Работа над голосом. постановка голоса
Даже не обученные речи глухие дети, как правило, сами обнаруживают свой голос.
Это происходит обычно в связи с различными эмоциональными переживаниями, когда дети радостно восклицают, смеются или плачут, а также в связи с их стремлением привлечь внимание окружающих.
Голос у детей оказывается очень различным по своей силе, высоте и тембру. Характер голоса у глухих в значительной мере зависит от состояния их слуха и времени его потери.
Обычно более звучным, естественным голосом обладают дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие слух.
У детей, оглохших на первом-втором году жизни (или врожденно глухих) и не имеющих существенных остатков слуха, сравнительно чаще можно встретить различные недостатки голоса (например, слабый, глухой, высокий, гнусавый голос).
Учителю важно путем наблюдения за детьми в первые дни их пребывания в школе выявить особенности голоса каждого ребенка, которые обнаруживаются у него при различных обстоятельствах, вызывающих голосовую реакцию.
Это важно прежде всего потому, что некоторые дети вначале не могут произвольно, по требованию учителя пользоваться своим голосовым аппаратом; такие дети оказываются как бы без голоса.
Кроме того, у многих детей самый характер голоса в естественной обстановке оказывается иным, чем при попытках учителя вызвать голос искусственными приемами.
В тех редких случаях, когда и в естественной обстановке у ученика не обнаруживается голоса, учителю необходимо обратиться к отоларингологу для выяснения состояния голосового аппарата ребенка.
Подготовительные голосовые упражнения должны носить игровой характер, связываться с выразительной мимикой лица, с различного рода движениями. Это способствует вызыванию у детей наиболее естественного, звучного голоса. Поскольку подавляющее большинство глухих детей имеют более или менее значительные остатки слуха, очень важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать голос как учителя, так и свой собственный. В связи с этим большую помощь в вызывании голоса может оказать звукоусиливающая аппаратура. При работе со всеми учащимися используется классная установка, а при индивидуальных занятиях специальные приборы или даже индивидуальные слуховые аппараты (при больших остатках слуха). Упражнения, связанные передвижением учащихся, удобно проводить в помещении, оборудованном магнитной петлей. При полном отсутствии или незначительных остатках слуха полезным пособием может служить вибратор. В качестве примерных можно рекомендовать следующие подготовительные голосовые упражнения:
1. Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.
Примерный материал: прр(лошадь), му (корова), ам — ам (собака), пи — пи — пи (птица), мяу (кошка), бээ (коза), у — у (поезд), ау (девочка заблудилась в лесу), а — а — а (мать качает ребенка), папа, мама, Тата, Вава.
Учитель показывает игрушку или картинку, произносит соответствующее слово и побуждает детей воспроизводить его по подражанию. При этом важно, чтобы дети имели возможность не только видеть артикуляцию учителя, но и улавливать его голос, пользуясь остатками слуха, осязать вибрацию его гортани, груди, щек, толчок или струю выдыхаемого им воздуха. Поэтому во время данного упражнения лучше всего усадить детей полукругом на маленькие табуретки или стульчики так, чтобы, сидя в центре полукруга, учитель в случае необходимости мог всегда приблизиться к любому ученику и дополнить зрительные и слуховые впечатления ребенка осязательными. Для этого достаточно взять руку ученика и в одном случае приложить ее к щеке, в другом к гортани, в третьем поднести ко рту и т. д.
Подготовительные голосовые упражнения полезно связывать с движениями, инсценировкой, игрой. Как это сделать, видно из следующих игровых упражнений:
· Баюканье куклы. Дети по очереди качают на руках куклу, напевая в такт движениям: а— а — а — а.
· Ауканье. Разыгрывается сценка: дети собирают в лесу грибы. Кто-либо один заблудился и кричит: ау! Остальные ему отвечают тем же.
· Кот и птички. Один из учеников — кот, остальные — птички. Кот сидит в углу комнаты и умывается. Птички бегают поблизости и машут крыльями (руками), щебеча при этом: пи — пи — пи. Внезапно кот вскакивает — старается поймать одну из птичек. Попавшая в лапы кота птичка меняется с ним ролями и сама становится котом.
Не следует смущаться тем, что у многих детей вместо пи — пи — пи будет получаться что-нибудь вроде пэ — пэ — пэ, или бэ — бэ — бэ, или мпэ — мпэ — мпэ и т. п. Важно лишь, чтобы дети приводили в действие свой голосовой аппарат.
- Поезд. Дети становятся друг за другом (гуськом) и кладут друг другу на плечи руки. Первый ученик поднимает над головой дугой согнутые соединенные кистями руки. Это — электровоз. По сигналу учителя поезд приходит в движение. При этом все гудят; у-у!
- Самолеты. Дети по одному или группами в 2—3 человека бегают по классу, разведя в стороны руки, изображающие крылья самолета, и при этом тянут (кто как может): в .
Проведению подобных игровых упражнений должно предшествовать разъяснение их смыслового содержания с помощью картин и пантомимического изображения действий.
2. Произнесение ряда простейших слогов, сопровождаемое движениями. Учитель кладет свои руки на стол. Подражая ему, дети также кладут свои руки на парты. Чтобы сосредоточить внимание детей, учитель проделывает несколько движений, побуждая учащихся к подражанию. Следуя учителю, дети сжимают лежащие на парте кисти рук в кулаки, ставят кулак на кулак, выбрасывают вперед указательные пальцы и т. п. Вслед за этим учитель в быстром темпе произносит: папапапа, протягивая последний гласный. Произнесение каждого слога сопровождается взмахами обеих рук.
Во время произнесения последнего слога учитель держит над головой высоко поднятые руки. Дети произносят слоги по подражанию и производят при этом ритмичные взмахи руками. Последний гласный дети, как и учитель, произносят протяжно, высоко подняв над головой руки. Наряду со звуком п в слогах может быть использован и звук т, который обычно довольно легко воспроизводится большинством учащихся.
Голосовые упражнения на материале слогов (папапа... татата... ляляля...), как, впрочем, и некоторые другие упражнения такого рода, полезно проводить под аккомпанемент рояля или пианино.
Дети располагаются около инструмента так, чтобы иметь возможность видеть лицо учителя, слышать звучание инструмента и одновременно осязать вибрацию его корпуса или крышки. Лучше всего поставить детей на подставках позади инструмента. Учитель сопровождает слог аккордом, который воспринимается детьми на слух и вибрационно.
Голосовые упражнения на материале слогов могут быть также связаны с той или иной инсценировкой. Например, слоги та — та — та — та... могут быть представлены как удары в барабан.
3. Приемы работы по вызыванию голоса на индивидуальных занятиях. Наряду с упражнениями, которые проводятся со всем классом и носят по преимуществу игровой характер, в некоторых случаях оказывается необходимой индивидуальная работа с использованием не только описанных, но и ряда других приемов.
Учитель побуждает ученика повторять по подражанию указанные простейшие, в том числе лепетные, слова: ам — ам, мяу, у — у, папа, мама.
При затруднениях можно исходить из слога па, протягивая гласный. Для этой цели используется звукоусиливающая аппаратура. Дети, которые располагают очень небольшими остатками слуха или вообще их не имеют, могут пользоваться вибратором. С его помощью ученик может воспринимать голос учителя и свой собственный. Кроме того, он может воспринимать произносимое учителем и осуществлять самоконтроль, приложив одну руку к гортани учителя, а другую к своей.
Когда речь идет об учениках, затрудняющихся в произнесении звука п, лучше исходить из отдельного протяжного гласного а .
Возможен и другой прием. Учитель прикладывает руки ученика к своим щекам и произносит протяжное м. Затем руки ученика прикладываются к его собственным щекам. Тем самым он побуждается к подражанию. Иногда результат достигается быстрее, если ученик одновременно прикладывает одну руку к своей щеке, а другую — к щеке учителя.
Вызвав у ученика голос на звуке м, следует осторожно перейти к слогу ма, протягивая и согласный и гласный. Далее можно уже перейти к слогу па и т. д.
Если при всех использованных приемах ученик дает слишком слабый голос или вовсе не дает его, не следует выражать своего нетерпения. Учитель должен проявить большую выдержку и изо дня в день настойчиво продолжать упражнения. В конце концов голос обычно появляется; сначала он слабый, иногда хриплый; однако в дальнейшем он все более и более крепнет, очищается.
Ни в коем случае не следует сразу требовать от ученика громкого голоса, так как это может привести к различным дефектам («рваный» голос, высокий голос и др.).
Если глухой проявляет склонность к слишком высокому голосу или фальцету, следует обратить его внимание на вибрацию груди. Если же, наоборот, имеется склонность к чрезмерно низкому голосу, то лучше вовсе не указывать на дрожание груди и прикладывать руку ученика не к ней, а к гортани. Во всяком случае, требование ставить всем глухим детям непременно грудной голос неправильно, так как наиболее естественным для разговорной речи является средний регистр — микст.
Для контроля над высотой тона голоса, помимо звукоусиливающей аппаратуры, частично может быть использован вибратор.
Подготовительные голосовые упражнения постепенно уступают место систематическим упражнениям, проводимым на материале гласных, слогов, слов и фраз.
Эти упражнения, видоизменяясь и постепенно усложняясь, проводятся на протяжении всего курса обучения, и они имеют целью развить голос и приучить глухого различным образом варьировать характер работы голосового аппарата в соответствии с требованиями речи.
Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи на всех годах обучения является соблюдение его нормальной силы, высоты и тембра. Важно также, чтобы дети умели изменять силу голоса в связи со словесным ударением, соблюдать нормальную длительность гласных в словах, слитно и раздельно произносить встречающиеся в речи сочетания гласных с гласными и согласными, пользоваться шепотной речью, изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и размера помещения, а также в связи с логическим ударением.
Ниже приводятся некоторые примеры голосовых упражнений указанных типов на материале отдельных звуков и слогов. Используемые в приводимых упражнениях условные знаки обозначают: крупный шрифт — громкость, черта после буквы — протяжное произнесение, точка под буквой — краткое произнесение, интервалы между буквами (слогами) — раздельность.
1. Выработка звучности голоса: папапапа а
2. Изменение длительности гласных:
· па па па па па па
· а а а а а а
· а а а а а а
3. Изменение силы голоса:
· ПА па ПАПАПА . . . пaпaпa . . . пaпa ПА па па ПА.
· А а А а А А а
4. Слитное и раздельное произнесение гласных и слогов: папапапа . . .па па па па . . . аоаоаоао . . .а о а о
5. Выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных: папопапо . . . папупапу . . . папипапи . . . папуипи аоаоао . . . ауауау . . . аиаиаи . . . ауиауи . . .
6. Выдерживание тона голоса при сочетании согласных с гласными:
· ам а и . а м а
· ум у м у м у
Приведенные примерные упражнения построены на ограниченном звуковом материале. На основе этих образцов учителю следует самому составить материал для каждого отдельного занятия, включая в него различные отработанные в произношении гласные и согласные звуки.
В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода указанные типы слоговых упражнений должны сочетаться с упражнениями на материале слов и фраз.
Подбирая для отдельных уроков или индивидуальных занятий упражнения того или иного типа, необходимо спланировать материал таким образом, чтобы в течение известного промежутка времени проводились все указанные выше типы упражнений.
С обладающими значительными остатками слуха детьми следует вести работу над элементарной интонацией. Их можно научить воспроизведению повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации предложения, а также интонации, связанной с логическим ударением. Работу над интонацией лучше всего проводить с применением звукоусиливающей аппаратуры.