Часть вторая. хозяюшка-гордынюшка

Саид Валиев

Сказки для всей семьи. Арт-педагогика на практике

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8636780

«Сказки для всей семьи. Арт-педагогика на практике»: Весь; Санкт-Петербург; 2013

ISBN 978-5-9573-2621-2

Аннотация

Хорошая сказка – это добрая поучительная история, в которой обязательно находится место для чуда.

Сказки Саида Валиева, сотрудника центра Арт-педагогики Тверского госуниверситета, помогут вам убедиться в том, что между сказкой и реальностью в действительности нет никаких различий. Каждый ваш день – это увлекательный урок жизни с капелькой волшебства и целым набором открытий! Именно так видят мир дети, и именно поэтому они так любят сказки!

Главные герои увлекательных историй, собранных в этой книге, – такие же дети, как и ваши: любознательные, восприимчивые, каждую секунду открывающие в мире нечто удивительное. Как проявляется забота, как преодолеть свой страх, что такое любовь, почему помощь бывает так бесценна, как приблизиться к Богу, зачем человеку трудолюбие? Ответы на эти вопросы мы начинаем искать с раннего детства, а когда находим их, они становятся сокровищами нашей души – ценностями, на которые мы опираемся в течение всей жизни.

Книга адресована широкому кругу семьи – детям и родителям, бабушкам и дедушкам, а также педагогам и психологам.

Саид Валиев

Сказки для всей семьи. Арт-педагогика на практике

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие

Сказки для всей семьи являются способом сохранения и выражения родословных ценностей – духовного стяжания и сохранения в современной суете жизни главных, смысловых ориентиров своего Образа-Я.

Желание взрослого Быть Ребёнком – совершенно естественная, природосообразная и зрелая потребность каждой Личности. Ибо Ребёнок – это не маленькая копия взрослого, а Человек, непрерывно исследующий свои потребности и способы их творческой реализации. Внутренний мир каждого ребёнка связан непосредственно с «каплей Божьей» – интуитивным знанием своего Предназначения на Земле. А осмысление своих моделей жизненных деяний и происходит в мифах-фантазиях, сказках-былинах, сочинениях-созерцаниях…

Сочинение сказки – это символический способ изучения своего внутреннего мира , своего потенциала Быть Лидером в том месте и тогда, где и когда потребуются собственные знания, умения и способность талантливо моделировать реализацию своего Смысла Жизни!

Созидание чего-либо Доброго и конструктивно нового в жизни каждого человека всегда связано с творческим самовыражением , которое опирается на способность Любить. Любить и ничего не требовать взамен. Любить как способности сохранять свое стержневое качество на пути восхождения к Человечности в себе. Любить как способу самодиагностики в понимании своей самостоятельности и достойной честности жизни.

Эти идеи пронизывают каждое сказание Саида Валиева. Многолетнее творческое сотрудничество с ним и его семьей для каждого из нас – его друзей, братьев и сестёр в совместной дороге жизни – становится практической философией нашей жизни и поучительным процессом творческого самовыражения нашего согласованного Бытия.

В этих сказках автор удивительно искренне, чистосердечно и открыто видит окружающий мир глазами и душой своего внутреннего Ребенка, который страдает от негативно разрушительных общественных процессов (в образе Социализации) или радуется созидательно обогащающим, проницательно-мудрым явлениям (в образе Ангела)…

Символическая ценность настоящих сказок проявляется в лечебном их влиянии на душевно-духовные процессы человека. Символы активизируют бессознательное, оказывая влияние на возрождение наших психогенетических намерений, влечений, памяти… Так сохраняется связь поколений . Немногим в России сегодня удалось сохранить этот уникальный опыт непосредственной передачи духовных ценностей рода посредством фольклорного творчества. Сочинять сказки – полезно! Благодаря сказкам, старшее поколение оказывает влияние на младшее, и это позволяет сохранять отношения по вертикали генетической связи человека со своими предками «до седьмого колена».

Так мы можем опираться на внутренний достойный опыт жизни своих родителей, прабабушек и прадедушек, осознавая не столько свое достоинство , сколько свое достояние, унаследованное – по сути подаренное мне – в безвозмездное пользование моими непосредственными предками!.. Это бесценный Дар, который важно не только возрождать, но и правильно, правдиво, с Любовью использовать в своей личной жизни. «Строительство» жизни может происходить конструктивно, нравственно и созидательно только при условии удержания вертикали ценностей своего Рода. Это и будет определять понимание и реализацию своего Предназначения на Земле как способность жить своей (а не чужой!) жизнью. Такова логика сохранения духовных традиций Рода и реализация смысла своей жизни. И только так можно сохранить любовь к Родине, ибо начинается она не в школе и не в армейских гарнизонах военизированных подразделений. Там она может лишь проявиться… И это патриотическое проявление возможно только в случае глубинного осознания ценностей своего Рода. С этих позиций все «смешные» попытки академиков от системы образования возродить любовь к родине на основе изучения исторических фактов чьих-то биографий (пусть даже и великих полководцев) естественно находят свое место как вторичные последствия базового опыта человека – ценностного отношения к родословному достоянию.

Желаю читателям не только приятного прочтения сказок Саида на ночь вместе со своими детьми (как обрядового перехода от бодрствования ко сну), но и осмысленного слушания их в дороге, в выходные дни и во время семейного отпуска на природе. В такие моменты сознание может согласованно взаимодействовать с бессознательным, возрождая и созидая все новые способы своего Творения, как это делает Генка в сказке «Творение Вселенной»…

Владимир Анисимов,

профессор Тверского государственного университета, директор научно-образовательного Центра арт-педагогики

От автора

Сказка живёт внутри каждого из нас. Каждую минуту своей жизни мы ткём полотно своего Бытия на Белом Свете. Иногда сказки, которые мы творим, добрые, иногда – злые. Бывает, выходят они у нас печальные, светлые, любящие. Разные сказки рождаются у нас, разные нити вплетаем мы собственными руками в полотно своей судьбы.

А потом всё то, что у нас получилось, мы складываем в одно место, на один большой холст. И сшиваем нитями взаимоотношений свою ткань сказки с теми полотнами, которые соткали наши близкие. И получается наш огромный Мир! Общий для всех нас, единый, неразрывный! Так тесно сплетённый нитями наших сердец, что потяни за один кончик, а на другом конце Вселенной отзовётся тот, о ком мы помечтать сумели в этот миг!

И наши сказки – ещё одна нить, которую мы предлагаем нашим родным, близким и друзьям для сотворения нашей общей Любви!

Саид Валиев

Истории про Умничку

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Большой секрет

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Жила-была на свете девочка Умничка. Вернее, у неё было имя Лена, но его она не очень любила, потому что её так звали, когда Родители хмурились и строгим голосом объясняли Умничке, что она что-то делает не так. К счастью, это было очень редко. Умничка знала, что Родители стараются для её же пользы, и прощала их. А Бабушка её ещё Солнышком называла. Это имя больше нравилось девочке, чем все остальные.

Умничка была уже большая, на днях ей исполнилось три годика. Праздник, подарки, взрослые и дети… К Папе и Маме всегда приходило много друзей. И все они попадали под внимательный взгляд Умнички.

Когда она смотрела на Взрослого своими серьёзными глазками, того посещало странное чувство. Как будто что-то важное у него внутри взвешивалось на точных умничкиных веках. Бывало, Взрослый замирал, пытался понравиться, глупо улыбался, иногда говорил какую-то чушь, не получая ответа, замолкал и с невольным трепетом ожидал строгого решения. Если Взрослый признавался правильным и своим, то Умничка решительно брала его за палец и шла гулять со своим новым Другом по комнатам, щедро делясь вопросами и вниманием. Если же решение было отрицательным, то ни ласковым голосом, ни конфеткой, ни широкой улыбкой вину свою Взрослый исправить уже не мог. Умничка пряталась за Маму и оттуда строго наблюдала за провинившимся.

Тогда всем становилось неудобно, и растерянный Взрослый быстро собирался и поспешно убегал. Родители и Взрослый шумно прощались в коридоре, убеждая друг друга, что сегодня ребёнок просто «не в настроении».

С нового же Друга бралось слово, что тот обязательно снова придёт в гости. И, к слову сказать, никто не обманывал.

Бабушка говорила, что Умничка в своих решениях ни разу не ошиблась. Как они с Бабушкой определяют, кто из приходящих свой, а кто нет – никто не знает. Секрет всё-таки. Для всех секрет, но вам мы его тихонько откроем. Только так, чтобы никто другой не услышал, по большому секрету, ладно?!

Всё дело в том, что в детстве мы все маленького роста. И Умничка тоже была, хоть и с взрослыми, умными глазками, но ещё совсем махонькая. И на Взрослого всегда смотрела снизу вверх. И Взрослого видела вместе с Небушком. А Небушко для Умнички всегда, даже в самую пасмурную погоду, было добрым и любимым, радостным и живым. Умничка знала, что Небушко всех-всех на Земле любит и обнимает, только не все это чувствуют. И если Небушко обнимало Взрослого, и тот радовался этому, то с ним можно и нужно было дружить. Если же Небушко не могло коснуться Взрослого, и Взрослый с Небушком не дружил, то тут никакая конфета не поможет. Такой вот большой Секрет.

А Бабушка… Бабушка тоже любила на Небушко смотреть.

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Маленькое чудо

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Гуляли Папа с Умничкой, взявшись за руки. Просто так, без всякого повода и дел. Они с удовольствием шаркали по асфальту, наслаждаясь шуршанием осенних листьев под ногами.

– Пап, а ты знаешь, вы с Мамой и Бабушкой самые лучшие Взрослые на всём свете!

– Точно! Ты это только сейчас поняла?

– Нет, уже давно, еще когда на Небушке жила!

– А ты что, – удивился Папа, – помнишь, где жила до своего рождения?

– Конечно!

– Подожди-подожди! – любопытство Папы быстро выросло до неимоверных пределов. – А чем ты там занималась, что там есть интересного? Кто жил с тобою рядом? – засыпал он доченьку градом вопросов.

– Просто жила, смотрела сверху на вас и сильно-сильно любила. Наверное, потому и родилась здесь! Очень хотелось быть рядом с вами!

– А почему ты раньше об этом не рассказывала?

– Так ты не спрашивал, – глядя Папе в глаза, ответила Умничка.

С деревьев легко падали листья, а один маленький огненный лепесток опустился прямо на дочкину голову, украсив ее нежные светлые волосы. И та вдруг превратилась в сказочную эльфу с прекрасными лучистыми глазами. Папино сердце дрогнуло, забилось быстрее от ощущения прикосновенья к какой-то удивительной тайне, внезапно просочившейся сквозь ткань привычной реальности. Он понял вдруг, что доченька не шутит, а делится сокровищем Души!

– Расскажи хоть что-нибудь о жизни там, на Небе! – тихо попросил Папа.

– Зачем? – удивилась Умничка. – Я же сюда пришла! Там хорошо, а интересней здесь! Давай лучше подумаем, что Маме дарить будем на день рождения?!

– Как много тайн сокрыто в наших близких, – думал Папа, – мимо которых мы проходим торопясь! – Папа улыбнулся и с готовностью погрузился в совместные проекты предстоящего праздника, наметив обязательно поделиться с Мамой неожиданным подарком редкостного чуда, что мимоходом обронила дочь. Просто одним из тех, чем наполнен мир наших родных людей. Мир тайн, загадок и таинственных сокровищ…

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Почему Взрослые ругаются?

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Часть первая. Друг Лучик

И почему Взрослые ругаются? Этого Умничка никак понять не могла. Вот почему она сердится – тут всё просто! То какую-то кашку невкусную, но почему-то «полезную», в рот норовят запихнуть да зубки: «За папу, за маму!», – заговаривают. То спать укладывают, когда только-только все дома собрались да потешки самые пошли. То будят спозаранку. В одёжки как в капустные листы закутывают и, нервно глядя на часы, бегут с ещё совершенно непроснувшимся ребёнком в садик… У-у-у, много чего можно перечислять! Причин для поругаться сразу и не счесть! Но Взрослые-то, какие чудные! Уж их-то кто заставляет делать то, что им не нравится? Ложатся они спать, когда захотят; что любят – то и готовят; в чём нравится ходить – то и покупают себе! В общем, Взрослым жить – одно удовольствие! И уж когда Умничка вырастет, то она точно никогда ни грустить, ни ругаться не будет – да просто повода нет для грусти! А главное – это то, что ни за что на свете никого Умничка заставлять не будет! Никогда! Эх, всё-таки, как же прекрасно быть Взрослым!

Да! Но почему же всё-таки Взрослые ругаются? Никак сама не могла решить этот вопрос Умничка. Пришлось к Другу за помощью идти, к Лучику. Из всех её друзей, с которыми она радости и горести делила, Лучик любимым был. И самым преданным из всех её друзей. И потому каждое утро он приходил в детскую комнатку Умнички, ласково касался личика девочки, заглядывал сквозь реснички, будил и прятался в широком рукаве ночной сорочки. А потом весь день приятно щекотался в груди. А ещё он был очень-очень умный и знал ответы на все-все вопросы, какие только могут быть на белом свете. Только надо было знать, как правильно спрашивать. И, кстати, про ответ… Его ведь тоже надо услышать!

– Ну, и-и-и?! Так почему же Взрослые ругаются? – Лучик в ответ долго молчал. А Умничка его не торопила. Она знала, что если задала вопрос, надо уметь подождать – тогда точно услышишь что-нибудь интересное!

Может, и мы немного с Другом Лучиком помолчим – подумаем: «А действительно, чего это Взрослые-то ругаются?» Да друг с дружкой поделимся думами своими по щекотливому вопросу жизни взрослой! Не будем торопиться.

Прежде, чем любой вопрос скоропалительно решить, нам с бережностью осторожной немного сил необходимо время от времени к рассудку своему приложить. Чтоб не ржавел мыслительный наш аппарат и умножал возможности он нам в сто крат!

Немного получилось? Вот и славно! Теперь послушаем, что нам на этот каверзный вопрос для Мамы каждой или для Отца, ей Лучик отвечал. Действительно, а кто же Взрослому определяет, он в радости сейчас живёт, иль в непрерывном бое и сраженье его судьба к известной цели и благородству помыслов ведет? Ведь мы добра всегда себе желаем! А часто… происходит все наоборот!

Часть вторая. Хозяюшка-Гордынюшка

Подумав, Лучик тяжело вздохнул и сказал:

– Всё дело в Хозяюшке-Гордынюшке.

– А что это за Хозяюшка? Я её знаю?

– Да Гордыня-Хозяюшка, будь она неладна! Да вот, глянь, идёт человек, ссутулился, шею согнул, а на шее его красотка этакой недовольной копной сидит!

– Ух, ты! Какая она толстая, сердитая! А щеки-то какие большие, аж до живота свисают! Это и есть Гордыня? Да?! А зачем её Взрослый себе на шею посадил? Она ему чем-то помогает?

– Ну, как тебе сказать?! На первый взгляд, она ему добра желает, как своего коня, она его лелеет и холит! Она хитра! Из тонкого расчёта, к тому, кто под седлом её, она «благоволит»!

– Какая полезная Гордынюшка-то, оказывается!

– Ох, не спеши, её хвалить! Любовь её для Взрослого опасна!

– Как же Любовь опасна может быть? Разве способна вредить Любовь?

– Конечно, ведь всадница-Гордыня учит любого человека себя только любить! А светлый мир вокруг её покорный ученик в упор не замечает! На шее у «коня» слепого Гордынюшке удобно жить!

– Лучик, ты говоришь, что Взрослые видеть перестают из-за Гордыни?! А почему? – удивилась девочка.

– Гордыня – самая весомая причина скандальной слепоты людской! Она тяжёлою своей пятой «конем» слепым всевластно управляет! А рядом тёмный рой клубится чужих для Взрослого желаний! И в дружбе этой неразумной Взрослый становится ранимый, злой, доступный насекомым разным, что рядом не с добром живут, а злые сети для него плетут! Вокруг то муха жадности вдруг виться начинает, то зависти комар с размаху кожу протыкает. И грустно мне за Взрослого бывает, когда оса обиды злобным ядом его жалит!

– И что тогда с Взрослым происходит? – сочувственно проговорила Умничка.

– Тогда болеет человек, уши его затягивает мехом. Пытается глаза заплывшие открыть он – да без особого успеха! Хорошо ещё, если переболеет быстро Взрослый да с Гордынюшкой навеки сможет попрощаться!

– А если нет?

– Тогда таким, к большому сожаленью, на всю оставшуюся жизнь, больным он остаётся. С шерстью обросшими ушами и глазками полуслепыми!

– Неужели все Взрослые такие! – удивилась девочка.

– Не всем, конечно, удается седло на шею водрузить! Свободный от наездницы лихой к обидчику с жаленьем отнесётся и не расстроится, если больной Гордынюшкой его обидеть тщится!

– Бедные Взрослые! – расстроилась Умничка. – Как же мне жалко их!

– Да, милая! Поэтому, когда ты видишь ругающихся Взрослых, то не вина их, а беда! Болеют они, насекомыми вредными искусанные! Уши-то не слышат, а в слепеньких глазках близкий человек обидчиком мнится! На шее же многострадальной Хозяюшка уверенно сидит и помыкает бедненьким «конем»!

– Бр-р-р! Страсти-то какие! А если взять и сбросить с шеи Гордынюшку?

– Легко сказать, да трудно сделать! Если теряет Взрослый радостную звонкость своей души, да выбор делает опасный, когда седло себе на шею водрузит, – вот тут, в душевной пустоте, и поселяется Хозяйка полновластно!

– Ой, как же жалко мне этих Взрослых, ведь их лечить надо?! Надо лекарство сильное-пресильное придумать – таблетку от Гордынюшки. Съел такую таблетку – Хозяюшка – хлоп с шеи на землю, а ты тут же и бежать за тридевять земель от Хозяйки злой!

– Есть такое средство! – улыбнулся Лучик Умничке. – Да не нравится оно людям, уж больно горькое оно!

– Какое? Я его знаю?

– Конечно, знаешь! И каждый знает про него. Лекарство то страданием зовут.

– Лучик, я не люблю, когда мне больно! Зачем человек болеет?

– Страда да тяжкая болезнь – то время для работы Души такого человека, что свою шею как седло Гордынюшке доверчиво и глупо предоставил! Не любит Хозяюшка, когда Душа его работать начинает! А поболеет человек и пострадает, глядь – легче на Душе! И снова начинает он радоваться другу своему, свободе, Солнышку на Небе, здоровью, красоте, уму!

– Ой, мне тоже обязательно болеть да страдать нужно, когда я Взрослой стану? – испугалась девочка.

– Не бойся, милая! Пока с тобой мы дружим, для нас Хозяюшки такие не страшны!

Успокоилась Умничка: «Эх, всё-таки хорошо жить на свете, когда у тебя есть такой мудрый и преданный Друг!»

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

О чём забывают Взрослые

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

– Ты кого больше любишь – Папу, или Маму?

– Нет, надо просто промолчать – однажды решила Умничка, глядя в большое улыбающееся лицо Взрослого.

Было всегда немного неудобно и стыдно от таких вопросов. Мама говорила, что Взрослых надо уважать. А как их уважать, если они простых вещей не понимают? Или они нарочно так себя ведут? А может, вообще обидеть хотят?

Когда посторонние Взрослые такие вопросы задают, на них можно и не отвечать. Особенно помогает один способ. Надо опустить глаза вниз и долго ковырять землю носком туфельки, делая вид, что тебе не понятно, чего от тебя хочет этот странный дяденька. Не добившись ответа, Взрослый начинает скучать и забывает свой глупый вопрос.

Н-да! А что делать, когда тебя об этом спрашивают Папа с Мамой? Они конечно шутят: «Ты как считаешь, ты больше на меня или на Маму похожа?» Оба улыбаются, а в глубине глаз что-то такое проглядывает, что Умничка сразу насторожилась:

– Не нравятся мне эти вопросы, Папа, нехорошие они!

– Чем же они нехорошие? Нам с Мамой просто интересно знать твое мнение!

Прищурилась дочка:

– Папа, а что бы ты ответил, если бы дядя Лёша тебя спросил: «Кто тебе ближе: Мама или Бабушка?»

Переглянулись Родители:

– Я бы решил, что дядя Лёша приболел.

– Почему?

– Потому что это неприличный вопрос! – не осталась в стороне Мама.

– Вообще-то, дочка права – обратился Папа к Маме. – Я тебя и Бабушку в сердце своём не разделяю, и обеих очень люблю! Ты права, доченька! Такие вопросы только обижают родных людей!

Умничка жизнерадостно улыбнулась в ответ. Совсем как Бабушка, заметив, как из глаз Родителей исчезло что-то недоброе, и они опять засветились мягким родным светом.

Сказка про Время

Вечер. Умничка сердито сидит в темноте своей комнаты. Время идёт. Никто не заходит. В конце концов, Умничка не выдержала:

– Лучик, ты где?

Лучик был самым близким другом Умнички.

– Я здесь, так же, как всегда! Только ты сейчас, пока сердишься, меня не можешь видеть!

– Вот только от тебя ещё не хватало выслушивать поучения! Нет, ты скажи, чего они всё время ко мне пристают?

– Кто пристаёт?

– Да Родители непрерывно всё учат, учат! Они меня просто замучили: «Не трать время… ты теряешь время… когда ты будешь дружить со временем?!» Да кому нужно это время? Ты-то сам со временем дружишь?

– Хороший ты мне задала вопрос! Я тебе сказку-быль, если ты хочешь, расскажу?!

– Сказку? Хочу! А о чём она?

– Это сказка о Тиле и Времени. Слушай:

Было это в такие незапамятные времена, что и самого Времени-то ещё и не было. Сидел Тиль на берегу моря и кидал в тёмную воду камешки. Только скучно ему было. Падает камешек в воду, а круги по воде не расходятся. Да и как же кругам расходиться, если Времени ещё нет? То есть Время-то, конечно, было, но находилось оно где-то далеко-далеко и с Тилем знакомо не было. Можешь себе представить, как это – жить, а в твоей жизни вообще ничего не происходит? Ведь Времени-то нет! К тебе не приходят друзья, тебе не с кем поговорить, не с кем поделиться своими мыслями, никто о тебе не заботится. Или это с тобой уже всё произошло, а может, всё когда-нибудь потом произойдёт? Поэтому и сидел у моря Тиль неизвестно сколько. Может, неделю, может, целую Вечность. Да и можно ли назвать это Жизнью – я не знаю… – затих Лучик, задумался, вспоминая о чём-то далёком-далёком.

– Лучик, Лучик, что же было дальше? Тиль познакомился со Временем? – затеребила Лучика девочка.

– Ах, да! Конечно! Они встретились!

– И подружились?

– И подружились! Слушай дальше:

Весело им было вместе! Что бы Тиль ни придумывал, Время ему во всём помогало! Они вместе раскрашивали утреннюю зарю, пускали по Небу прекрасные радуги и мохнатые облачка, слушали весёлую капель дождя-говоруна. По ночам на Небушке зажигали всё новые и новые звёзды. А когда Тиль бросал камушки в воду, то от каждого камушка долго-долго расходились по кругу волны и нежно набегали на прогретый солнышком песок.

– А теперь?

– Что теперь?

– А где сейчас Тиль живёт? И чем он занимается?

– Везде Он живёт, в каждой капельке росы, в каждом цветке, в каждом человеке! Да и занимается всё тем же!

– И круги по воде до сих пор любит запускать?

– Конечно! Ведь Он и в тебе живёт, поэтому, что бы ты ни сделала, от тебя круги по Жизни обязательно расходятся, о берега многих людей плещутся! Ты уж не ругайся со Временем, не ссорься. А то вдруг перестанут круги по жизни расходиться!

– Не понимаю, Лучик! Это что же за круги от меня такие идут?

– Смотри внимательно. Сейчас к тебе Мама перед сном в комнату войдёт. И если ты в щёчку её поцелуешь, Мамино Сердце расцветёт радостью, завтра на работе улыбаться будет. А все, кому она улыбнулась, её улыбку в Душе сохранят, дальше встречным дарить начнут! Так и пойдут волны радости от человека к человеку, от Сердца к Сердцу, дойдут от самого близкого к самому далёкому, неизвестному тебе человеку на другом конце Земли! А начаться всё это может прямо сейчас, с одного поцелуя, искренне подаренного Маме!

А тут и Мама к Умничке зашла. Надо ли говорить, что на следующий день Мама всем улыбалась, и волны радости расходились далеко-далеко?! А Умничка с тех пор старалась со Временем не ссориться. Зачем ссориться с тем, кто тебе так помогает по Жизни?!

Сколько попросишь

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

– Бабуля, а ты долго жить будешь? – вопрос этот давно беспокоил Умничку, мешал спокойно ей заниматься своими очень важными делами.

– Как Бог даст! – мирно откликнулась Бабушка, степенно замешивая тесто тёплыми мягкими руками.

Они с внучкой вообще были очень похожи друг на друга. Обе тоненькие, стройные, с длинными пшеничными косами по пояс и внимательным взглядом одинаковых глубокого изумрудного цвета глаз. Родители смеялись, говоря, что доченька – Умничка, конечно родилась у них, а вообще-то выбрала их семью исключительно из любви к Бабушке, уже давным-давно, ещё с жизни на Небушке!

– А сколько он тебе даст? – на этот раз внучка решила добиться полной ясности.

Задумчиво отряхнув ладони от муки, Бабушка немного помолчала, потом улыбнулась:

– А сколько попрошу, столько и даст!

– Ты ведь много попросишь? – заглянула снизу вверх в Бабушкины родные глаза внучка. – А давай ты навсегда с нами останешься?!

– Навсегда не могу, милая! У каждого человека свой срок имеется! Как же Дедушка там, на Небе один-одинёшенек навсегда останется? Давно бы уже к нему ушла, да как оставить без присмотра одну маленькую любимую занозинку! – Бабушка шутливо приложила палец к курносому носику внученьки, оставив на нём белую полоску. – Да и жениха тебе присмотреть надобно достойного! А потом, честно сказать, уж больно охота правнуков понянчить! Так что попрошу Дедулю подождать меня! Он поймёт, ведь он тоже тебя очень любит!

– Бабуля, какая ты у меня замечательная! – обняла Умничка двумя руками Бабушку. И незаметно вытерла нежданно набежавшие слезинки.

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Нечистый дух

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

– Ах ты, нечистый! Опять попутал!

В очередной раз Бабушка не отличила соль от сахара, живущих в одинаковых вазочках, и теперь растерянно помешивала ложечкой совершенно несъедобную жидкость.

– Бабушка, а кого ты так часто поминаешь? И почему он нечистый? – поинтересовалась внучка, тут же вертевшаяся вокруг стола.

– Думаю, нечистым его зовут по той причине, что он бес и плут! Сама его не видела, но точно знаю, что он есть!

– А почему его бесом зовут? – полюбопытствовала внучка.

– А потому, что без стыда, без совести живёт, без дома и уюта, без дружбы и любви, ему бы только пакостить кому-то!

– Бедненький! Почему же он не исправится?

– Не любит он исправляться! Сам му́ку терпит и другим вредит! То под руку толкнёт, а то родных поссорит, на друга твоего укажет, коль сам где подлость сотворит! Смешает вымысел и правду, да так искусно, что никто не отличит!

– Бабушка, а почему его никто не прогонит, если он всем плохо делает? – удивилась внучка.

– Да как его прогнать?! Он мастер всё переставлять! Вот думаешь, что ущемил врага, а оказалось, что родного стукнул сгоряча! Ты думаешь, что правду защищаешь, а сам нечистого лишь бранью услаждаешь! Всё с ног на голову, да всё наоборот! Всех путает несносный обормот!

– И меня он тоже путает? – удивилась девочка.

– А как же! Вот смотри, к примеру! – прикрыла глаза Бабушка, подперев свой подбородок ладошкой. – Вот гуляешь ты по улице, а навстречу какой-то незнакомый человек идёт. Поравнялся с тобой, окинул недобрым взглядом и дальше пошёл. Как тебе в этой ситуации?

– Да нормально! Такое почти каждый день происходит!

– Ага! А если встречный незнакомый человек, тебя увидев, улыбаться вдруг начнёт? Что ты тогда подумаешь?

– Что это странно. Либо со мной что-нибудь не так, либо что-то не так с этим человеком!

– Вот! Об этом я и говорю! Это же какие очки исхитрился нацепить на человека этот пакостник, чтобы тот стал видеть, что сердитый взгляд – это нормально! А если улыбнёшься, просто так, от широты души – так значит ты больной, иль мысль какую подлую имеешь! – покачала головой Бабушка. – Эх, такую силушку, да в мирное бы русло, – вздохнула она и вылила солёный чай в раковину.

Никто

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Родители ушли по своим делам, оставив девочку-умницу одну на хозяйстве, попросив прибрать в доме. И строго-настрого запретили открывать дверь кому бы то ни было до их возвращения. Умничка кивнула и пообещала, что этому «кому-бы-то-ни-было» дверь ни за что не откроет!

Родители ушли. Делать было абсолютно нечего. Игрушки наскучили, телевизор сломан, а долго убираться в комнате в отсутствии Родителей было абсолютно невозможно.

– Эх! – размечталась Умничка, – вот бы сейчас с щенком поиграть, которого мне Родители целый год обещают! Или хоть бы пришёл этот «кому-бы-то-ни-было», а я бы его взяла и не пустила!

И тут же вздрогнула от настойчивого стука в дверь.

– Кто там? – закричала девочка и вприпрыжку подбежала к выходу.

– Никто!

– Неужели, тот самый «кто-бы-то-ни-был»? – посмотрела в глазок девочка. Странно. За дверью действительно никого не было.

– А кто это в дверь стучал? Или мне всё показалось? – вслух подумала девочка.

– Нет, не показалось! Никто – это Я! Ну что, ты мне откроешь, или я так и буду на пороге стоять?

– Не-а! Папа и Мама запретили мне открывать дверь «кому-бы-то-ни-было»! – обрадовалась разговору Умничка.

– Правильно! А того, кто Никто, они тоже запретили пускать?

– Никто? Нет, не запрещали. Только я Вам всё равно дверь не открою, вдруг Вы чего-нибудь захотите у нас взять?

– Я? Нет, зачем мне это, у меня и так уже давно есть всё, что мне необходимо! Теперь я сам помогаю тем, кто в чём-нибудь нуждается!

– Как волшебник? Всё-всё можете?

– Конечно, только если желание искреннее.

– Ну, если Вы всё можете, то заходите. А дверь я Вам всё равно не открою. Тот, кто всё может, он и так войдёт!

– Хм, – сказал Никто, – ты, наверное, Умничка?

– Ага, точно! Меня Папа с Мамой часто так называют!

– Хорошо! – сказал Никто, пройдя сквозь дверь. Он уютно устроился в любимом Папином кресле. – Рассказывай, какое у тебя самое искреннее желание?

– А что такое искреннее желание? А бывают неискренние? А почему вы только такие желанья исполняете?

– Ой, сколько сразу вопросов высыпалось! – рассмеялся Никто. – Ладно, давай отвечу по порядку. Много людей на свете живут, о разном мечтают. Иногда добрые у них мечты, иногда злые. Если их все исполнить, можно много радости, а можно и горя много с их исполненьем в мир внести. Потому-то и помогаю я человеку только в тех желаниях, в которых светятся Искринки его Любви! Вот и к тебе я заглянул, потому что в твоём желании Искринку чистую увидел!

– Ой, как это замечательно! И мне поможете в самом-самом желанном моём желании?

В этот момент в замочной скважине повернулся ключ, и домой вернулись Родители:

– К нам никто не заходил? – сразу с порога спросили они.

Умничка бросилась к ним и, торопясь, начала рассказывать об удивительном госте, исполняющем искренние мечты, но увидела в руках Папы крохотного рыжего щеночка, который с любопытством и весельем смотрел прямо в глаза Умнички. И тут она совершенно обо всём забыла, издав победный клич:

– Ур-р-а-а искринкам Любви!

В радостях и объятиях никто не заметил, когда Он тихонько улыбнулся и пошёл дальше помогать людям творить то, что они по-настоящему любят!

Сознательность

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

– Бабушка, а Бабушка!

– Что, Солнышко?

– Скажи мне, а ты сознательная?

– Это кто ж тебя словам таким мудрёным учит?

– Да Мама уже два дня вздыхает: «Когда ты у меня сознательной станешь?» Может, она ждёт, когда я про всё-про всё буду знать?

– Вряд ли, золотко! Видишь ли, все знания не могут уместиться в одной головке, пусть даже такой умненькой, как у тебя!

– А как же я стану сознательной?

– Ох, ты ж, любознательная моя! Хорошо, попробую объяснить – рассказать так, как сама понимаю. Знания-то разные бывают. Одни в голове умных людей живут, и когда их там много накопится – такого человека учёным зовут! Но такие знания тяжело другому передать, холодные они, потому учёные книжки умные пишут, в буковки свои знания складывают! Да только редко кто может и умным быть и знанье умное теплом наполнить!

– А твоё знание, какое оно? И куда ты его складываешь?

– Вот сюда! – положила Бабушка две ладони себе на грудь. – Все мои знания простые: про жизнь, про Небушко, да про людей вокруг, да сердцем в радости согреты!

– А мои – здесь! – прильнули узенькие ладошки к вязаной детской кофточке. – Вот про учёные книжки мне все понятно, а как ты свои знания передаёшь?

– А вот так! – Бабушка нежно обняла внученьку. – От сердца к сердцу знанье льётся, одно оно для Душ родных! Сознанье так же создаётся, оно от близости двоих!

– Всё, Бабушка, целую тебя, у меня дела, побегу Маме помогать с сознательностью! – только светлый хвостик мелькнул за калиткой.

– Похоже, кому-то сегодня придётся отложить в сторонку все свои дела неотложные! – с улыбкой подумала Бабушка.

Как стать Взрослым

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Решила как-то Умничка стать Взрослой. С чего начать?

Естественно, сначала озадачим Папу. Благо он с работы пришёл и едва слышно шуршит на компьютере. Тихонько прокралась в комнату, протиснулась к Папе на коленки. Заслонила собой экран, двумя ладошками взяла Папино лицо и требовательно заглянула в глаза:

– Папа! У меня к тебе серьёзный разговор!

– Это срочно, отложить нельзя?

– Нельзя! Решать надо быстро!

– Ну, если «быстро», то я весь внимание! – вздохнул Папа.

– Папа, мне нужно срочно становиться Взрослой!

– Прямо так сразу? Может, всё-таки немного подождём?

– Нет, нет, я уже всё решила!

Папа у Умнички хороший. Он считал себя не только Папой, но и её близким Другом. Что, в сущности, было сущей правдой. Поэтому, взяв доченьку на руки, Папа устроился вместе с ней в уютном домашнем кресле:

– Что ж, к разговору я готов. Начнём сначала: какой ты взрослой хочешь стать?

– Я хочу быть большой и умной, хочу сама за себя всё решать. Как ты с Мамой!

– Это правильное решение! Одобряю! Есть одно маленькое условие. Его зовут «Постепенность». Ты вот, когда домой идёшь, не можешь же сразу с этажа на этаж прыгать?

Доченька отрицательно качнула светлой головой:

– Нет, не могу, конечно!

– Ну вот, и здесь тот же закон! Сперва одной ногой шагнёшь, за шагом новый шаг… И так до самой, до желанной цели! Так и по жизни все мы поступаем. Вначале надо отучиться в школе, а там и в институт потом пойти. Немного надо подрасти. Ведь Взрослым человек становится тогда, когда он жизнь свою планировать умеет да за свои поступки отвечать!

Послушала доченька, призадумалась… Это долгий путь. Хорошо, что сейчас Мама и Папа вместе дома. Обычно они по-разному говорят. Надо к Маме за советом идти. Может, она что посоветует?

Мама, действительно, про планирование не говорила:

– Умничка моя! Конечно, Взрослой можно стать очень быстро! Только от быстрого взросления бывает очень грустно! Чтобы Взрослой стать, надо жизненного опыта набраться, много пережить, много испытать… Тогда взрослеет человек. Ох, не пожелаю никому я этот быстрый опыт получить!

– А какой он, этот быстрый опыт?

– Разный он. И сладкий, и горький. Как мёд и перец. Если не бежать, то каждому из них место и время обязательно найдётся…

– А если быстро и сразу, то что тогда получится?

– А ты попробуй, зачерпни ложкой сладкого мёда, да щепоть перца брось туда! И то, что получилось – на язык сложи! Ну, как тебе по вкусу?

С воображением у Умнички всегда было хорошо. Представила она этот быстрый опыт, поёжилась. Если Мама права, то, может, и правда, лучше не торопиться?!

А тут дядя Лёша в гости пришёл. Дядя Лёша был младшим братом Мамы и на всё имел своё мнение:

– Не надо путать ребёнка! Слушай, племяшка, меня! Стать Взрослым легко! Надо просто жить, двигаться, а не лежать камнем у дороги, умности придумывая да в чувствах копаясь! Просто живи, радуйся каждому дню, тогда и взрослость быстро наступит – оглянуться не успеешь!

Короче, откликнулись Взрослые на Умничкин вопрос. И ответы все вроде правильные. Только в разные стороны разбегаются.

Пытаясь сложить все мысли и чувства, устала Умничка. Легла спать, а не спится. В голове мысли сталкиваются, мешают друг другу, ноги куда-то бегут, спокойствие в постель не приходит. Так постепенно и ушла в сон, расстроившаяся, разбежавшаяся в стороны разные.

И снится Умничке сон. Сидит Умничка в удивительно красивом зале. Уютно в нём, радостно. На окнах золотисто-пурпурные занавески, ноги утопают в мягкости нежного ковра, приглушённый свет льётся с высокого купола, наполняя пространство зала спокойным чистым светом. А по этому удивительному помещению бегают, сталкиваются и ругаются странные существа. Удивилась девочка: «Как в такой красоте шуметь можно?» – прислушиваться стала.

Одно из существ, покачивая в руке очки в золочёной оправе, умно щуря проницательные глаза, громко проговорило:

– Друзья мои, давайте перестанем спорить! Нам нужно помочь нашей хозяйке решить вопрос, как ей стать Взрослой! У каждого из нас есть своё мнение, отличное от мнения других. Предлагаю выбрать старшего среди нас и его мнение предложить Умничке как наше общее!

– Надеюсь, Вы понимаете, о ком я говорю! Естественно, я намекнул вам о себе! Являясь представителем головы, бесспорно, для всех нас являюсь самым главным! Во-первых, я выше всех живу и вижу дальше всех! Во-вторых, именно я планирую, куда нам всем пойти и что нам делать! Я думаю, анализирую, являюсь представителем всех нас! Ну, вы представьте человека, который бы думал ногами и ходил вниз головой! Это же просто смешно!

– Ах, так! – вскричало высокое существо, которое постоянно двигалось, подпрыгивало и покачивалось на носочках. – Да если бы не я, ты бы всю жизнь свою лежал на месте! Без проку всю нашу жизнь планируя, без смысла и без толку! Да без движения ты думать бы не мог, не то, что принимать решенья! Нет движения – нет мысли! – заявило, в конце концов, беспокойное существо. – Поэтому именно я могу быть нашим представителем и всё Умничке объяснить!

– Братцы, не ссорьтесь! – тревожно перебило спорящих нежное создание с длинными волосами до самых пят. – Всё время вас приходится объединять, мирить! Давайте выберем меня! Если я буду главной, то обязательно мы будем жить в мире и согласии и сможем всё хозяйке объяснить!

– А я не хочу мириться! Пусть сперва извинится передо мной, а потом будем о мире говорить, на равных! – зашумело подпрыгивающее существо.

Так они шумели и галдели, а Умничка сидела в этом прекрасном зале, и у неё было ощущение, что у неё на кончике языка – капля мёда с перчинкой в середине. Сладко, потому что так много помощников да помочь искренне хотят. И горько, что друг друга не слышат, ссорятся в таком чистом и красивом доме.

Нашумелись, накричались, устали спорщики.

– Слушайте, а давайте выберем Сердце главным среди нас! Оно одно в наших спорах не участвует. Пусть Сердце руководит нами да Умничке подскажет ответ верный!

Все обрадовались, обернулись к тому, кто сидел тихонько в углу зала и смотрел на всех своими мудрыми, любящими глазами.

– Простите, но я не хочу руководить вами! – прозвучал неожиданный ответ.

– Как, неужели ты не хочешь помочь нашей хозяюшке?

– Хочу. Только у меня тоже есть желание. Я могу всем нам помочь, только если вы все вместе поможете мне!

– Чего же ты хочешь?

– Я не хочу быть главным среди вас. Я хочу быть в середине всех нас! Тогда я смогу любить и быть Любовью! Тогда каждая мысль и чувство, наше действие и слово наполнится бесценным чувством! И я не знаю, как по-другому стать Взрослым!

И так эти слова понравились Умничке, что она, проснувшись ото сна, вбежала к Папе с Мамой:

– А я знаю, я знаю, как стать Взрослой! Надо, чтобы в середине человека Сердце горело Любовью!

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

Хочу и люблю

часть вторая. хозяюшка-гордынюшка - student2.ru

– Буся, ну поиграй со мной немного! – в который раз запричитала Умничка.

– Мне некогда, – отвечала в который раз Бабушка, неторопливо вытирая пыль с подоконника.

– Ага, а если я тебя попрошу пуговицы научить пришивать, значит, время есть, – уличила внучка свою любимицу.

– Для пуговиц есть, – покорно согласилась та.

– Значит, ты меня не любишь!

– Почему же?

– Ну как же! Я хочу с тобой играть, а ты – нет! Значит, ты меня не любишь!

Железная логика внученьки на время приостановила лёгкие движения Бабушкиных рук.

– Знаешь, есть некоторая разница между «хочу» и «люблю»!

– Какая?

– Вот как ты думаешь, что я сейчас хочу делать?

– Конечно, убираться по дому! Ты всегда это делаешь!

– А вот ошиблась ты! Устала я, и отдохнуть хочу.

– А почему не отдыхаешь?

– Да потому, что заботиться люблю о всех моих родных! И то, что с тряпкой я сейчас, да с веником по дому хлопочу, – то из моей любви к тебе и к Папе с Мамой! Они придут с работы – в доме чисто, славно! И стол накрыт, и ужин вкусный ждёт! А если за желанием идти, то лягу на кровать и, сетуя на старость, включу телевизор и усну! А вам я объясню, что жизнь я всю трудилась! Теперь же вы трудитесь в свой черёд! Обхаживайте, помогайте мне, ведь старикам у нас большой почёт!

– Буся, не надо! Я всё поняла! Где у нас веник? Кажется, я у стола немного насорила…

Наши рекомендации