Лекция №4 Воспитание как общественное явление и процесс
Воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья
Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений
Характеристики:
1) Воспитание возникло в практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены стареющих и выбивающих из жизни поколений
2) Воспитание – категория вечная, необходимая и общая. Она появляется вместе с возникновение человеческого общества и существует пока живёт само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности, подготовки его производительных сил и развития человека
3) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит характерно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени
4) Воспитание прорастающих поколений осуществляется за счёт освоения основных элементов социального опыта, в процессе и в результате вовлечения из общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность
Функции воспитания –качественные определённые направления в пути выполнения им общей социальной роли и назначения, присущие ему способы воздействия на личность, это те основные социальные задачи, которые оно призвано решать
1) Формирующая
2) Мировоззренческая (формирует мировоззрение, духовно-психологический аспект)
3) Познавательная ( процесс отбора целенаправленной передачи информации в соответсвии с целями и задачами)
4) Функция просвещения (определяет систему нравственного, эстетического, правового воспитания)
5) Компенсирующая (нейтрализует факторы, условия, отрицательно влияющие на процесс формирования личности)
6) Корректирующая (анализ причин, условий индивидуального развития, которые способны привести к антиобщественной направленности)
7) Функция социального контроля (определение форм социальных качеств личности и её поведения)
8) Практическая (средства подготовка человека к успешному выполнению им практических действий)
Признаки воспитания:
1)целенаправленность (наличие какого-то образца, как общего так и социально-культурного ориентира)
2) соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества
3) присутствие определённой системы организуемых влияний
Особенности:
1) Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы
2) Воспитательный процесс отличается длительностью
3) Непрерывность
4) Процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса
5) Вариативность (неоднозначность) и непредельность результатов
6) Двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитанникам и наоборот.
При организации процесса воспитания как целенаправленного процесса, интериоризации общечеловеческих ценностей используется 2 способа:
1) 1ый предполагает стимулирование деятельности личности по усвоению системы гуманистических ценностей в основном изменяющих внешних условий воспитания
2) Во 2ом способе организации воспитания к воспитанникам предъявляется в «готовом» виде требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых мотивов поведения, их соотнесения с другими.