Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций
Кафедра русской литературы
«Согласовано» _________________ председатель УМК Шанина Ю.А. | «Утверждаю» _______________ руководители ООП Артюшков И.В. Борисова В.В. |
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
По дисциплине
Б3.В.ОД 1.11 Античная литература
Направление - Педагогическое образование
Профиль – Русский язык и литература
Цель дисциплины
формирование и развитие следующих компетенций:
- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовность выявлять и анализировать закономерности развития русского языка и литературы, владеет понятийным аппаратом лингвистики и литературоведения; способен использовать специальную терминологию в учебно-профессиональной деятельности (СК-1);
- способность учитывать в своей профессиональной деятельности основные положения лингвокультурологии и теории межкультурной коммуникации, устанавливать связи русского языка, русской литературы и русской культуры с другими языками, литературами и культурами, использовать региональный компонент (СК-5).
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать
основные этапы развития античной литературы;
своеобразие древнегреческой и римской литературы;
становление, развитие основных литературных жанров;
содержание художественных произведений, предложенных для обязательного прочтения;
место античной литературы в истории мировой культуры;
творчество наиболее выдающихся писателей;
- уметь
применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;
- владеть
навыками литературоведческого анализа прозаического, лирического и драматического произведений;
навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
навыками cопоставительного анализа литературных произведений.
Компонент «знания» диагностируется и оценивается в ходе экзамена с применением таких средств, как:
- устный опрос;
- собеседование;
- письменная контрольная работа;
- устные сообщения, доклады;
- тест и др.
Компоненты «умение»и «компетенция»диагностируется и оценивается с помощью следующих оценочных средств:
- выполнение заданий связанных с разными видами анализа художественного текста;
- разработка и защита презентаций;
- составление сводных таблиц.
Программа зачета
Введение в историю античной литературы
Термин и понятие «античная культура», ее исторические, хронологические рамки. Основные этапы в истории греко-римского общества и их отражение в литературе, периодизация. Художественное своеобразие античной литературы и искусства. Место античной культуры в истории искусства. Периодизация.
Архаический период в истории античной литературы. Гомеровский эпос
Греческая мифология и литература. Крито-микенская культура и ее роль в формировании греческой мифологии. Жанры древнегреческого фольклора.
Героический эпос: поэмы Гомера. Мифы о троянской войне и история. Содержание «Илиады», «Одиссеи» и единство замысла поэм. Гомеровский эпос как энциклопедия древности. Герои и боги в эпосе. Своеобразие эпического стиля. Возникновение, история и современное состояние гомеровского вопроса. Гомер в России.
Дидактический эпос Гесиода «Труды и дни»: композиция, идея труда и справедливости.
Древнегреческая лирика
Причины возникновения лирики, ее роль в древнегреческом обществе. Виды и жанры. Декламационная лирика: элегия и ямб. Патриотическая тематика в лирике Тиртея (VII век до н. э.) и Солона (начало VI века до н. э.). Мелическая сольная поэзия. Своеобразие раскрытия любовного переживания в лирике Сапфо (род. ок. 612 г. до н. э.) и Анакреонта (вторая половина VI века до н. э.). Анакреонтика в русской поэзии XVIII-XIX вв. Хоровая лирика: основные жанры и творчество Пиндара (ок. 518 – 442 до н. э.). Понятие «пиндаризма».