Распределение изучаемых тем и содержания по видам занятий.

Очная форма обучения, I семестр

№ п/п Тема Лекции Семинары Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа Всего часов
1. Теоретико-методологические аспекты современного спорта высших достижений в ракурсе теории творчества. - - -
2. Творчество: понятия, структура, теории, механизмы и этапы формирования, методы изучения. - -
3. Спортивная деятельность в контексте теории творчества: концептуальные положения. - -
4. Творчество как объект современных спортивно-педагогических исследований в России. - - -
ИТОГО - -

Заочная форма обучения, I семестр

№ п/п Тема Лекции Семинары Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа Всего часов
1. Теоретико-методологические аспекты современного спорта высших достижений в ракурсе теории творчества. - - -
2. Творчество: понятия, структура, теории, механизмы и этапы формирования, методы изучения. - -
3. Спортивная деятельность в контексте теории творчества: концептуальные положения. - -
4. Творчество как объект современных спортивно-педагогических исследований в России. - - - -
ИТОГО - -

Содержание занятий.

Очная форма обучения.

лекционные занятия.

№ темы Содержание лекций Кол-во часов
А Б В
1. Лекция № 1. Методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов и современная система знаний. Дифференциация знаний в двенадцати разделах современной теории подготовки спортсменов в олимпийском спорте на различных иерархических уровнях (по В. Н. Платонову): - исторические предпосылки, методологические основы построения теории и её реализация на практике; - система олимпийской подготовки национальных команд: история формирования и концептуальные положения; - олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельность; - основы современной системы подготовки; - технико-тактическая и психологическая подготовка; - двигательные (физические) качества и физическая подготовка; - макроструктура процесса подготовки; - микро- и мезоструктура процесса подготовки; - отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки и соревновательной деятельности; - моделирование и прогнозирование в системе подготовки и соревновательной деятельности; - экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности; - внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности. Двенадцать направлений совершенствования системы подготовки спортсменов (по В. Н. Платонову): - резкий прирост объёма тренировочной и соревновательной деятельности; - устранение в 4-летних олимпийских циклах и годичной подготовке противоречия между системой целенаправленной подготовки к олимпийским играм и практикой участия в большом количестве соревнований в течение года с ориентацией на достижение наивысших результатов; - разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры; - строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного вида спорта; - максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности; - стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов; - соответствие системы подготовки к главным соревнованиям географическим и климатическим условиям мест, в которых планируется их проведение; - расширение нетрадиционных средств подготовки; - ориентация системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности; - совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний; - расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний и практической деятельности по ряду разделов спортивной подготовки в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма; - динамичность системы подготовки.

А Б В
1. Лекция № 2. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа. Теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований. Структура, ценности, динамика, современный уровень и прогнозирование высших спортивных достижений (по Ю. Ф. Курамшину): - структура спортивных достижений: методологические подходы к анализу; - взаимосвязь параметров соревновательной деятельности со спортивными результатами в некоторых видах спорта; - стремление к высшим спортивным достижениям и спортивным рекордам как особенность большого спорта; - принципы, способы выявления и типология ценностей спортивных достижений; - специфика ценностей высших спортивных достижений, их значение для личности и общества; - общие закономерности и тенденции развития спортивных достижений; - динамика развития высших спортивных достижений в ряде олимпийских видов спорта; - предел в развитии мировых спортивных рекордов; - значение, содержание и основные методы прогнозирования спортивных результатов в отдельных видах спорта.
2. Лекция № 3. Психоаналитическая, когнитивная, компенсационная теории творчества и теория развития творческой личности. Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Г. Юнг), когнитивная теория творчества Дж. Келли, компенсационная теория творчества А. Адлера, теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер): научные взгляды, положенные в основу каждой из теорий; компоненты взаимовлияния; основные идеи и закономерности. Взаимосвязь теории творчества с психологией творчества, теорией познания, психологией развития.
2. Лекция № 4. Теория творческих процессов и антропологическая теория творчества. Структура и концептуальные положения теории творческих процессов (по А. Г. Ющенко): механизмы творчества в Природе (синтетическая теория эволюции), механизмы творчества в интеллекте человека (взаимодействие сознания и подсознания по работам Ганса Селье и Анри Пуанкаре), механизмы творчества при взаимодействии коллектива индивидуумов (метод «мозгового штурма»), механизмы творчества и логическая машина Раймонда Луллия, механизмы творчества в контексте генетических алгоритмов. Антропологическая теория творчества (по А. Н. Петрову и В. Н. Петровой): содержание, основные точки зрения и критические взгляды.
3. Лекция № 5. Генетические аспекты спортивной успешности. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества спортсменов: морфофункциональные показатели; генетический контроль физических качеств; спортивные семьи. Генетические маркеры спортивных задатков: свойства и значение; антропогенетика; хромосомные маркеры; гормональные маркеры; группы крови; дерматоглифика; состав мышечных волокон; моторное доминирование; индивидуальный профиль спортивной асимметрии; функциональные асимметрии; генетические и средовые влияния на функциональную асимметрию. Взгляды генетиков на тренируемость спортсменов: тренируемость (обучаемость) как природное свойство; наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки; величина тренировочного эффекта; значение временного фактора; высокая и низкая тренируемость спортсменов. Спортивная специализация и стиль соревновательной деятельности в контексте спортивной генетики.

семинарские занятия.

№ темы Содержание семинаров Кол-во часов
А Б В
2. Интерактивное семинарское занятие № 1. Творчество, талант, ремесло, мастерство, вдохновение, гениальность. Вопросы для обсуждения: 1. Понятийное поле теории творчества. 2. Пути формирования категориального аппарата теории творчества. 3. Специфические признаки ключевых понятий теории творчества с точки зрения великих (талантливых) людей и профессионалов в области искусства (талант, ремесло, мастерство, вдохновение, гениальность). 4. Адаптация понятий теории творчества в теории спорта высших достижений.
2. Семинарское занятие № 2. Наследственные задатки и способности: подходы в определении. Вопросы для обсуждения: 1. Наследственные задатки: определение и связь с категорией «способности». 2. Общепсихологический подход к определению категории «способности». 3. Дифференциально-психологический подход к определению категории «способности» 4. Личностно-деятельностный подход к определению категории «способности» 5. Функционально-генетический подход к определению категории «способности». 6. Влияние оценки достоинств и недостатков различных подходов к определению категории «способности» на эффективность профессиональной деятельности тренера и спортсмена.
2. Семинарское занятие № 3. Способности: классификация, свойства и теория Ч. Спирмена. Вопросы для обсуждения: 1. Общие и специальные способности. 2. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. 3. Взгляды Л. Терстоуна, Р. Кеттелла, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова на причины успешности интеллектуальной деятельности. 4. Полифункциональность способностей. 5. Склонности и способности: точки соприкосновения. 6. Склонность посвятить судьбу большому спорту и способность установить спортивный рекорд.
2. Семинарское занятие № 4. Одарённость и её виды. Вопросы для обсуждения: 1. Психомоторная одарённость. 2. Интеллектуальная одарённость. 3. Творческая одарённость. 4. Академическая одарённость. 5. Социальная одарённость. 6. Духовная одарённость. 7. Талант, одарённость и способности в структуре спортивной деятельности.
2. Семинарское занятие № 5. Идеалистические теории способностей. Вопросы для обсуждения: 1. Биологическая теория одарённости. 2. Теория социальной обусловленности способностей. 3. Теория биосоциальной обусловленности способностей. 4. Взгляды философов (Ф. В. Шеллинга, Н. Гартмана, А. Бергсона, Э. Леруа) и аспекты творчества. 5. «Гениальность и помешательство»: взгляды Ч. Ламброзо. 6. «Бегство от свободы»: взгляды Эриха Фромма. 7. Учёт основных положений идеалистических теорий обусловленности способностей в профессиональной деятельности тренера и спортсмена.

А Б В
2. Семинарское занятие № 6. Психологическая характеристика и методы изучения творческого процесса. Вопросы для обсуждения: 1. Этапы творческого процесса. 2. Инсайт. 3. Типы творцов и стили творческой деятельности. 4. Факторы, затрудняющие творческий процесс. 5. Методы изучения творческого процесса. 6. Особенности творческого процесса в спорте высших достижений.
2. Интерактивное семинарское занятие № 7. Воображение (фантазия): специфика и приёмы. Вопросы для обсуждения: 1. Пассивное и активное (воспроизводящее и творческое) воображение. 2. Мечта. 3. Приёмы воображения. 4. Возрастные особенности развития, саморазвития и самосовершенствования воображения. 5. Использование приёмов воображения тренером и спортсменом с целью повышения эффективности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
2. Семинарское занятие № 8. Креативность как интегральная творческая способность. Вопросы для обсуждения: 1. Конвергентное и дивергентное мышление. 2. Виды креативности. 3. Креативность и интеллект. 4. Креативность и генетические задатки. 5. Прогноз достижений по уровню креативности. 6. Диагностика креативности. 7. Креативность и высшие спортивные достижения.
2. Семинарское занятие № 9. Современные концепции детской одарённости. Вопросы для обсуждения: 1. Направления в изучении проблемы одарённости: психофизиологическое, психогенетическое, тестологическое, проведение лонгитюдных исследований, общепсихологическое, разработка принципов и методов идентификации одарённых детей, динамический подход. 2. Модели одарённости. 3. Факторы и структура одарённости. 4. Взгляды на проблему «обучения и развития» (Л. С. Выготского, Э. Торндайка и Ж. Пиаже). 5. Традиционные и инновационные подходы к занятиям с одарёнными дошкольниками и школьниками в спортивных секциях (сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта по разным видам спорта).
3. Интерактивное семинарское занятие № 10. Спорт как творчество. Вопросы для обсуждения: 1. Активные методы обучения в спорте. 2. Вдохновение и импровизация тренера. 3. Виды творческой деятельности и техническое творчество в физической культуре (в спорте). 4. Творческое самочувствие спортсменов. 5. Индивидуальный стиль деятельности и личностные качества тренера. 6. Критерии оценки, мотивы и структурные компоненты педагогического творчества тренера. 7. Моторное творчество, спортивная одарённость, творческий подход к профессиональной деятельности в спорте. 8. Творческая активность в спорте высших достижений и факторы её обусловливающие. 9. Творческий потенциал тренера высокой квалификации.

А Б В
3. Семинарское занятие № 11. «Справедливость силы»: взгляды Ю. П. Власова. Вопросы для обсуждения: 1. Ю. П. Власов как спортсмен и личность: биографический очерк. 2. Взгляды Ю. П. Власова, изложенные в его книге «Справедливость силы»: - подражание в спорте; - узкая специализация и эрудиция; - тренировки как способ постижения творческой сути спорта и одухотворения спортсмена; - гибкость в достижении цели. 3. Диапазон учёта взглядов Ю. П. Власова в современном большом спорте.
3. Семинарское занятие № 12. Спорт как искусство. Вопросы для обсуждения: 1. Закон эстетической реакции по Л. С. Выготскому. 2. Черты творческой личности. 3. Спорт как «высшая потребность духа». 4. Красота и спорт. 5. Эстетика и спорт. 6. Идеалы телесной красоты в разные исторические эпохи. 7. Идеалы телесной красоты в разных культурах. 8. Роль стресса в профессиональной деятельности творческой личности (спортсмена, художника, актёра, скульптора, архитектора, вокалиста, композитора, дирижёра и др.).
3. Семинарское занятие № 13. «Красота спорта»: взгляды Б. Лоу. Вопросы для обсуждения: 1. Естественная красота атлета. 2. Взаимоотношения спорта и искусства. 3. Спорт и исполнительские искусства. 4. Артистичность спортсмена. 5. Неопределяемые параметры красоты спорта: единство, гармония, форма, динамика, плавность, изящество, ритм, уравновешенность, усилие, наслаждение усилием. 6. Определяемые параметры красоты спорта: «быстрее, выше, сильнее», сила, скорость, риск, точность, мощь, наслаждение, стратегия. 7. Эстетическая оценка выдающихся достижений в спорте. 8. Эмпирические исследования красоты спорта.
3. Интерактивное семинарское занятие № 14. Пути определения, развития и совершенствования одарённости и творческих способностей в спорте. Вопросы для обсуждения: 1. Способы выявления творческих способностей. 2. Основное отличие рационального и интуитивного в творческом процессе. 3. Факторы спортивного отбора и спортивного набора. 4. Критерии спортивной одарённости: педагогический, соматометрический и психофизиологический. 5. Спортивные семьи. 6. Возможности применения методов развития и совершенствования спортивных способностей.
3. Интерактивное семинарское занятие № 15. Реализация творческих способностей спортсменов в многообразии модификации техник соревновательных упражнений. Вопросы для обсуждения: 1. Функции управления в спорте высших достижений. 2. Моделирование как компонент планирования. 3. Модельные характеристики соревновательных упражнений. 4. Диапазон возможностей творческой индивидуализации соревновательных упражнений (на примерах разных видов спорта).

А Б В
3. Семинарское занятие № 16. «Искусство движения. Уроки мастера»: взгляды М. Фельденкрайза. Вопросы для обсуждения: 1. «Винтовое движение к полу». 2. Продумывание и выполнение. 3. «Движения плеча, ползание и ходьба». 4. «Рёбра и перекатывание», «круговые движения». 5. Движения глаз и агрессия. 6. «Челюсть, язык и агрессия».
3. Семинарское занятие № 17. «Удовольствие: творческий подход к жизни» и «Психология тела: биоэнергетический анализ тела»: взгляды А. Лоуэна. Вопросы для обсуждения: А. По материалу книги «Удовольствие: творческий подход к жизни»: 1. Творчество и самосознание. 2. Утрата целостности. 3. Самореализация. Б. По материалу книги «Психология тела: биоэнергетический анализ тела»: 4. Духовность и грация. 5. Энергия, дыхание, благодарное тело (утрата грации). 6. Ощущения и чувства. 7. Заземление (связь с реальностью). 8. Структурная динамика тела.
4. Интерактивное семинарское занятие № 18. «Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов»: результаты исследования И. В. Попова (1994). Вопросы для обсуждения: 1. Структура творчества. 2. Структура изобретательского творчества в сфере физической культуры: мотивы, проблемы, принципы решения, элементы. 3. Психологические барьеры и факторы их формирующие. 4. «Озарение» и «инерция мышления».
4. Интерактивное семинарское занятие № 19. «Интеграция спорта и искусства как социально-педагогическая проблема»: результаты исследования В. И. Самусенковой (1996). Вопросы для обсуждения: 1. Сходства и различия спорта и искусства. 2. Формы интеграции спорта и искусства. 3. «Спартианская» педагогическая программа интеграции спорта с искусством.
4. Интерактивное семинарское занятие № 20. «Вариативность и двигательная одарённость в спорте»: результаты исследования В. В. Гожина (1998). Вопросы для обсуждения: 1. Вариативность как явление изменчивости. 2. Структурная схема трудности двигательного задания. 3. Изменение вариативности движений спортсменов различной квалификации. 4. Два методических подхода к анализу двигательных действий. 5. Трудность и сложность двигательных заданий.
4. Интерактивное семинарское занятие № 21. «Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одарённости детей и их значение при выборе спортивной специализации»: результаты исследования А. В. Мотыля (1998). Вопросы для обсуждения: 1. Два методологических подхода к спортивной ориентации и спортивному отбору. 2. Семь типов моторного развития детей. 3. Типологический индивидуальный «моторный профиль» ребёнка. 4. Связи между типами моторного развития детей, свойствами их нервной системы и морфофункциональными особенностями. 5. Индекс предрасположенности к сходным видам спорта. 6. Устойчивость типа моторной одарённости. 7. Дифференцированный подход в диагностике индивидуальной спортивной принадлежности.

А Б В
4. Интерактивное семинарское занятие № 22. «Организационно-методические основы диагностики спортивной одарённости»: результаты исследования И. Ю. Соколик (1998). Вопросы для обсуждения: 1. Структура и модели спортивной одарённости. 2. Показатели спортивной одарённости. 3. Методы классификации спортсменов высокой квалификации по параметрам одарённости. 4. Многомерные модели спортивной одарённости. 5. Организационно-методическая модель функционирования центра отбора.
4. Интерактивное семинарское занятие № 23. «Управление развитием педагогического творчества тренеров спортивных школ»: результаты исследования Г. Е. Кабельского (2002). Вопросы для обсуждения: 1. Функции управления педагогическим творчеством тренеров спортивных школ. 2. Технология управления развитием педагогического творчества тренеров спортивных школ. 3. Методы развития педагогического творчества тренеров спортивных школ. 4. Схема профессиональной готовности тренера к осуществлению творческой деятельности. 5. Содержание творчески организованной педагогической деятельности тренеров спортивных школ.
4. Интерактивное семинарское занятие № 24. «Развитие педагогического творчества у преподавателей по физической подготовке и спорту на основе реализации индивидуального подхода»: результаты исследования С. Е. Аверьянова (2003). Вопросы для обсуждения: 1. Содержание творчески организованной педагогической деятельности преподавателей по физической подготовке и спорту. 2. Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности и компонентов педагогического творчества. 3. Методика, технология и стимулирующие воздействия условий индивидуального подхода к развитию педагогического творчества у преподавателей по физической подготовке и спорту.
4. Интерактивное семинарское занятие № 25. «Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации»: результаты исследования В. К. Геберта (2006). Вопросы для обсуждения: 1. Факторы педагогического творчества учителей физической культуры. 2. Многоуровневая модель учебного процесса повышения квалификации учителей физической культуры.

ЗАочная форма обучения.

лекционные занятия.

№ темы Содержание лекций Кол-во часов
А Б В
1. Лекция № 1. Теоретико-методологические аспекты современного спорта высших достижений в ракурсе теории творчества. Дидактический компонент № 1. Методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов и современная система знаний. Дифференциация знаний в двенадцати разделах современной теории подготовки спортсменов в олимпийском спорте на различных иерархических уровнях (по В. Н. Платонову): - исторические предпосылки, методологические основы построения теории и её реализация на практике; - система олимпийской подготовки национальных команд: история формирования и концептуальные положения; - олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельность; - основы современной системы подготовки; - технико-тактическая и психологическая подготовка; - двигательные (физические) качества и физическая подготовка; - макроструктура процесса подготовки; - микро- и мезоструктура процесса подготовки; - отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки и соревновательной деятельности; - моделирование и прогнозирование в системе подготовки и соревновательной деятельности; - экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности; - внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности. Двенадцать направлений совершенствования системы подготовки спортсменов (по В. Н. Платонову): - резкий прирост объёма тренировочной и соревновательной деятельности; - устранение в 4-летних олимпийских циклах и годичной подготовке противоречия между системой целенаправленной подготовки к олимпийским играм и практикой участия в большом количестве соревнований в течение года с ориентацией на достижение наивысших результатов; - разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры; - строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного вида спорта; - максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности; - стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов; - соответствие системы подготовки к главным соревнованиям географическим и климатическим условиям мест, в которых планируется их проведение; - расширение нетрадиционных средств подготовки; - ориентация системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности; - совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний; - расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний и практической деятельности по ряду разделов спортивной подготовки в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма; - динамичность системы подготовки.

А Б В
  Дидактический компонент № 2. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа. Теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований. Структура, ценности, динамика, современный уровень и прогнозирование высших спортивных достижений (по Ю. Ф. Курамшину): - структура спортивных достижений: методологические подходы к анализу; - взаимосвязь параметров соревновательной деятельности со спортивными результатами в некоторых видах спорта; - стремление к высшим спортивным достижениям и спортивным рекордам как особенность большого спорта; - принципы, способы выявления и типология ценностей спортивных достижений; - специфика ценностей высших спортивных достижений, их значение для личности и общества; - общие закономерности и тенденции развития спортивных достижений; - динамика развития высших спортивных достижений в ряде олимпийских видов спорта; - предел в развитии мировых спортивных рекордов; - значение, содержание и основные методы прогнозирования спортивных результатов в отдельных видах спорта.  
2. Лекция № 2. Системный анализ основных теорий творчества. Дидактический компонент № 1. Психоаналитическая, когнитивная, компенсационная теории творчества и теория развития творческой личности. Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Г. Юнг), когнитивная теория творчества Дж. Келли, компенсационная теория творчества А. Адлера, теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер): научные взгляды, положенные в основу каждой из теорий; компоненты взаимовлияния; основные идеи и закономерности. Взаимосвязь теории творчества с психологией творчества, теорией познания, психологией развития. Дидактический компонент № 2. Теория творческих процессов и антропологическая теория творчества. Структура и концептуальные положения теории творческих процессов (по А. Г. Ющенко): механизмы творчества в Природе (синтетическая теория эволюции), механизмы творчества в интеллекте человека (взаимодействие сознания и подсознания по работам Ганса Селье и Анри Пуанкаре), механизмы творчества при взаимодействии коллектива индивидуумов (метод «мозгового штурма»), механизмы творчества и логическая машина Раймонда Луллия, механизмы творчества в контексте генетических алгоритмов. Антропологическая теория творчества (по А. Н. Петрову и В. Н. Петровой): содержание, основные точки зрения и критические взгляды.
3. Лекция № 3. Генетические аспекты спортивной успешности. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества спортсменов: морфофункциональные показатели; генетический контроль физических качеств; спортивные семьи. Генетические маркеры спортивных задатков: свойства и значение; антропогенетика; хромосомные маркеры; гормональные маркеры; группы крови; дерматоглифика; состав мышечных волокон; моторное доминирование; индивидуальный профиль спортивной асимметрии; функциональные асимметрии; генетические и средовые влияния на функциональную асимметрию. Взгляды генетиков на тренируемость спортсменов: тренируемость (обучаемость) как природное свойство; наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки; величина тренировочного эффекта; значение временного фактора; высокая и низкая тренируемость спортсменов. Спортивная специализация и стиль соревновательной деятельности в контексте спортивной генетики.

семинарские занятия.

№ темы Содержание семинаров Кол-во часов
А Б В
2. Интерактивное семинарское занятие № 1. Творчество, талант, ремесло, мастерство, вдохновение, гениальность. Вопросы для обсуждения: 1. Понятийное поле теории творчества. 2. Пути формирования категориального аппарата теории творчества. 3. Специфические признаки ключевых понятий теории творчества с точки зрения великих (талантливых) людей и профессионалов в области искусства (талант, ремесло, мастерство, вдохновение, гениальность). 4. Адаптация понятий теории творчества в теории спорта высших достижений.
2. Семинарское занятие № 2. Способности: понятия, классификации, свойства, теории. Дидактический компонент № 1. Наследственные задатки и способности: подходы в определении. Вопросы для обсуждения: 1. Наследственные задатки: определение и связь с категорией «способности». 2. Общепсихологический подход к определению категории «способности». 3. Дифференциально-психологический подход к определению категории «способности» 4. Личностно-деятельностный подход к определению категории «способности» 5. Функционально-генетический подход к определению категории «способности». 6. Влияние оценки достоинств и недостатков различных подходов к определению категории «способности» на эффективность профессиональной деятельности тренера и спортсмена. Дидактический компонент № 2. Способности: классификация, свойства и теория Ч. Спирмена. Вопросы для обсуждения: 7. Общие и специальные способности. 8. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. 9. Взгляды Л. Терстоуна, Р. Кеттелла, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова на причины успешности интеллектуальной деятельности. 10. Полифункциональность способностей. 11. Склонности и способности: точки соприкосновения. Склонность посвятить судьбу большому спорту и способность установить спортивный рекорд.
2. Интерактивное семинарское занятие № 3. Одарённость как основа формирования способностей. Дидактический компонент № 1. Одарённость и её виды. Вопросы для обсуждения: 1. Психомоторная одарённость. 2. Интеллектуальная одарённость. 3. Творческая одарённость. 4. Академическая одарённость. 5. Социальная одарённость. 6. Духовная одарённость. 7. Талант, одарённость и способности в структуре спортивной деятельности. Дидактический компонент № 2. Идеалистические теории способностей. Вопросы для обсуждения: 8. Биологическая теория одарённости. 9. Теория социальной обусловленности способностей. 10. Теория биосоциальной обусловленности способностей. 11. Взгляды философов (Ф. В. Шеллинга, Н. Гартмана, А. Бергсона, Э. Леруа) и аспекты творчества. 12. «Гениальность и помешательство»: взгляды Ч. Ламброзо. 13. «Бегство от свободы»: взгляды Эриха Фромма. 14. Учёт основных положений идеалистических теорий обусловленности способностей в профессиональной деятельности тренера и спортсмена.

А Б В
2. Интерактивное семинарское занятие № 4. Творческий процесс и воображение (фантазия) как его главное условие. Дидактический компонент № 1. Психологическая характеристика и методы изучения творческого процесса. Вопросы для обсуждения: 1. Этапы творческого процесса. 2. Инсайт. 3. Типы творцов и стили творческой деятельности. 4. Факторы, затрудняющие творческий процесс. 5. Методы изучения творческого процесса. 6. Особенности творческого процесса в спорте высших достижений. Дидактический компонент № 2. Воображение (фантазия): специфика и приёмы. Вопросы для обсуждения: 7. Пассивное и активное (воспроизводящее и творческое) воображение. 8. Мечта. 9. Приёмы воображения. 10. Возрастные особенности развития, саморазвития и самосовершенствования воображения. 11. Использование приёмов воображения тренером и спортсменом с целью повышения эффективности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
2. Семинарское занятие № 5. Креативность как творческая способность и детская одарённость как задаток её успешного развития. Дидактический компонент № 1. Креативность как интегральная творческая способность. Вопросы для обсуждения: 1. Конвергентное и дивергентное мышление. 2. Виды креативности. 3. Креативность и интеллект. 4. Креативность и генетические задатки. 5. Прогноз достижений по уровню креативности. 6. Диагностика креативности. 7. Креативность и высшие спортивные достижения. Дидактический компонент № 2. Современные концепции детской одарённости. Вопросы для обсуждения: 8. Направления в изучении проблемы одарённости: психофизиологическое, психогенетическое, тестологическое, проведение лонгитюдных исследований, общепсихологическое, разработка принципов и методов идентификации одарённых детей, динамический подход. 9. Модели одарённости. 10. Факторы и структура одарённости. 11. Взгляды на проблему «обучения и развития» (Л. С. Выготского, Э. Торндайка и Ж. Пиаже). 12. Традиционные и инновационные подходы к занятиям с одарёнными дошкольниками и школьниками в спортивных секциях (сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта по разным видам спорта).
3. Интерактивное семинарское занятие № 6. Спорт как творчество. Вопросы для обсуждения: 1. Активные методы обучения в спорте. 2. Вдохновение и импровизация тренера. 3. Виды творческой деятельности и техническое творчество в физической культуре (в спорте). 4. Творческое самочувствие спортсменов. 5. Индивидуальный стиль деятельности и личностные качества тренера. 6. Критерии оценки, мотивы и структурные компоненты педагогического творчества тренера. 7. Моторное творчество, спортивная одарённость, творческий подход к профессиональной деятельности в спорте. 8. Творческая активность в спорте высших достижений и факторы её обусловливающие. 9. Творческий потенциал тренера высокой квалификации.

А Б В
3. Семинарское занятие № 7. «Справедливость силы»: взгляды Ю. П. Власова. Вопросы для обсуждения: 1. Ю. П. Власов как спортсмен и личность: биографический очерк. 2. Взгляды Ю. П. Власова, изложенные в его книге «Справедливость силы»: - подражание в спорте; - узкая специализация и эрудиция; - тренировки как способ постижения творческой сути спорта и одухотворения спортсмена; - гибкость в достижении цели. 3. Диапазон учёта взглядов Ю. П. Власова в современном большом спорте.
3. Интерактивное семинарское занятие № 8. Спорт как искусство. Вопросы для обсуждения: 1. Закон эстетической реакции по Л. С. Выготскому. 2. Черты творческой личности. 3. Спорт как «высшая потребность духа». 4. Красота и спорт. 5. Эстетика и спорт. 6. Идеалы телесной красоты в разные исторические эпохи. 7. Идеалы телесной красоты в разных культурах. 8. Роль стресса в профессиональной деятельности творческой личности (спортсмена, художника, актёра, скульптора, архитектора, вокалиста, композитора, дирижёра и др.).
3. Семинарское занятие № 9. «Красота спорта»: взгляды Б. Лоу. Вопросы для обсуждения: 1. Естественная красота атлета. 2. Взаимоотношения спорта и искусства. 3. Спорт и исполнительские искусства. 4. Артистичность спортсмена. 5. Неопределяемые параметры красоты спорта: единство, гармония, форма, динамика, плавность, изящество, ритм, уравновешенность, усилие, наслаждение усилием. 6. Определяемые параметры красоты спорта: «быстрее, выше, сильнее», сила, скорость, риск, точность, мощь, наслаждение, стратегия. 7. Эстетическая оценка выдающихся достижений в спорте. 8. Эмпирические исследования красоты спорта.
3. Интерактивное семинарское занятие № 10. Пути определения, развития и совершенствования одарённости и творческих способностей в спорте. Вопросы для обсуждения: 1. Способы выявления творческих способностей. 2. Основное отличие рационального и интуитивного в творческом процессе. 3. Факторы спортивного отбора и спортивного набора. 4. Критерии спортивной одарённости: педагогический, соматометрический и психофизиологический. 5. Спортивные семьи. 6. Возможности применения методов развития и совершенствования спортивных способностей.

А Б В
3. Интерактивное семинарское занятие № 11. Творческие способности как основа эффективности двигательной деятельности. Дидактический компонент № 1. Реализация творческих способностей спортсменов в многообразии модификации техник соревновательных упражнений. Вопросы для обсуждения: 1. Функции управления в спорте высших достижений. 2. Моделирование как компонент планирования. 3. Модельные характеристики соревновательных упражнений. 4. Диапазон возможностей творческой индивидуализации соревновательных упражнений (на примерах разных видов спорта). Дидактический компонент № 2. «Искусство движения. Уроки мастера»: взгляды М. Фельденкрайза. Вопросы для обсуждения: 5. «Винтовое движение к полу». 6. Продумывание и выполнение. 7. «Движения плеча, ползание и ходьба». 8. «Рёбра и перекатывание», «круговые движения». 9. Движения глаз и агрессия. 10. «Челюсть, язык и агрессия».
3. Семинарское занятие № 12. «Удовольствие: творческий подход к жизни» и «Психология тела: биоэнергетический анализ тела»: взгляды А. Лоуэна. Вопросы для обсуждения: А. По материалу книги «Удовольствие: творческий подход к жизни»: 1. Творчество и самосознание. 2. Утрата целостности. 3. Самореализация. Б. По материалу книги «Психология тела: биоэнергетический анализ тела»: 4. Духовность и грация. 5. Энергия, дыхание, благодарное тело (утрата грации). 6. Ощущения и чувства. 7. Заземление (связь с реальностью). 8. Структурная динамика тела.

Наши рекомендации