События структурируют нашу жизнь.

Екатеринбург, 2002

Методическое пособие подготовлено в рамках образовательной программы

“Разработка региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.

Использование материалов возможно только со ссылкой на авторов образовательного проекта.

© Министерство образования РФ.

© Управление социально-педагогической поддержки

И реабилитации детей.

© Институт педагогических инноваций РАО.

Программа тренинга "Целеполагание и самоопределение подростков"

Цели:

1. Исследование процесса самореализации и личностного самоопределения подростка

2. Осознание подростками своих желаний, мотивов поведения, личностного ресурса.

3. Формирование представлений о способах объединения желаний с ресурсами.

4. Обучение приемам конструктивной постановки значимых целей и воплощения их в собственную жизнь.

5. Планирование значимых событий собственной жизни.

ТЕМА 1: "МОЯ ЖИЗНЬ И СОБЫТИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ"

Первый день занятий.

Цель: Осмысление "реального событийного поля своей жизни" и возможностей его преобразования в "поле желаемых жизненных событий".

События в нашей жизни - важные жизненные звенья.

Мы их запоминаем, и они влияют на всю нашу дальнейшую жизнь.

Упражнение 1.

Цель: знакомство.

Инструкция:

Назовите свои имена.

Вспомните людей или героев (персонажей) литературных произведений (или сказок), знакомство с которыми было для вас очень важным или повлияло на особенности вашего поведения и вашу жизнь. Расскажите в группе об этой встрече или знакомстве.

Упражнение 2.

Игра "Золотая рыбка".

Инструкция:

Давайте встанем с вами в круг.

В этой игре Золотая рыбка будет исполнять наши желания. Золотой рыбкой может оказаться любой из нас. ЕЕ будет выбирать тот, чьи желания будут исполняться.

Для этого он должен встать в круг, закрыть глаза, вытянуть вперед правую руку и вращаться вокруг своей оси вправо, против часовой стрелки. Мы в это время будем двигаться в противоположном направлении (т.е. ему навстречу). Когда тот, кто в центре остановится, указательный палец его правой руки будет показывать на кого-то из круга. Он и будет ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ и должен выполнить одно желание того, кто стоит у нас в кругу.

Кто хочет встать в круг и выбрать себе ЗОЛОТУЮ РЫБКУ?

(Игру повторяем 2-4 раза с новыми желающими).

Упражнение 3.

Инструкция:

Вспомните событие в своей жизни, которое произвело на вас сильное впечатление, и оказало существенное влияние на вас. Что это было за событие и сколько вам было лет?

Теперь давайте объединимся в группы по три-четыре человека и расскажем в них о тех значимых событиях из нашей жизни.

Рассказали? Подумайте каждый над особенностями этого значимого события. Напишите 3-4 его главные характеристики. Теперь запишем все наши характеристики на доске. Итак, каковы особенности значимого жизненного события?

Приходим к определению значимого события в жизни человека, основная идея, что это "точка перелома", глубокого и эмоционально переживаемого участниками, после которого происходят серьезные изменения в отношении к жизни, к себе, к другим людям.

Чтобы жизнь была полноценной, важно наполнять ее значимыми событиями: именно они запоминаются и важны для нашего личностного развития. Это может быть опасно. Но человек (Я) должен решаться на что-то важное в своей жизни.

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, КОТОРЫЕ Я ВЫБИРАЮ

Упражнение 4.

Игра "Штандер".

Инструкция:

Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем бросать вверх мячик и выкрикивать то, что мы хотели бы, чтобы с нами произошло в жизни. Тот человек, который хочет, чтобы тоже самое произошло в жизни и у него, должен предпринять усилия, чтобы поймать мяч- "СОБЫТИЕ" в "свою жизнь".

Обсуждение в группе, кто какие стратегии использовал для "приобретения" событий.

События структурируют нашу жизнь.

Поэтому важно чувствовать свою ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Важно задумываться над тем, что можно сделать лично мне, чтобы моя жизнь была такой, как Я ХОЧУ.

ТЕМА 2 "ПУТЕШЕСТВИЕ В МОЮ ЖИЗНЬ"

Упражнение 5.

Инструкция:

Сейчас на листочках мы отразим некую событийную структуру нашей жизни.

Вы знаете, что в жизни бывают события ПОВСЕДНЕВНЫЕ и они бывают постоянными (ожидаемыми) и случайными; также бывают события ЗНАЧИМЫЕ и они также бывают ожидаемыми и случайными. С помощью графика опишем "событийное поле нашей жизни".

Для этого начертите оси координат. С помощью оси ординат (вертикальная ось) будем отражать степень ожидаемости события (вверху - степень случайности события, внизу - степень ожидаемости). С помощью оси абсцисс (горизонтальная ось) будем отражать степень значимости или повседневности своих жизненных событий. Отметим точками на осях положение событий, соединим точки на графике.

А теперь на этом же графике начертим "желаемое событийное поле" (другим цветом).

Данное упражнение позволяет прояснить степень удовлетворенности собственной жизнью (когда событийные поля почти совпадают) и задаться вопросом, в каком направлении двигаться, чтобы обогатить свою жизнь, сделать ее более интересной и наполненной значимыми событиями.

Основные идеи:

ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ требуют ресурса. Если будем увеличивать свой ресурс (возможности), то это будет "работать" на большую вероятность интересного проживания. События "притягиваются" в нашу жизнь, если мы к ним готовы и наоборот Мы можем пропустить значимые события из-за собственной неготовности к ним. (Здесь речь идет о неожиданных и значимых событиях, которые интенсивно и эмоционально воспринимаются нами.)

ЗНАЧИМЫЕ И ОЖИДАЕМЫЕ СОБЫТИЯ мы можем сами ПЛАНИРОВАТЬ И СОЗДАВАТЬ.

Наши рекомендации