Объекты и субъекты мониторинга

И.о. начальника Департамента П.И. Горлов

Змеева ЕэЕэ

42-63-29

Костарева О.П.

51-27-62

Примерное Положение о внутришкольном мониторинге

Общие положения

1.1. Положение о внутришкольном мониторинге в образовательном учреждении (далее Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Законом Томской области «Об образовании в Томской области» от 12.11.2001. № 119-03, Положением о региональной системе оценки качества образования в Томской области, утвержденным приказом ДОО ТО от 26.11.08 №1447, Положением о региональном мониторинге, утвержденным приказом ДОО ТО от 30.05.2008 №800, Устав образовательного учреждения (при условии внесения изменения в Устав учреждения)

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, принципы, объекты, субъекты, этапы осуществления, виды мониторинга, методы сбора информации, хранение материалов внутришкольного мониторинга (далее – мониторинг) в образовательном учреждении.

1.3. В настоящем Положении мониторинг понимается как неотъемлемая (составная) часть внутришкольного управления и представляет собой систему организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о состоянии исследуемого объекта (объектов), которая обеспечивает не только непрерывное слежение за его (их) состоянием, но и прогнозирует его (их) развитие.

1.4 Пользователями результатов мониторинга могут быть:

· руководящие и педагогические работники образовательного учреждения;

· обучающиеся (воспитанники);

· родители (законные представители) обучающихся (воспитанников);

· представители общественности.

Цели, задачи и функции мониторинга

2.1 Целью мониторинга является выявление объективного состояния изучаемого объекта (объектов) для принятия управленческих решений и определения путей дальнейшего развития образовательного учреждения.

2.2 Задачи мониторинга:

· выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии объекта (объектов), о качественных и количественных изменениях в нем (них);

· формирование механизмов сбора, обработки, хранения информации;

· систематизация информации о состоянии и развитии объекта (объектов) мониторинга

· определение форм предоставления информации пользователям;

· информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития объекта (объектов), выработки управленческих решений.

2.3 Функции мониторинга

· Информационная:

o обеспечивает необходимой информацией субъекты, осуществляющих управление образовательным учреждением;

o информирует участников образовательного процесса о результатах и состоянии объекта (объектов) мониторинга в образовательном учреждении;

o позволяет осуществить обратную связь.

· Диагностическая:

o выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении которых будут приняты управленческие решения;

o устанавливает соответствие установленным правилам, нормам.

· Формирующая:

o способствует осуществлению личностно – ориентированного подхода к обучающимся.

· Побудительная:

o мотивирует участников педагогического процесса на повышение результативности педагогического труда.

· Прагматическая:

o обеспечивает субъектов, осуществляющих управление образовательным учреждением, необходимой информацией для принятия максимально обоснованных и адекватных решений.

Принципы мониторинга

3.1 Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел.

3.2 Сопоставимость данных: сравнение корректно в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей.

3.3 Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга

3.4 Прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта.

3.5 Оперативность сбора информации: информация должна быть своевременной.

3.6 Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга

3.7 Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга

3.8 Этичность процедур сбора, интерпретации и распространения информация об объектах ВШМ.

Объекты и субъекты мониторинга

4.1 Объектами мониторинга могут быть:

4.1.1 Результаты:

· воспитанность;

· обученность;

· развитость;

· мастерство педагога;

· другое.

4.1.2 Процессы:

· образовательный (в целом);

· воспитательный (в целом);

· процесс нравственного воспитания;

· процесс трудового воспитания;

· процесс здоровьесбережения;

· процесс подготовки детей к школе;

· процесс предпрофильной подготовки и профильного обучения;

· другое.

4.1.3 Условия:

· нормативные правовые;

· материально – технические;

· кадровые;

· научно – методические;

· финансовые;

· мотивационные;

· информационные;

· организационные;

· другое.

4.2 Субъектами мониторинга являются исполнители мониторинговых функций:

· структуры (кафедры, методические объединения, временные творческие, проблемные группы и т.п.),

· отдельные педагогические и руководящие работники.

Виды мониторинга

5.1 По масштабу целей образования:

· стратегический;

· тактический;

· оперативный;

5.2 По этапам проведения:

· входной;

· промежуточный;

· итоговый;

5.4 По частоте процедур:

· разовый;

· периодический;

· систематический;

5.5 По охвату объекта наблюдения:

· локальный;

· выборочный;

· сплошной;

5.6 По организационным формам:

· индивидуальный;

· групповой;

· фронтальный;

5.7 По формам объект-субъектных отношений:

· внешний;

· взаимоконтроль;

· самоанализ;

5.8 по используемому инструментарию:

· стандартизованный (прошедший независимую экспертизу);

· не стандартизованный (авторские разработки).

Методы сбора информации

Наиболее распространенными методами сбора информации являются:

· диагностические контрольные работы;

· тестирование: бланковое, компьютерное;

· данные статистической отчетности;

· анкетирование,

· опрос;

· интервьюирование;

· наблюдение;

· собеседование;

· изучение материалов портфолио (ученик, учитель);

· экспертиза документов, материалов;

· самообследование;

· другое.

Наши рекомендации