Овладение профессиональными функциями педагога-психолога в процессе работы с учащимися.
Задачи практики:
- Знакомство с особенностями работы школьного психолога.
- Овладение содержанием и различными формами и методами психологической помощи учащимся и их семьям
- Развитие ответственного и творческого отношения к проведению психолого-педагогической помощи в работе с детьми и подростками.
Организация практики
Педагогическая практика проходит 3 недели, в 8 семестре со студентами по группам (10-15 человек) под руководством одного руководителя в одном из образовательных учреждений. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями (сквозная) по дням (неделям).
Содержание практики
Практика проходит в 2 этапа. Продолжительность практики - 3 недели.
В первый период каждый студент должен:
1.Осуществить общее знакомство с учебным заведением, материальной базой, организационными основами, составом преподавателей, учащихся, историей и традициями, режимом работы, правилами внутреннего распорядка
2. Ознакомиться с учебно-образовательным процессом, особенностями работы психолога, документацией, методиками, картами учащихся и др.; изучить особенности внеклассной и учебной работы
3.Ознакомиться с особенностями воспитательной работы с учащимися изучить планы классных руководителей, личные дела учащихся.
4.Составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя.
Во второй период студент-практикант должен:
1. Наблюдать работу психолога и осуществлять посильную помощь в его работе.
2. Осуществлять учебно-воспитательную работу вне занятий, проведение коллективно групповой работы.
3. Выполнить задания по психологии, составив психолого-педагогическую характеристику на одного из учащихся.
В течение всей практики два раза в неделю проводится день консультаций (их часы устанавливаются методистом и объявляются на установочной конференции). На консультации решаются все вопросы, связанные с затруднениями в проведении и анализе психодиагностической работы, планировании и осуществлении консультаций учителя, беседы с родителями и других видов практической деятельности. Здесь же обсуждаются и конкретизируются планы, подводятся итоги работы.
По окончанию практики проводится итоговая конференция. Основная цель такой конференции - обобщить полученный практический опыт студентов, выявить наиболее положительные и негативные факты в организации практики для ее дальнейшего совершенствования.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
После прохождения практики студент третьего курса должен знать:
- характеристики основных групп детей, нуждающихся в помощи педагога психолога.
- основные проблемы детей данных категорий и специфику оказания им психолого-педагогической помощи в конкретном типе учреждения;
- формы и методы организации творческого досуга детей;
- этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и ребенка;
уметь:
- планировать собственную деятельность;
- выделять условия, необходимые для решения проблем и развития ребенка;
- владеть индивидуальным подходом к ребенку;
- стимулировать положительные проявления ребенка по отношению к другим людям: гуманность, милосердие в поступках и поведении;
- создавать и поддерживать эмоционально положительную атмосферу общения;
- организовывать коллективную творческую деятельность детей;
- анализировать и оценивать собственную деятельность.
Подведение итогов
1. Дневник (приложение № 3).
2. Отчет по практике (14 шрифт, интервал 1.5)
По итогам практики студентам выставляется, дифференцирована оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)