Порядок выбора и утверждение темы работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГП У им. М.Акмуллы»)
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
Уфа 2015
УДК 378.146.9
ББК Ч481.245
К 20
Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование/авт.-сост. Н.Ш. Сыртланова. Уфа, 2015. – 63 с.
Предлагаемое практическое пособие – рассмотрение процесса подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ по дошкольной педагогике бакалавра, начиная от выбора темы исследования и заканчивая ее публичной защитой.
В данном пособии раскрывается технология написания курсовых и выпускных квалификационных работ по дошкольной педагогике. Излагается порядок подготовки и их публичной защиты.
Пособие предназначено студентам дошкольного отделения, работающим над научным исследованием.
Рецензенты:
к.п.н., доц. Л.В. Панова.
к.п.н., доц. Г.Ф. Шабаева
Введение
Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образования в огромной мере зависят от педагогов – от их научной квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности в период обучения в вузе. Это объясняется, во-первых, тем, что лекционные и семинарские занятия не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли; во-вторых, в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать; в-третьих, меняются методы работы ДОУ, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности.
Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание студентами курсовых работ (далее – КР) по дошкольной педагогике и выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) по профилю подготовки «Дошкольное образование». Последние являются важным звеном в выработке каждым студентом навыков самостоятельного изучения науки и практики дошкольной педагогики, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретений опыта накопления и получения знаний, что необходимо будущему бакалавру педагогического образования, работающему по профилю «Дошкольное образование».
Научно-исследовательская деятельности бакалавров направлена на формирование профессиональных компетенций - способеность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
В ходе учебной практики бакалаврами осуществляется научно-исследовательская работа. Содержание практики дает возможность изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме исследования; составлять отчеты по теме или ее разделу исследования; выступить с докладом на конференции.
Недостаточное методическое обеспечение по научно-исследовательской деятельности бакалавров по профилю подготовки «Дошкольное образование» дошкольной педагогике приводит к тому, что зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. Цель данного пособия – дать ряд практических советов по подготовке и написанию КР дошкольной педагогике и ВКР по профилю подготовки.
Как выбрать темы курсовой и выпускной квалификационной работы? Где и как искать необходимые материалы? Какова технология подготовки и оформления работ? Как построить процедуру защиты? Каковы критерии оценки работ? Вот круг вопросов, на которые авторы предлагают ответы, рожденные многолетним опытом работы в вузе и в профессиональной педагогической деятельности.
Мы надеемся, что данное пособие, поможет студентам выполнять научно-исследовательские работы эффективно и плодотворно.
I. Содержание и этапы выполнения курсовой работы
Курсовая работа – это один из видов научно-исследовательской работы, которую выполняет студент за время обучения в вузе. Курсовая работа тематически связана с соответствующими учебными курсами, которые определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно под научным руководством со стороны преподавателя. В курсовой работе исследуется какая-либо проблема дошкольной педагогики. К таким проблемам могут относиться: моделирование образовательного процесса в ДОО; взаимодействие педагога, детей, родителей; педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельность дошкольников; современные концепции дошкольного образования, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников и т.д.
Порядок выбора и утверждение темы работы
Темы КР разрабатываются кафедрой с учетом их актуальности, научной и практической значимости, обсуждаются и утверждаются кафедрой (не позднее марта). Кафедра организует встречи научных руководителей со студентами, которые в течение апреля должны выбрать тему и, согласовав свой выбор с научным руководителем, оформить его заявлением на имя директора ИП с просьбой утвердить тему работы.
Рекомендации:
При выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться:
ü вашими возможностями и научными интересами;
ü глубиной знания по выбранному направлению;
ü желанием выполнить работу теоретического, практического и опытно-поискового характера;
ü профилем, подготовки;
ü возможностью преемственности курсовой работы с ВКР.
Тематика работ, выбранных студентами и согласованных с научным руководителем, утверждается решением кафедры.