Методические рекомендации по выполнению заданий

Положение об учебном кабинете начальных классов

1. Общие положения.

1.1.Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

1.2.Занятия в кабинете должны служить:

- активизации мыслительной деятельности учащихся;

- формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;

- формированию коммуникативной культуры учащихся;

- развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;

- воспитанию высокоорганизованной личности.

1.3.Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.

1.4.Учебная нагрузка кабинета – не менее 36 часов в неделю.

2. Основные требования к учебному кабинету.

2.1.Соответствие оборудования и оснащения кабинета требованиям СанПиН.

2.2.Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

2.3.Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.

2.4.Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

- положение об учебном кабинете начальных классов общеобразовательного учреждения;

- должностная инструкция заведующего кабинетом;

- правила пользования учебным кабинетом для учащихся;

- акт готовности кабинета к новому учебному году;

- валеологический паспорт кабинета;

- инвентарнаяведомостьна имеющееся оборудование;

- паспорт автоматизированного рабочего места учителя;

- каталог учебных, учебно-информационных и учебно-методических материалов;

- анализ и план работы по развитию кабинета.

2.5.Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

2.6.Наличие в кабинете инструкций и журнала инструктажа по технике безопасности для учащихся.

3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

3.1.Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения, необходимым для реализации ФГОС и выполнения образовательной программы школы.

3.2.Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям ФГОС, реализуемому учебно-методическому комплекту.

3.3.Обеспеченность обучающихся учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы и реализуемым учебно-методическим комплектом.

3.4.Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и др.материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

3.5.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

- рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности;

- правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

- материалы, используемые в учебном процессе.

Анализ работы кабинета начальных классов за --- учебный год

В прошедшем учебном году кабинет начальных классов № 7 был организован как учебно-воспитательное подразделение образовательного учреждения, оснащённое комплектом учебной техники, учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по предметам. Кроме того, кабинет использовался в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно полезного труда учащихся, внеурочной деятельности, дополнительного образования, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Классное помещение просторное, хорошо проветриваемое и в меру светлое. Для защиты от яркого солнечного света предусмотрены жалюзи.

Ежедневно в первой половине дня в кабинете проводились уроки в 1 классе по утверждённому расписанию, во второй половине – уроки во 2 классе. По субботам, в соответствии с графиком, в кабинете проходили занятия с одарёнными и слабоуспевающими детьми. Была использована возможность для организации индивидуальной, групповой и коллективной работы. Так же по субботам проходили встречи с родителями, родительские собрания, и родительские всеобучи.

Психологически и гигиенически комфортная среда в кабинете организована так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию учебной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по предметам и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

На основании результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся можно сделать вывод о том, что занятия в кабинете способствовали:

- формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;

- ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;

- совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В прошедшем учебном году проведена большая и плодотворная работа по обновлению материально-технической базы кабинета и совершенствованию образовательного процесса, а именно:

- установлены компьютер, локальная сеть;

- осуществлено подключение к сети ИНТЕРНЕТ;

- функционирует программное обеспечение для проведения сетевых демонстраций во время уроков;

- имеется оргтехника: сканер, принтер, проектор, экран;

- собрана коллекция мультимедийных уроков, тестов по предметам на DVD и CD дисках.

- приобретено для кабинета 15 парт и 30 стульев для учащихся, отвечающих современным требованиям гигиены и возрастным особенностям учащихся;

- модернизирован и обновлён раздаточный материал;

- систематизирован демонстрационный материал;

Использование сменных стендов, тестовых технологий, презентаций, введение информатизации позволяют соблюдать преемственность в использовании наглядности между младшим и средним звеном образования в школе.

Планируется в следующем учебном году:

- проводить дальнейшее внедрение средств ИКТ в образовательный процесс;

- пополнение фонда электронных пособий, электронных учебников и программ;

- оборудовать кабинет современным стендовым и раздаточным материалом;

- разработать пособия, методические указания и конкретный учебный материал для работы с одарёнными детьми, индивидуальных и групповых занятий.

Анализ работы по оборудованию и оснащению кабинета начальных классов № 7

Кабинет предназначен для организации учебного процесса учащихся 1 – 4 классов, включающего проведение:

- учебных занятий;

- индивидуальной работы с учащимися;

- классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.

Цель работы кабинета: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды для учащихся начальных классов.

Задачи кабинета:

1. Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.

2. Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

3. Систематически обновлять стендовые материалы кабинета для создания развивающей среды.

4. Содействовать формированию эстетической культуры личности.

5. Основными направлениями деятельности кабинета являются:

6. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

7. Дидактическое обеспечение учебных занятий.

8. Создание развивающей образовательной среды.

По первому направлению в течение учебного года были проведены следующие мероприятия:

1. Приобретены регулируемые с учётом роста учащихся парты и стулья, что способствовало сохранению осанки учащихся, уменьшению количества детей со сколиозом ( по данным диспансерного осмотра).

2. Установка жалюзи позволила создать световые комфортные условия и содействовала регулированию светового режима.

3. Над доской были установлены софиты, что способствует сохранению зрения учащихся.

Таким образом, данные изменения способствовали сохранению физического здоровья учащихся, в том числе осанки, зрения; созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий. В то же время нерешённой остаётся проблема замены окон. Необходимо установить пластиковые окна, что облегчит возможность проветривания учебного кабинета и обеспечит более высокую звукоизоляцию и светопроницаемость, повысит соблюдение правил ТБ.

По второму направлению в течение прошлого учебного года разработаны дидактические материалы по основным темам, изучаемым на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира, которые позволяют учитывать особенности восприятия информации на этапе изучения новых знаний и способов действий. Разработаны и подготовлены индивидуальные разноуровневые карточки для организации работы по закреплению и применению знаний и способов действий с учётом различного уровня обученности учащихся; комплекты для развития познавательных интересов учащихся и организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов; разноуровневые дидактические материалы к урокам русского языка и математики. С целью формирования и развития навыков работы с текстами подготовлены тестовые контролирующие материалы по темам, включённым для изучения на уроках литературного чтения. Таким образом, использование в учебном процессе дидактического материала позволило добиться более высокого уровня обученности учащихся.

В перспективе потребуется разработка дидактического материала, направленного на развитие логического мышления: умение анализировать, выделять главное, делать выводы, материалов для развития объёма вербальной памяти учащихся.

По третьему направлению систематически обновлялся стенд «Это интересно» с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся ( материал обновляется 1 раз в месяц). В то же время этого недостаточно. Необходимо привлекать учащихся к обновлению стендовых материалов.

Приобретённые мультимедийная установка, экспозиционный экран, DVD проигрыватель дают возможность использовать в учебном процессе информационные технологии и электронные образовательные ресурсы.

Проведённые анализ позволяет сделать вывод, что данные направления работы кабинета актуальны и в предстоящем учебном году необходимо направить усилия на решение следующих задач:

1. Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.

2. Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

3. Систематически обновлять стендовые материалы кабинета для создания развивающей среды.

4. Содействовать формированию эстетической культуры личности.

Валеологический паспорт кабинета № 7

Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты
Коэффициент естественной освещённости ( наиболее удалённое место 1,75 – 2 % ) согласно нормам
Основной поток света ( только с левой стороны) с левой стороны
Наличие световых проёмов в стене, где висит доска ( не допускается ) нет
Расположение пособий впереди, сбоку.
Оптимальная ориентация окон классных комнат согласно нормам
Гигиенические нормы соблюдение окон чистота, жалюзи
Место цветов в классе сзади, впереди, сбоку ( в специально отведённых местах)
Освещённость классной комнаты согласно нормам
Включение светильников ( раздельное) раздельное
Освещённость рабочей поверхности норма
Наполняемость классной комнаты
Площадь классной комнаты 52 м2
Форма классной комнаты норма
Расположение столов в классной комнате согласно нормам
Вход в класс сбоку, впереди

Диагностическая карта учебного кабинета начальных классов № 7

Зав. кабинетом Стаж работы зав. кабинетом Время функционирования кабинета
Юпатова Ольга Анатольевна 12 лет 830 - 1830
Правила поведения и техники безопасности Инструкции Журнал по ТБ Уголок безопасности
План работы кабинета имеется
Административный контроль за деятельностью кабинета осуществляется
Контроль за выполнением требований к кабинету осуществляется
Оформление кабинета
Комфортность условий для работы учащихся и учителя Эстетичность оформления Материалы образовательного стандарта Наличие измерителей стандарта Рекомендации учителя для учащихся
+ + + + +
Обеспечение деятельности кабинета
Мебель ( общее состояние) ТСО ( экран, проектор, аудио, видео и т.д.) Учебная и методическая литература, дидактические материалы, тесты и др. Материалы для учащихся ( литература, раздаточный материал) Планирование и проектирование деятельности учителя
хорошее + + + +
             

Рекомендации по подготовке письменных работ по представлению педагогического опыта

Доклад– это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
  2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
  3. Составить план доклада.
  4. Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
  5. Прочитать текст и отредактировать его.
  6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.

Примерная структура доклада:

  1. Титульный лист
  2. Текст работы
  3. Список использованной литературы

Методические рекомендации.Приступая к подготовке методических рекомендаций, следует исходить из того, что они рассчитаны на конкретного адресата.

Структура методических рекомендаций:

  1. Введение, где читатель подготавливается к знакомству с конкретным методическим материалом и где указывается предполагаемый пользователь методической разработки.
  1. Основная часть, где детально раскрываются предлагаемые технологии, методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в педагогической деятельности.
  1. Заключение, где делаются выводы по изложенному материалу.
  2. Список информационных источников, где приводятся источники, на основании которых написаны методические рекомендации, а также литература в помощь пользователю методической разработкой.

Проектный лист

Тема __________________

___________________

Проблема исследования _____________________________________________________

_______________________

Цель исследования _________________________________________________________

_______________________

Объект исследования _______________________________________________________

_______________________

Предмет исследования ______________________________________________________

_______________________

Гипотеза __________________________________________________________________

______________________________________________

Задачи исследования:

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

Методы исследования: ______________________________________________________

______________________

Оценивание презентации (мультимедийной)

№ п/п Критерии оценивания Показатели
Содержание 1. Постановка цели. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Достижение целей презентации: · использование теоретического материала; · наличие исследовательских материалов, соответствующих достижению поставленной цели; · наличие графического изображения результата; · наличие рисунков, фотографий, отвечающих содержанию презентации; · соблюдение авторских прав. 4. Наличие выводов и рекомендаций по итогам всей работы.
Представление информации 1. Краткость изложения. 2. Объём информации на слайдах не превышает 3-х фактов. 3. Заголовки выделяются на общем фоне. 4. Шрифты соответствуют назначению информации. 5. Наиболее важная информация помещается в центре слайда. 6. Присутствие логики в представлении слайдов.
Дизайн 1. Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию презентации. 2. Диаграммы, фотографии и рисунки соответствуют содержанию и интересны. 3. Целесообразность применения анимационных эффектов обусловлено содержанием. 4. Все списки и таблицы выстроены и размещены корректно. 5. Соблюдение единства стиля в оформлении всей презентации.
Корректность текста 1. Точность, полезность, актуальность информации прослеживается на протяжении всей презентации. 2. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Оценка докладчика 1. Краткость, четкость речи в изложении материала. 2. Соблюдение регламента.

Тест на проверку готовности к презентации

Проведение презентации

Я планирую:

□ следить не только за тем, что говорится, но и как я это говорю;

□ проводить презентацию живо, с энтузиазмом и в характерной для меня манере;

□ использовать контакт глаз, чтобы придать презентации характер личной и живой беседы;

□ говорить четким голосом, в полную силу, но не очень быстро.

Техника вопросов и ответов

Я планирую:

□ предвидеть вопросы и тренироваться на них отвечать заранее; наблюдать за тем, кто спрашивает, и тщательно выслушивать вопрос;

□ выслушивая вопрос, держать руки в нейтральном положении;

□ повторить вопрос, чтобы уточнить его и дать возможность всем услышать его;

□ поддерживать одинаковый стиль и манеру поведения, как во время задавания вопросов, так и во время презентации;

Что делать с тревожностью перед презентацией

Я планирую:

□ глубоко дышать;

□ сосредоточиться и расслабиться;

□ высвобождать напряжение с помощью простых изометрических упражнений;

□ двигаться во время презентации;

□ поддерживать контакт глаз с аудиторией.

Как планировать и организовывать презентацию

Я буду:

□ формулировать цели;

□ анализировать и оценивать слушателей;

□ осмысливать главные идеи;

□ обдумывать подпункты, подкрепляющие главные идеи;

□ планировать раздачу наглядных материалов;

□ планировать показ визуальных материалов;

□ четко формулировать возможные преимущества;

□ включать в презентацию основную идеи, вводные предложения и предложения для основной части презентации;

□ создавать четкую структуру введения;

□ формулировать убедительный вывод.

Разработка и применение визуальных материалов

Я собираюсь:

□ использовать принцип простоты и краткости;

□ правильно подобрать таблицы и графики;

□ правильно подобрать заголовки;

□ стараться говорить, глядя на слушателей, а не на проектор или диаграмму;

□ стоять в центре;

□ рационально пользоваться указкой.

Процесс подготовки к презентации

Я собираюсь:

□ проверить расстановку стульев, аудио-, видеооборудование, раздаточные материалы для презентации;

□ стоя отрепетировать выступление и показать воображаемой аудитории иллюстративные материалы.

Проведение презентации

Я планирую:

□ вникать в то, что я говорю и как я это говорю;

□ вести презентацию живо, с энтузиазмом и целенаправленно;

□ придать презентации характер личной оживленной беседы;

□ говорить четко и довольно громко.

Серия вопросов и ответов

Я планирую:

□ поднимать руку и делать шаг к аудитории, предлагая задавать вопросы;

□ наблюдать за тем, кто спрашивает, и внимательно его слушать;

□ повторять вопросы, если это необходимо;

□ не изменять свой стиль и поведение;

□ во время ответов поддерживать контакт глаз со всей аудиторией.

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

Цель профессионального развития_______________________________

_______________________________________________________________

Задачи и их решение

Наши рекомендации