Занятие 6. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

Цель: сформировать научное представление о воспитании в социальном и педагогическом контексте, уяснить смысл основополагающих закономерностей воспитания как социально-педагогического явления.

Основные понятия:воспитание в широком социальном смысле, воспитание в педагогическом смысле, педагогический процесс.

Вопросы:

1. Сущность воспитания как общественного явления, его основные признаки и функции. Социально-исторический характер воспитания.

2. Структура и функции воспитания как педагогического процесса, его характерные признаки. Воспитательная и воспитывающая деятельности.

3. Характеристика основных закономерностей и принципов воспитания и их взаимосвязь.

Методические рекомендации:

На занятии необходимо выделить общие и особенные черты воспитания как общественного явления и воспитания как педагогического процесса. Их соотношение может быть выражено в схеме.

Целесообразно провести грань между педагогическим процессом и воспитанием в широком социальном смысле. Особое внимание следует обратить на закономерности воспитания. Каждая высказанная в ходе коллективного обсуждения идея должна быть проанализирована.

Могут быть проверены предшествующие семинарские и словарные работы студентов.

Литература:

1. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. – Каунас. 1984.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-16.

3. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т.1. С. 165-168.

4. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. 1997. № 4. С.45-52.

5. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание…. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

6. Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная педагогическая система. – Харьков. 1979.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

8. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 8. С. 14-20.

9. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.

10. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания. – М., 1986.

Занятие 7. Планирование и план воспитательной работы

Цель: усвоить теоретические основы планирования воспитательной работы, осмыслить логические взаимосвязи планирования с целью, диагностикой и прогнозированием педагогических явлений и процессов. Сформировать умения составления различных планов воспитательной работы исходя из поставленных целей педагогической деятельности.

Основные понятия: планирование, план, планирование воспитательной работы, план воспитательной работы.

Вопросы:

1. Сущность и функции планирования воспитательной работы.

2. Педагогические основы и принципы планирования воспитательной работы .

3. Виды планов воспитательной работы. Содержание, форма и структура планов.

Методические рекомендации:

Первая часть занятия посвящена теоретическому осмыслению вопросов семинара. После обсуждения и рефлексии вопросов микрогруппам предлагается пакет школьных документов (планы воспитательной работы школы, классных руководителей, организатора по воспитательной работе на год, четверть, месяц) для их содержательного и структурного анализа. На основе анализа этих планов микрогруппам предлагается составить и защитить собственные варианты планов воспитательной работы. На доске отражается выработанная совместно схема плана воспитательной работы классного руководителя.

Литература:

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998.

2. Воронов В. Как составить план работы.//Воспитание школьников. 1999. №4 С.23-28.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности./ Под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001

4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М., 1999.

5. Певрушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя //Классный руководитель. 1999 №3. С.41-49.

6. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие./Под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.

7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.

8. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе/ Авт.-составитель Л.А. Байкова и др. – М., 1999.

9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.

Наши рекомендации