Авторы, теоретические подходы | Основное содержание (цели, особенности) | Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приемы, методы, алгоритмы) | Образовательные результаты | Библиография, информационные источники |
Анализ отечественной историко-педагогической литературы показывает, что проблема воспитания и роли семьи и школы, их взаимоотношений в этом процессе постоянно привлекала внимание педагогов. Дореволюционный опыт исследования этого вопроса (особенно интересен период со второй половины XIX по начало XX вв.) мало востребован и практически не изучен. В 20-30-е годы XX в. проблемы взаимодействия семьи и школы прямо или косвенно рассматривались в работах многих ученых (В.В.Зеньковский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, и др.). 60-80-е годы XX столетия стали периодом пристального и глубокого внимания к проблеме отношений школы и семьи. В это время появились многочисленные научные работы и публикации на эту тему. На выявление сущности и наиболее эффективных форм взаимодействия субъекта и объекта воспитательного процесса в различных институтах воспитания были направлены исследования В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова и др. Процесс взаимодействия семьи и школы непосредственно в воспитании учащихся освещался в работах Ю.К.Бабанского, И.В.Гребенникова. Роль взаимодействия семьи и школы раскрывалась в более узких направлениях воспитания: идейно-политическое (Т.П.Деусова), нравственное (Л.Д.Бобылева), эстетическое (Н.Н.Савина) Разрабатывались вопросы, связанные с педагогическим просвещением родителей, исследовалась подготовка учителей к работе с семьей (Р.М. Капралова, О.Н. Урбанская) | В настоящее время много говорится о том, что успешное взаимодействие основных субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества обучения и воспитания. Содержание работы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). | Формы внешкольного сотрудничества «семья - ребенок - школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности: - Традиционные формы (родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые занятия). - Нетрадиционные формы (родительские конференции, практикумы, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги). И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок. | 1. Установить прочные партнёрские взаимоотношения между образовательным учреждением и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником. 2. Сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей. 3. Повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения | 1. Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с. 2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с. 3. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с. 4. Макарова Марина Николаевна, Вострецова Юлия Владимировна «К проблеме взаимодействия субъектов образовательног» // Вестник УдмГУ . 2010. №3-1. С.55-65. 5. Продиблох Надежда Евгеньевна «Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методические проблемы» // Вестник Майкопского государственного технологического университета . 2009. №1. С.39-43. |