Методические рекомендации по выполнению заданий
Положение об учебном кабинете начальных классов
1. Общие положения.
1.1.Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.
1.2.Занятия в кабинете должны служить:
- активизации мыслительной деятельности учащихся;
- формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;
- формированию коммуникативной культуры учащихся;
- развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
- воспитанию высокоорганизованной личности.
1.3.Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.
1.4.Учебная нагрузка кабинета – не менее 36 часов в неделю.
2. Основные требования к учебному кабинету.
2.1.Соответствие оборудования и оснащения кабинета требованиям СанПиН.
2.2.Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
2.3.Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.
2.4.Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
- положение об учебном кабинете начальных классов общеобразовательного учреждения;
- должностная инструкция заведующего кабинетом;
- правила пользования учебным кабинетом для учащихся;
- акт готовности кабинета к новому учебному году;
- валеологический паспорт кабинета;
- инвентарнаяведомостьна имеющееся оборудование;
- паспорт автоматизированного рабочего места учителя;
- каталог учебных, учебно-информационных и учебно-методических материалов;
- анализ и план работы по развитию кабинета.
2.5.Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.
2.6.Наличие в кабинете инструкций и журнала инструктажа по технике безопасности для учащихся.
3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
3.1.Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения, необходимым для реализации ФГОС и выполнения образовательной программы школы.
3.2.Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям ФГОС, реализуемому учебно-методическому комплекту.
3.3.Обеспеченность обучающихся учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы и реализуемым учебно-методическим комплектом.
3.4.Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и др.материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
3.5.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
- рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности;
- правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
- материалы, используемые в учебном процессе.
Анализ работы кабинета начальных классов за --- учебный год
В прошедшем учебном году кабинет начальных классов № 7 был организован как учебно-воспитательное подразделение образовательного учреждения, оснащённое комплектом учебной техники, учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по предметам. Кроме того, кабинет использовался в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно полезного труда учащихся, внеурочной деятельности, дополнительного образования, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Классное помещение просторное, хорошо проветриваемое и в меру светлое. Для защиты от яркого солнечного света предусмотрены жалюзи.
Ежедневно в первой половине дня в кабинете проводились уроки в 1 классе по утверждённому расписанию, во второй половине – уроки во 2 классе. По субботам, в соответствии с графиком, в кабинете проходили занятия с одарёнными и слабоуспевающими детьми. Была использована возможность для организации индивидуальной, групповой и коллективной работы. Так же по субботам проходили встречи с родителями, родительские собрания, и родительские всеобучи.
Психологически и гигиенически комфортная среда в кабинете организована так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию учебной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по предметам и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
На основании результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся можно сделать вывод о том, что занятия в кабинете способствовали:
- формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;
- ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;
- совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
В прошедшем учебном году проведена большая и плодотворная работа по обновлению материально-технической базы кабинета и совершенствованию образовательного процесса, а именно:
- установлены компьютер, локальная сеть;
- осуществлено подключение к сети ИНТЕРНЕТ;
- функционирует программное обеспечение для проведения сетевых демонстраций во время уроков;
- имеется оргтехника: сканер, принтер, проектор, экран;
- собрана коллекция мультимедийных уроков, тестов по предметам на DVD и CD дисках.
- приобретено для кабинета 15 парт и 30 стульев для учащихся, отвечающих современным требованиям гигиены и возрастным особенностям учащихся;
- модернизирован и обновлён раздаточный материал;
- систематизирован демонстрационный материал;
Использование сменных стендов, тестовых технологий, презентаций, введение информатизации позволяют соблюдать преемственность в использовании наглядности между младшим и средним звеном образования в школе.
Планируется в следующем учебном году:
- проводить дальнейшее внедрение средств ИКТ в образовательный процесс;
- пополнение фонда электронных пособий, электронных учебников и программ;
- оборудовать кабинет современным стендовым и раздаточным материалом;
- разработать пособия, методические указания и конкретный учебный материал для работы с одарёнными детьми, индивидуальных и групповых занятий.
Анализ работы по оборудованию и оснащению кабинета начальных классов № 7
Кабинет предназначен для организации учебного процесса учащихся 1 – 4 классов, включающего проведение:
- учебных занятий;
- индивидуальной работы с учащимися;
- классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.
Цель работы кабинета: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды для учащихся начальных классов.
Задачи кабинета:
1. Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.
2. Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
3. Систематически обновлять стендовые материалы кабинета для создания развивающей среды.
4. Содействовать формированию эстетической культуры личности.
5. Основными направлениями деятельности кабинета являются:
6. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
7. Дидактическое обеспечение учебных занятий.
8. Создание развивающей образовательной среды.
По первому направлению в течение учебного года были проведены следующие мероприятия:
1. Приобретены регулируемые с учётом роста учащихся парты и стулья, что способствовало сохранению осанки учащихся, уменьшению количества детей со сколиозом ( по данным диспансерного осмотра).
2. Установка жалюзи позволила создать световые комфортные условия и содействовала регулированию светового режима.
3. Над доской были установлены софиты, что способствует сохранению зрения учащихся.
Таким образом, данные изменения способствовали сохранению физического здоровья учащихся, в том числе осанки, зрения; созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий. В то же время нерешённой остаётся проблема замены окон. Необходимо установить пластиковые окна, что облегчит возможность проветривания учебного кабинета и обеспечит более высокую звукоизоляцию и светопроницаемость, повысит соблюдение правил ТБ.
По второму направлению в течение прошлого учебного года разработаны дидактические материалы по основным темам, изучаемым на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира, которые позволяют учитывать особенности восприятия информации на этапе изучения новых знаний и способов действий. Разработаны и подготовлены индивидуальные разноуровневые карточки для организации работы по закреплению и применению знаний и способов действий с учётом различного уровня обученности учащихся; комплекты для развития познавательных интересов учащихся и организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов; разноуровневые дидактические материалы к урокам русского языка и математики. С целью формирования и развития навыков работы с текстами подготовлены тестовые контролирующие материалы по темам, включённым для изучения на уроках литературного чтения. Таким образом, использование в учебном процессе дидактического материала позволило добиться более высокого уровня обученности учащихся.
В перспективе потребуется разработка дидактического материала, направленного на развитие логического мышления: умение анализировать, выделять главное, делать выводы, материалов для развития объёма вербальной памяти учащихся.
По третьему направлению систематически обновлялся стенд «Это интересно» с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся ( материал обновляется 1 раз в месяц). В то же время этого недостаточно. Необходимо привлекать учащихся к обновлению стендовых материалов.
Приобретённые мультимедийная установка, экспозиционный экран, DVD проигрыватель дают возможность использовать в учебном процессе информационные технологии и электронные образовательные ресурсы.
Проведённые анализ позволяет сделать вывод, что данные направления работы кабинета актуальны и в предстоящем учебном году необходимо направить усилия на решение следующих задач:
1. Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.
2. Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
3. Систематически обновлять стендовые материалы кабинета для создания развивающей среды.
4. Содействовать формированию эстетической культуры личности.
Валеологический паспорт кабинета № 7
Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты | |
Коэффициент естественной освещённости ( наиболее удалённое место 1,75 – 2 % ) | согласно нормам |
Основной поток света ( только с левой стороны) | с левой стороны |
Наличие световых проёмов в стене, где висит доска ( не допускается ) | нет |
Расположение пособий | впереди, сбоку. |
Оптимальная ориентация окон классных комнат | согласно нормам |
Гигиенические нормы соблюдение окон | чистота, жалюзи |
Место цветов в классе | сзади, впереди, сбоку ( в специально отведённых местах) |
Освещённость классной комнаты | согласно нормам |
Включение светильников ( раздельное) | раздельное |
Освещённость рабочей поверхности | норма |
Наполняемость классной комнаты | |
Площадь классной комнаты | 52 м2 |
Форма классной комнаты | норма |
Расположение столов в классной комнате | согласно нормам |
Вход в класс | сбоку, впереди |
Диагностическая карта учебного кабинета начальных классов № 7
Зав. кабинетом | Стаж работы зав. кабинетом | Время функционирования кабинета | ||||
Юпатова Ольга Анатольевна | 12 лет | 830 - 1830 | ||||
Правила поведения и техники безопасности | Инструкции Журнал по ТБ Уголок безопасности | |||||
План работы кабинета | имеется | |||||
Административный контроль за деятельностью кабинета | осуществляется | |||||
Контроль за выполнением требований к кабинету | осуществляется | |||||
Оформление кабинета | ||||||
Комфортность условий для работы учащихся и учителя | Эстетичность оформления | Материалы образовательного стандарта | Наличие измерителей стандарта | Рекомендации учителя для учащихся | ||
+ | + | + | + | + | ||
Обеспечение деятельности кабинета | ||||||
Мебель ( общее состояние) | ТСО ( экран, проектор, аудио, видео и т.д.) | Учебная и методическая литература, дидактические материалы, тесты и др. | Материалы для учащихся ( литература, раздаточный материал) | Планирование и проектирование деятельности учителя | ||
хорошее | + | + | + | + | ||
Рекомендации по подготовке письменных работ по представлению педагогического опыта
Доклад– это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
- Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
- Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
- Составить план доклада.
- Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
- Прочитать текст и отредактировать его.
- Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
- Титульный лист
- Текст работы
- Список использованной литературы
Методические рекомендации.Приступая к подготовке методических рекомендаций, следует исходить из того, что они рассчитаны на конкретного адресата.
Структура методических рекомендаций:
- Введение, где читатель подготавливается к знакомству с конкретным методическим материалом и где указывается предполагаемый пользователь методической разработки.
- Основная часть, где детально раскрываются предлагаемые технологии, методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в педагогической деятельности.
- Заключение, где делаются выводы по изложенному материалу.
- Список информационных источников, где приводятся источники, на основании которых написаны методические рекомендации, а также литература в помощь пользователю методической разработкой.
Проектный лист
Тема __________________
___________________
Проблема исследования _____________________________________________________
_______________________
Цель исследования _________________________________________________________
_______________________
Объект исследования _______________________________________________________
_______________________
Предмет исследования ______________________________________________________
_______________________
Гипотеза __________________________________________________________________
______________________________________________
Задачи исследования:
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
Методы исследования: ______________________________________________________
______________________
Оценивание презентации (мультимедийной)
№ п/п | Критерии оценивания | Показатели |
Содержание | 1. Постановка цели. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Достижение целей презентации: · использование теоретического материала; · наличие исследовательских материалов, соответствующих достижению поставленной цели; · наличие графического изображения результата; · наличие рисунков, фотографий, отвечающих содержанию презентации; · соблюдение авторских прав. 4. Наличие выводов и рекомендаций по итогам всей работы. | |
Представление информации | 1. Краткость изложения. 2. Объём информации на слайдах не превышает 3-х фактов. 3. Заголовки выделяются на общем фоне. 4. Шрифты соответствуют назначению информации. 5. Наиболее важная информация помещается в центре слайда. 6. Присутствие логики в представлении слайдов. | |
Дизайн | 1. Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию презентации. 2. Диаграммы, фотографии и рисунки соответствуют содержанию и интересны. 3. Целесообразность применения анимационных эффектов обусловлено содержанием. 4. Все списки и таблицы выстроены и размещены корректно. 5. Соблюдение единства стиля в оформлении всей презентации. | |
Корректность текста | 1. Точность, полезность, актуальность информации прослеживается на протяжении всей презентации. 2. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. | |
Оценка докладчика | 1. Краткость, четкость речи в изложении материала. 2. Соблюдение регламента. |
Тест на проверку готовности к презентации
Проведение презентации
Я планирую:
□ следить не только за тем, что говорится, но и как я это говорю;
□ проводить презентацию живо, с энтузиазмом и в характерной для меня манере;
□ использовать контакт глаз, чтобы придать презентации характер личной и живой беседы;
□ говорить четким голосом, в полную силу, но не очень быстро.
Техника вопросов и ответов
Я планирую:
□ предвидеть вопросы и тренироваться на них отвечать заранее; наблюдать за тем, кто спрашивает, и тщательно выслушивать вопрос;
□ выслушивая вопрос, держать руки в нейтральном положении;
□ повторить вопрос, чтобы уточнить его и дать возможность всем услышать его;
□ поддерживать одинаковый стиль и манеру поведения, как во время задавания вопросов, так и во время презентации;
Что делать с тревожностью перед презентацией
Я планирую:
□ глубоко дышать;
□ сосредоточиться и расслабиться;
□ высвобождать напряжение с помощью простых изометрических упражнений;
□ двигаться во время презентации;
□ поддерживать контакт глаз с аудиторией.
Как планировать и организовывать презентацию
Я буду:
□ формулировать цели;
□ анализировать и оценивать слушателей;
□ осмысливать главные идеи;
□ обдумывать подпункты, подкрепляющие главные идеи;
□ планировать раздачу наглядных материалов;
□ планировать показ визуальных материалов;
□ четко формулировать возможные преимущества;
□ включать в презентацию основную идеи, вводные предложения и предложения для основной части презентации;
□ создавать четкую структуру введения;
□ формулировать убедительный вывод.
Разработка и применение визуальных материалов
Я собираюсь:
□ использовать принцип простоты и краткости;
□ правильно подобрать таблицы и графики;
□ правильно подобрать заголовки;
□ стараться говорить, глядя на слушателей, а не на проектор или диаграмму;
□ стоять в центре;
□ рационально пользоваться указкой.
Процесс подготовки к презентации
Я собираюсь:
□ проверить расстановку стульев, аудио-, видеооборудование, раздаточные материалы для презентации;
□ стоя отрепетировать выступление и показать воображаемой аудитории иллюстративные материалы.
Проведение презентации
Я планирую:
□ вникать в то, что я говорю и как я это говорю;
□ вести презентацию живо, с энтузиазмом и целенаправленно;
□ придать презентации характер личной оживленной беседы;
□ говорить четко и довольно громко.
Серия вопросов и ответов
Я планирую:
□ поднимать руку и делать шаг к аудитории, предлагая задавать вопросы;
□ наблюдать за тем, кто спрашивает, и внимательно его слушать;
□ повторять вопросы, если это необходимо;
□ не изменять свой стиль и поведение;
□ во время ответов поддерживать контакт глаз со всей аудиторией.
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
Цель профессионального развития_______________________________
_______________________________________________________________
Задачи и их решение