Динамика изменений по тесту КОС (организаторские способности) в экспериментальной группе
Выводы:
В результате проведенного нами исследования была подтверждена гипотеза о том, что реализация программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся способствует развитию метапредметных и личностных результатов учащихся. Коммуникативная компетентность складывается из коммуникативных навыков и умений. В нашей работе мы рассматривали такие коммуникативные навыки, как способность устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, адекватно реагировать на провоцирующие ситуации и критику, оказывать поддержку и проявлять эмпатию, адекватно разрешать конфликтные ситуации, а так же демонстрировать навыки организаторской деятельности.
По результатам исследования просматриваются основные слабости в коммуникативной сфере подростков, так было показано, что ниже всего развиты способности адекватно реагировать на критику в процессе общения, налаживать контакт с незнакомыми людьми. Преобладающий агрессивный стиль коммуникации отчасти объясняется спецификой подросткового возраста, однако, в большей степени относится к слабо развитым коммуникативным способностям.
Повышение всех шкал в экспериментальной группе, подтвержденное методами математической обработки говорит о подтверждении нашей гипотезы о том, программа психологического сопровождения развития коммуникативных компетенций способствует развитию метапредметных и личностных результатов. Были подтверждены повышения уровня развития коммуникативной компетентности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осмысленно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. В нашей исследовательской работе были выполнены следующие задачи:
1.Изучены научные подходы к проблеме формирования коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
2.Изучены документы о современных государственных стандартах.
3. Изучен уровень развития коммуникативной компетентности у младших подростков – учащихся на ступени основного общего образования.
4. Разработана и апробирована программа психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.
5. Исследована результативность программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.
По результатам анализа, в нашей работе была показана эффективность целенаправленной деятельности педагогического коллектива и педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков. В работе было отмечено, что развитие коммуникативных способностей ведет за собой и развитие организаторских способностей – ведь для того, чтобы быть хорошим организатором, необходимо обладать развитыми навыками коммуникации. Путем качественного анализа результатов в экспериментальной группе, было выявлено, что повышение показателей по исследуемым шкалам заметно отражались в повседневной жизни подростка – развитие коммуникативных навыков повышало статус учащегося в группе, повышало уровень самооценки подростка, помогало проявлению лидерских качеств.
Эффективность программы объясняется целенаправленным воздействием через групповые формы работы на развитие коммуникативных навыков учащихся, а так же комплексным воздействием всех участников образовательного процесса на развитие коммуникативных навыков младших подростков.
Список источников литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 256с.
1. Буртова Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2002
4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. - М.: Ось-89, 2008
6. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. - СПб.: Питер, 2008.
7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991.
8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. –М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
9. Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. . М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
10. Кипнис М. Тренинг коммуникативности. - М., Ось -89, 2004
11. Куницына В.П. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002.
12. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М.: Высшая школа, 1971.
13. Леонтьев А.А. Что такое язык. – М.: Педагогика, 1976.
14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2007
15. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: изд-во МГУ,1989.
17. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.
18. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
20.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
21. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.
22. Сборник программ победителей 2 Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ. - М.: 2010
23. Сборник программ победителей 3 Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ.- М.: 2011
24. Сборник программ победителей 4 Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ. - М.: 2012
25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. Приложение. –М.:2010
26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. –М.: Психотерапия, 2009.
27. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М.: «Знание», 1978.
28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2011
29. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
30. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005