль льда», «Проблемы устойчивого развития Земли», «Экологическая роль рас­тительного покрова», «Изменения климата и экологические проблемы».

На третьем курсе тема работы выбирается из учебных дисциплин: «Основы природопользования», «Экология человека», «Нормирование антропогенной нагрузки на природную среду», «Экологический мониторинг» и др. В работе может рассматриваться одна из экологических проблем или же экологические вопросы конкретных территорий с анализом их ландшафтных особенностей.

Например: «Устойчивость ландшафтов ЮБК к рекреационным нагрузкам», «Ландшафты и экологические проблемы Керченского полуострова».

Начетвертом курсе пишется курсовая работа по дисциплинам блока свободного выбора студентов.

На пятом курсе - квалификационная работа специалиста или магистра.

По специальности "география"на первом курсе пи­шется курсовая работа по двум дисциплинам (по выбору студентов): «Общее землеведение» или «Основы общественной гео­графии» (кафедра землеведения и геоморфологии или кафедра экономической и социальной географии).

На втором курсе студенты выбирают одну из тем по курсам «Физическая география материков и океанов», «Региональная физическая география», «Ис­пользование природных ресурсов и охрана природы», «Геология общая и историческая», «Геоморфология и палеогеография», «Общая гидрология», «Метеорология и климатология» (кафедра физической географии и океанологии или кафедра землеведения и геоморфологии).

На третьем курсе пишется курсовая по одной из дисциплин: «География мирового хозяйства», «Экономическая и со­циальная география стран мира».

На четвертом курсе – курсовая работа по блоку дисциплин свободного выбора студентов.

На пятом курсе - квалификационная работа специалиста или магистра.

По специальности «туризм» пишутся три курсовые работы на 1-м, 2-м, 3-м курсах по соответствующим дисциплинам учебного плана. На пятом курсе - квалификационная работа специалиста или магистра.

После утверждения темы дипломной работы на кафедре и Ученом совете факультета ее изменения допускаются только в исключительном случае.

Для специальности «туристическое обслуживание» по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист», подготовка которого осуществляется в колледже ТНУ имени В.И. Вернадского, предусмотрены 2 курсовые работы. В четвертом семестре второго курса пишется курсовая работа по одной из дисциплин: «История туризма» и «Туристические ресурсы Украины». В шестом семестре третьего курса для написания курсовой работы студент выбирает одну из тем по дисциплинам «Рекреационная география», «Рекреационные комплексы», «Технология туристической деятельности». В этой же курсовой работе предусматривается раздел, где выполняется практическое задание по одной из тем соответствующих дисциплин.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

При написании курсовых и дипломных работ за студентами закрепляется один из преподавателей кафедры. Руководство курсовыми и дипломным могут осуществлять также ученые и специалисты из других организаций. На­учный руководитель консультирует, рецензирует и оценивает отдельные этапы выполнения работы. Он примерно обрисовывает содержание бу­дущей работы, рекомендует для начала несколько основных источников литературы.

Основная же работа по составлению программы, календарного пла­на, подбору литературы и написанию текста выполняется студентами самостоятельно. В процессе выполнения научных работ студент обязан не реже одного раза в 10 дней информировать руководителя о выполнении плана и предоставлять рукопись разделов руководителю для оз­накомления.

Сбор фактического материала может осуществляться в виде полевых исследовательских работ, научных экскурсий, работы в фондах научных, статистических и производственных организаций, библиотеках, архивах и др. Эти работы выполняются под контролем научного руководителя.

В обязанность руководителя не входит редактирование текста. Он лишь делает замечания по тексту (стиль, редакция, оформление). Кафед­ра на своих заседаниях периодически рассматривает ход выполнения студентами курсовых и дипломных работ.

После ознакомления с дипломом научный руководитель дает отзыв, а заведующий кафедрой допускает работу к защите.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ

После выбора темы и ее утверждения на кафедре студент приступает к выполнению курсовой или дипломной работы. Первоначально следует уточнить цель работы, ее структуру, количество и название разделов, примерный объем в страни­цах каждого раздела. Данный вид работы выполняется при консультации с научным руководителем.

Цель работы должна быть четко сформулирована. Как правило, это небольшая часть научной проблемы, доступная для исследова­ния студентом. Исходя из цели работы, ставится ряд конкретных задач, которые решаются в процессе написания работы. Обычно каждый раздел курсовой или дипломной работы посвящен рассмотрению отдельных задач. Поэтому от их числа зависит ко­личество разделов.

Для своевременного выполнения работы необхо­димо составитькалендарный план, т.е. график написания разделов с ука­занием даты представления их научному руководителю для просмотра.

НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Дипломная и курсовая работа должна быть изложена четким научным языком с использованием соответствующей терминологии. Не допускается копирование целых кусков текста из интернета или печатных изданий за исключением случаев цитирования отдельных положений со ссылкой на автора. Эта информация должна быть переработана и подана собственными словами, суждениями и мыслями. Студенческая работа, состоящая из отдельных кусков непереработанного чужого текста, не принимается научным руководителем и оценивается «неудовлетворительно».

Дипломная или курсовая работа должны иметь следующую структу­ру: титульный лист, реферат, содержание, введение, основную часть, разбитую на разделы и подразделы, заключение, список использованной ли­тературы.

Общий объем - 25-45 страниц печатного текста для курсовых работ, для диплом­ных - 50-80 страниц. Таблицы, рисунки и фотографии, занимающие отдельную страницу и не имеющие текста кроме подписи и легенды, не учитываются в общий объем работы. Однако эти страницы нумеруются в общем порядке. Если диплом сопровождается большим количеством графического и табличного материала, он может быть помещен в приложении. Объем приложения не входит в объем листов основного тома дипломной работы.

Реферат (не более 0,5 страницы) должен кратко отражать основную информацию, заключенную в работе. Он пишется на русском, украинском и на английском языках. Указываются ключевые слова в количестве от 5 до 15 слов, напечатанных прописными буква­ми в именительном падеже, в строку, через запятые. Например: ЭКОЛО­ГИЯ, ТУРИЗМ, ГЕОГРАФИЯ и т. д.

Содержание отражает названия (заголовки) разделов и подразделов. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Введение обычно пишется на 2-3 страницах. В нем необходимо рас­крыть актуальность рассматриваемой проблемы, обосновать важность выбранной темы, новизну подхода. Здесь же формулируется цель работы изадачи, которые ставились автором. Определяются объекти предметисследования.

Во введении могут быть описаны методы, использованные студентом при написании работы, перечислены основные использован­ные материалы (особенно, если использовались материалы других организации). Если методы исследования занимают большое место в ра­боте, то они выделяются в отдельную главу. Приводятся научные студенческие конференции, где докладывались отдельные части работы или ее результаты, а также публикации студента. В конце введенияуказывается общее количествостраниц текста и приложенных графических материалов.

Основной текст начинается с анализа состояния вопроса (проблемы), а затем даются ответы на поставленные во введении задачи. При написанииосновного текста весь собранный материал излагается по плану своими словами. Там, где приводятся конкретные факты, цифро­вые данные или цитаты,делаются ссылкина тот источник, откуда они получены. На собственные материалы ссылки не обязательны.

Согласно требованиям ГОСТов по оформлению научных работ основной формой ссылок является цифровая: после упоминаемой в тексте фамилии автора ставится порядковый номер работы из списка цитируемой ли­тературы, составленного по алфавиту, заключенный в квадратные скобки. Например - [5].

Рассмотрим несколько наиболее типичных примеров:

1. В квадратных скобках ставится порядковый номер цитируемой публикации. Точка ставится после ссылки. Например: ... на полуострове выделяют 11 основных типов сезон­ных циркуляций [7].

2. При дословном цитировании слова автора берутся в кавычки и в ссылке указывается страница, на которой находится цитата. Например: «Для оценки экологических ситуаций на уровне регионов и микрорегионов используется понятие террито-риальной геоэкологической нормы...» [5, с. 156].

3. Если же в самом тексте приводится мнение кого-то из авторов, то ссылка делается иначе. Например: ...как отмечает А.А. Борисов [7], на полуострове вы­деляют 11 основных типов сезонных циркуляций.

В конце каждого раздела и подраздела необходимо сделать обобще­ние, выводы, подытожить то, о чем шла речь. Такие выводы являются своеобразным «мостиком» к следующему разделу.

Заключение отражает общий итог проведенной работы. В немформулируется основной вывод, высказывается мнение о значении и перспективах развития рассмотренной проблемы.

Список использованной литературы оформляется в со­ответствии с общепринятыми стандартами. Работы располагаютсяв ал­фавитном порядке и нумеруются. Все работы, на которые были ссылки в тексте, долж­ны быть указаны в списке литературы, в т.ч. фондовые материалы (отчеты)и электронные ресурсы. Иностран­ные источники на латинском алфавите помещаются в конце списка литературы.

Примеры оформления цитируемой литературы

Источники указываются на языке оригинала

Книги

Один автор: Клюкин А.А. Экзогеодинамика Крыма / Клюкин А.А. - Симферополь: Таврия, 2007. - 320 с.

Два автора: Боков В.А. Основы экологической безопасности / В.А. Боков, А.В. Лущик. - Симферополь: СОНАТ, 1998. - 224 с.

Четыре и более авторов: Красная пещера. Опыт комплексных карстологических исследований / [Дублянский В.Н., Вахрушев Б.А., Амеличев Г.Н., Шутов Ю.И.]. - М.: Изд-во Моск. Рос. Ун-та дружбы народов, 2002. - 190 с.

Учебники и учебные пособия

Вахрушев Б.О. Рельєф України. підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / Б.О. Вахрушев, І.П. Ковальчук, О.О. Комлев. - К.: Слово, 2010. - 688 с.

Наши рекомендации