Объекты и субъекты мониторинга
И.о. начальника Департамента П.И. Горлов
Змеева ЕэЕэ
42-63-29
Костарева О.П.
51-27-62
Примерное Положение о внутришкольном мониторинге
Общие положения
1.1. Положение о внутришкольном мониторинге в образовательном учреждении (далее Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Законом Томской области «Об образовании в Томской области» от 12.11.2001. № 119-03, Положением о региональной системе оценки качества образования в Томской области, утвержденным приказом ДОО ТО от 26.11.08 №1447, Положением о региональном мониторинге, утвержденным приказом ДОО ТО от 30.05.2008 №800, Устав образовательного учреждения (при условии внесения изменения в Устав учреждения)
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, принципы, объекты, субъекты, этапы осуществления, виды мониторинга, методы сбора информации, хранение материалов внутришкольного мониторинга (далее – мониторинг) в образовательном учреждении.
1.3. В настоящем Положении мониторинг понимается как неотъемлемая (составная) часть внутришкольного управления и представляет собой систему организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о состоянии исследуемого объекта (объектов), которая обеспечивает не только непрерывное слежение за его (их) состоянием, но и прогнозирует его (их) развитие.
1.4 Пользователями результатов мониторинга могут быть:
· руководящие и педагогические работники образовательного учреждения;
· обучающиеся (воспитанники);
· родители (законные представители) обучающихся (воспитанников);
· представители общественности.
Цели, задачи и функции мониторинга
2.1 Целью мониторинга является выявление объективного состояния изучаемого объекта (объектов) для принятия управленческих решений и определения путей дальнейшего развития образовательного учреждения.
2.2 Задачи мониторинга:
· выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии объекта (объектов), о качественных и количественных изменениях в нем (них);
· формирование механизмов сбора, обработки, хранения информации;
· систематизация информации о состоянии и развитии объекта (объектов) мониторинга
· определение форм предоставления информации пользователям;
· информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития объекта (объектов), выработки управленческих решений.
2.3 Функции мониторинга
· Информационная:
o обеспечивает необходимой информацией субъекты, осуществляющих управление образовательным учреждением;
o информирует участников образовательного процесса о результатах и состоянии объекта (объектов) мониторинга в образовательном учреждении;
o позволяет осуществить обратную связь.
· Диагностическая:
o выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении которых будут приняты управленческие решения;
o устанавливает соответствие установленным правилам, нормам.
· Формирующая:
o способствует осуществлению личностно – ориентированного подхода к обучающимся.
· Побудительная:
o мотивирует участников педагогического процесса на повышение результативности педагогического труда.
· Прагматическая:
o обеспечивает субъектов, осуществляющих управление образовательным учреждением, необходимой информацией для принятия максимально обоснованных и адекватных решений.
Принципы мониторинга
3.1 Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел.
3.2 Сопоставимость данных: сравнение корректно в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей.
3.3 Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга
3.4 Прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта.
3.5 Оперативность сбора информации: информация должна быть своевременной.
3.6 Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга
3.7 Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга
3.8 Этичность процедур сбора, интерпретации и распространения информация об объектах ВШМ.
Объекты и субъекты мониторинга
4.1 Объектами мониторинга могут быть:
4.1.1 Результаты:
· воспитанность;
· обученность;
· развитость;
· мастерство педагога;
· другое.
4.1.2 Процессы:
· образовательный (в целом);
· воспитательный (в целом);
· процесс нравственного воспитания;
· процесс трудового воспитания;
· процесс здоровьесбережения;
· процесс подготовки детей к школе;
· процесс предпрофильной подготовки и профильного обучения;
· другое.
4.1.3 Условия:
· нормативные правовые;
· материально – технические;
· кадровые;
· научно – методические;
· финансовые;
· мотивационные;
· информационные;
· организационные;
· другое.
4.2 Субъектами мониторинга являются исполнители мониторинговых функций:
· структуры (кафедры, методические объединения, временные творческие, проблемные группы и т.п.),
· отдельные педагогические и руководящие работники.
Виды мониторинга
5.1 По масштабу целей образования:
· стратегический;
· тактический;
· оперативный;
5.2 По этапам проведения:
· входной;
· промежуточный;
· итоговый;
5.4 По частоте процедур:
· разовый;
· периодический;
· систематический;
5.5 По охвату объекта наблюдения:
· локальный;
· выборочный;
· сплошной;
5.6 По организационным формам:
· индивидуальный;
· групповой;
· фронтальный;
5.7 По формам объект-субъектных отношений:
· внешний;
· взаимоконтроль;
· самоанализ;
5.8 по используемому инструментарию:
· стандартизованный (прошедший независимую экспертизу);
· не стандартизованный (авторские разработки).
Методы сбора информации
Наиболее распространенными методами сбора информации являются:
· диагностические контрольные работы;
· тестирование: бланковое, компьютерное;
· данные статистической отчетности;
· анкетирование,
· опрос;
· интервьюирование;
· наблюдение;
· собеседование;
· изучение материалов портфолио (ученик, учитель);
· экспертиза документов, материалов;
· самообследование;
· другое.