Задания для выполнения самостоятельной работы. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам Наименование раздела (темы) Содержание самостоятельной работы Форма контроля

Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам

Наименование раздела (темы) Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Тема 1. Понятие экономической культуры и его эволюция Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, подготовка к практическим занятиям Оценка активности на практических занятиях
Тема 2. Социально-экономические модели формирования экономической культуры Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, подготовка к практическим занятиям Оценка активности на практических занятиях
Тема 3. Типология национальных культур и межкультурные коммуникации в современном мире Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, подготовка к практическим занятиям Оценка активности на практических занятиях
Тема 4. Социальные группы как носители субкультурных характеристик Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, подготовка к практическим занятиям Оценка активности на практических занятиях
Тема 5. Культура как фактор потребительского поведения Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, подготовка к практическим занятиям Оценка активности на практических занятиях
Тема 6. Эмпирический анализ социально-культурных основ экономических процессов Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, подготовка к практическим занятиям Оценка активности на практических занятиях

Самостоятельная работа № 1. Тема «Понятие экономической культуры и его эволюция»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к практическому занятию:

1) выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их;

Ключевые понятия: культура, культурагенез, ценность, норма, система символов, система знаний, экономическая культура, субъекты экономической культуры, виды экономической культуры, функции экономической культуры.

2) подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Целесообразно иллюстрировать свое выступление мультимедийным сопровождением (презентацией Power Point). Мультимедийное сопровождение предполагает вынесение на слайды основных определений, таблиц, схем в трех формах: собственно учебный материал; задание для формирования понятий (например, набор соответствующих элементов); интерактивно заполняемые формы.

 
 

Рис. 1. Элементы мультимедийного сопровождения

Вопросы для дискуссии:

1. Понятие «культура», с точки зрения теории действий. Экономическое действие как форма проявления экономической культуры.

2. Антропологический подход в понимании культуры. Возможности жизни и поведения людей как факторы формирования экономической культуры.

3. Культура как сумма ценностей, норм и системы символов общества и личности.

Рекомендуемая литература:

1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.

2. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры : учеб. пособие [Текст] / М. П. Меняева. – Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. – 188 с.

3. Культурология и глобальные связи современности : к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : Сборник научных статей, посвященный 80-летию Э. С. Маркаряна [Электронный ресурс] / ред. Масолова Л. М., Бондарев А. В. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/189828.

Самостоятельная работа № 2. Тема «Социально-экономические модели формирования экономической культуры»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к практическому занятию – выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.

Ключевые понятия: Глобализация. Фрагментация. Ценности. Фордизм. Постфордизм. «Плавильный котел». Культурная ассимиляция. Ценности. «Культурная мозаика». Этническая сегментация рынка. Знак.

Вопросы для дискуссии:

1. Исторические вехи глобализации как фактора унификации экономической культуры.

2. Ограниченность тенденции к глобализации потребления.

3. Проблемы, связанные с пониманием процесса социально-экономических изменений.

4. Эволюция человеческой среды: источники порядка и беспорядка.

Рекомендуемая литература:

1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Кли-макова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.

2. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры : учеб. по-собие [Текст] / М. П. Меняева. – Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. – 188 с.

3. Культурология и глобальные связи современности : к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : Сборник научных статей, посвященный 80-летию Э. С. Маркаряна [Электронный ресурс] / ред. Масолова Л. М., Бондарев А. В. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/189828.

4. Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений [Текст] / пер. с англ. К.Мартынова, Н.Эдельмана; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. —М.: Изд. дом Гос. ун-та. – Высшей школы экономики, 2010. – 256 с.

Самостоятельная работа № 3. Тема «Типология национальных культур и межкультурные коммуникации в современном мире»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к практическому занятию – выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.

Ключевые понятия: национальный менталитет, экономические национальные архетипы, снижение уровня неопределенности, неэргодическая экономика, предпосылки рациональности, генетическая структура сознания, внешние условия среды, обучаемость, конкурентная среда, принятие решений, межкультурная коммуникация, принцип кооперативности.

Рекомендуется также прочитать русские и другие народные сказки с целью подготовки к обсуждению вопросов специфики и ее причин в формировании русский (или другой национальной) экономической культуры.

Вопросы для дискуссии:

1. Природно-климатические, теологические, социальные факторы формирования экономической культуры.

2. Этнический фактор экономической культуры.

3. Уменьшение степени неопределенности при помощи привлечения родных культурно-специфических схем.

4. Причины возникновения стереотипов и предрассудков.

Рекомендуемая литература:

1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.

2. Культурология и глобальные связи современности : к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : Сборник научных статей, посвященный 80-летию Э. С. Маркаряна [Электронный ресурс] / ред. Масолова Л. М., Бондарев А. В. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/189828.

3. Якунин, В. И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений [Электронный ресурс] / В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин, В. И. Якунин. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/136872.

Самостоятельная работа № 4. Тема «Социальные группы как носители субкультурных характеристик»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к практическому занятию – выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.

Ключевые понятия: социальная группа, первичная группа, вторичная группа, формальные группы, неформальные группы, власть, власть вознаграждения, власть принуждения, власть самоидентификации, лидерство, Относительный характер референтных групп. Информационная референтная группа, группа самоидентификации, ценностная референтная группа.

Вопросы для дискуссии:

1. Физический и социальный пол.

2. Природный фактор формирования половой сегментации потребления. Отец и мать как результаты социального конструирования.

3. Социально-половая социализация. Принцип дополнительности.

4. Борьба за равенство полов в стиле потребления: труд и одежда, посягательство на мужские роли и мужскую одежду.

Рекомендуемая литература:

1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.

2. Осьмук, Л. А. Социальная реальность : подходы и модели : монография [Электронный ресурс] / Л.А. Осьмук. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/205819.

Самостоятельная работа № 5. Тема «Культура как фактор потребительского поведения»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к практическому занятию:

1) выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия: социальное пространство потребителя, статусная позиция, социальная роль, обязанности, права, социальные ожидания, роли инициатора, фактора, покупателя, пользователя, объективная потребность, осознанная потребность, объективный интерес, объективный социальный интерес, осознанный интерес, внимание и стремление, реализуемый интерес, товар как интерес. Модные объекты. Модные стандарты поведения. Санкции моды. Конкретно-исторический характер моды.

2) подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Потребление как текст. Потребление как создание текста.

2. Потребление как социальное конструирование идентичности (принадлежности).

3. Первоначальное накопление капитала и демонстративное потребление.

4. Динамика показного (демонстративного) потребления: влияние урбанизации.

5. Мода как социально-культурная норма и процесс. Мода как фактор культурной конкуренции.

6. Структура потребителей моды, социальная иерархия и мода. Классификация хозяйственных организаций.

Рекомендуемая литература:

1. Васильев, В. Ф. Проблемы рациональности : монография / В. Ф. Васильев. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/206811.

2. Дубровин, И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие ; 4-е изд. [Электронный ресурс] / И. А. Дубровин. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/212318.

3. Львова, М. С. Потребление: сущность, закономерности, модели и управление : учебные материалы [Электронный ресурс] / Ю. С. Артамонова, М. С. Львова. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/195839.

4. Меликян, О. М. Поведение потребителей : учебник [Электронный ресурс] / О. М. Меликян. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/212317.

5. Поведение потребителей : учеб. пособие [Электронный ресурс] / ред. Н. И. Лыгина, ред.: Г. А. Васильев. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/189506.

Самостоятельная работа № 6. Тема «Эмпирический анализ социально-культурных основ экономических процессов»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к практическому занятию – выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.

Ключевые понятия: метод, методология, методологический подход, культурологический подход, системный подход, процессный подход, ситуационный подход, типология, типологические признаки, принципы иссследования.

Вопросы для дискуссии:

1. Кросс-культурные исследования. Сравнительно-исторический и историко-генетический методы.

2. Историко-типологический (сравнительно-типологический) метод в исследованиях культуры.

3. Структурно-функциональный метод в исследованиях культуры. А. Рэдклифф-Брауна и В. Я. Проппа.

4. Возможности и условия применения психологических подходов к исследованиям культуры. Психоаналитический метод.

Рекомендуемая литература:

1. Булганина, С. Н. Природа и структура экономических субъектов [Электронный ресурс] / С. Н. Булганина. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/213015.

2. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.

3. Лига, М. Б. Методология и методика оценки качества жизни : учеб. пособие [Электронный ресурс] / И. А. Щеткина. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/211570.

4. Мухамеджанова, Н. М. Актуальные проблемы социокультурной динамики : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Н. М. Мухамеджанова. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/193233.

5. Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений [Текст] / пер. с англ. К.Мартынова, Н.Эдельмана; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. —М.: Изд. дом Гос. ун-та. – Высшей школы экономики, 2010. – 256 с.

6. Якунин, В. И. Образование как фактор экономического развития : монография [Электронный ресурс] / С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. С. Нетесова, В. И. Якунин. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/136890.

7. Якунин, В. И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений [Электронный ресурс] / В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин, В. И. Якунин. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/136872.

Тестовые задания

(примеры из разных вариантов)

(Выберите один вариант ответа) Причиной выделения экономической культуры как предмета научного познания является 1. недостаточный уровень теоретического обобщения объективных основ экономического поведения экономической наукой 2. недостаточный уровень учета субъективных основ экономического поведения экономической наукой
(Выберите один вариант ответа) Экономическая культура как отрасль научных знаний является 1. частью экономической науки 2. частью психологической науки 3. междисциплинарной отраслью знаний 4. самостоятельной наукой
(Выберите один вариант ответа) Экономическая культура как составная часть общей культуры начала формироваться 1. вместе с другими базовыми элементами культуры в эпоху формирования человека как вида 2. в эпоху формирования рынков (древний мир) 3. при зарождении капитализма (18 – 19 в.в.) 4. во второй половине 20 века
(Выберите один вариант ответа) Экономическая культура выделилась в самостоятельный объект научного познания 1. вместе с другими базовыми элементами культуры в эпоху формирования человека как вида 2. в эпоху формирования рынков (древний мир) 3. при зарождении капитализма (18 – 19 в.в.) 4. во второй половине 20 века
(Выберите один вариант ответа) Экономическая культура как опыт деятельности людей в сфере хозяйствования, имеющий жизненное значение для всей общности рассматривается 1. на социальном уровне 2. на личностном уровне
(Выберите один вариант ответа) Экономическая культура как мера освоения условий социально-экономического существования, уровень свободной творческой деятельности в сфере хозяйствования рассматривается 1. на социальном уровне 2. на личностном уровне
(Выберите один вариант ответа) По объекту исследования в экономической культуре не выделяют: 1. культуру производства 2. культуру распределения 3. культуру обмена 4. культуру потребления 5. нет неверного ответа
(Выберите один вариант ответа) По субъекту в экономической культуре не выделяется: 1. личностная культура 2. корпоративная культура 3. общественная культура 4. нет неверного ответа
(Дополните определение) Ценности и нормы, характеризующие экономику как безличностную структуру, часто закрепленные законодательно составляют _______________________ аспект экономической культуры
(Дополните определение) Ценности и нормы, предпочтения и другие черты сознания, характеризующие субъекта экономической деятельности, составляют _________________ аспект экономической культуры
(Приведите в соответствие) Структурные подвиды экономической культуры и социально-экономические проблемы, которые они регулируют 1. производственная экономическая культура 2. экономическая культура распределения 3. социальная экономическая культура A. проблема целостности личности B. проблема рациональности C. проблема эффективности D. проблема справедливости E. проблема отчуждения труда
(Приведите в соответствие) Структурные подвиды экономической культуры и социально-экономические проблемы, которые они регулируют 1. экономическая культура потребления 2. эколого-экономическая культура 3. гуманистическая экономическая культура A. проблема целостности личности B. проблема рациональности C. проблема безопасности D. проблема справедливости E. проблема отчуждения труда
(Выберите один вариант ответа) Роль экономической культуры как программы поведения отдельных людей и их общностей, овладевших социально-значимым опытом в сфере хозяйствования проявляется в ее 1. кумулятивной функции 2. трансляционной функции 3. регулятивной функции 4. социализирующей функции 5. инновационной функции 6. идентификационной функции
(Выберите один вариант ответа) Роль экономической культуры по отбору и накоплению социально-значимых знаний, умений и навыков в экономической сфере деятельности, закрепленных в форме норм поведения и ценностей, проявляется в ее 1. кумулятивной функции 2. трансляционной функции 3. регулятивной функции 4. социализирующей функции 5. инновационной функции 6. идентификационной функции
(Выберите один вариант ответа) Роль экономической культуры по «выбраковыванию» устаревших норм экономического поведения и замене их на новые, сформированные на основе ценностей соответствующих уровню социально-экономического развития, проявляется в ее 1. кумулятивной функции 2. трансляционной функции 3. регулятивной функции 4. социализирующей функции 5. инновационной функции 6. идентификационной функции
(Выберите один вариант ответа) Роль экономической культуры по передаче из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее социально-значимого опыта в сфере хозяйствования в форме норм и ценностей проявляется в ее 1. кумулятивной функции 2. трансляционной функции 3. регулятивной функции 4. социализирующей функции 5. инновационной функции 6. идентификационной функции
(Выберите один вариант ответа) Роль экономической культуры по обеспечению (через процесс интериоризации социально-экономических ценностей и норм поведения) становления родовой сущности человека проявляется в ее 1. кумулятивной функции 2. трансляционной функции 3. регулятивной функции 4. социализирующей функции 5. инновационной функции 6. идентификационной функции
(Выберите один вариант ответа) Функции экономической культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены 1. всегда 2. в некоторых условиях 3. никогда
(Выберите один вариант ответа) Значимые объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, которые выступают для субъекта в качестве должного, желаемого, идеала, называются 1. ценности 2. ценностные ориентации 3. нормы
(Выберите один вариант ответа) Результат освоения и соотнесения преобладающих в обществе идей и моделей поведения со структурой собственной личности, который позволяет ранжировать объекты по их значимости, называется 1. ценности 2. ценностные ориентации 3. нормы
(Выберите один вариант ответа) Правила, стандарты, образцы поведения, закрепившиеся исторически, и укрепляющие стабильность и единство общества называются 1. ценности 2. ценностные ориентации 3. нормы
(Приведите в соответствие) Виды ценностей и их определения 1. терминальные 2. инструментальные A. ценности – цели B. ценности – средства
(Выберите один вариант ответа) «Стержнем», который определяет тренд развития личностной экономической культуры, является 1. ценностные ориентации 2. экономическая деятельность 3. экономические знания и опыт 4. экономические потребности
(Выберите один вариант ответа) Уровень развития личностной экономической культуры проявляется в 1. ценностных ориентациях 2. экономической деятельности 3. экономических знаниях и опыте 4. экономических потребностях
(Дополните определение) Исторически сложившиеся ценностные ориентации, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте в нем человека, национальные устойчивые образы культуры, определяющие поведенческие реакции называются ______________
(Дополните определение) Исторически сложившиеся образ, коллективное бессознательное, лежащее в основе любой культуры, называется ______________
(Выберите один вариант ответа) Научный подход, который детерминирует формирование ценностей экономического менталитета особенностями природной среды, называется: 1. теологическим 2. технологическим 3. природно-климатическим 4. социально-историческим
(Выберите один вариант ответа) Научный подход, который детерминирует формирование ценностей экономического менталитета спецификой производственных операций, называется: 1. теологическим 2. технологическим 3. природно-климатическим 4. социально-историческим
(Выберите один вариант ответа) Научный подход, который детерминирует формирование ценностей экономического менталитета практическим опытом жизнедеятельности поколений, называется: 1. теологическим 2. технологическим 3. природно-климатическим 4. социально-историческим
(Выберите один вариант ответа) Научный подход, который детерминирует формирование ценностей экономического менталитета влиянием господствующей религии, называется: 1. теологическим 2. технологическим 3. природно-климатическим 4. социально-историческим
(Установите соответствие) В результате влияния протестантской этики в Западноевропейской экономической культуре сложилось специфическое отношение к богатству и труду как его источнику 1. богатство – это А) божественное благоволение Б) искушение и грех 2. труд – это А) божья кара Б) добродетель
(Установите соответствие) В результате влияния этики православия в Российской экономической культуре сложилось специфическое отношение к богатству и труду как его источнику 1. богатство – это А) божественное благоволение Б) искушение и грех 2. труд – это А) божья кара Б) добродетель
(Выберите один вариант ответа) Какой из перечисленных факторов сыграл решающее значение в процессе закрепления крестьян за землей в России 1. природно-климатический 2. технологический 3. религия (православие) 4. социально-исторический
(Выберите один вариант ответа) Какой из перечисленных факторов сыграл решающее значение в формировании в России соборности (коллективного типа сознания) 1. природно-климатический 2. технологический 3. религия (православие) 4. социально-исторический
(Выберите один вариант ответа) Какой из перечисленных факторов сыграл решающее значение в формировании в России правового нигилизма 1. природно-климатический 2. технологический 3. религия (православие) 4. социально-исторический
(Выберите один вариант ответа) Как можно охарактеризовать отношение к государству (власти), которое сложилось исторически в России 1. демократия 2. либерализм 3. патернализм 4. абсолютизм

Наши рекомендации