Формы организации обучения
1. Фронтальная (коллективная)
2. Групповая:
2.1. бригадная;
2.2. звеньевая;
2.3. кооперированно-групповая;
2.4. дифференцированно-групповая.
3. Парная.
4. Индивидуальная:
4.1. индивидуализированная;
4.2. индивидуализированно-групповая.
Критические точки усвояемости:
Время | Усвояемость | Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.) |
1-4 мин. | 60 % | 1 - на 14-18-ой минуте |
5-23 мин. | 80 % | 2 - через 11-14 минут |
23-34 мин | 45-60 % | 3 - через 9-11 минут |
35-45 мин. | 6 % | 4 - через 8-9 минут |
[vi] Карточка занятия по направлению «Работа над пьесой». (Формат А5. Шрифт № 13)
7 класс. Занятие 2. Тема занятия: Разбор пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Перед этим занятием учащиеся должны прочитать пьесу.) Цель занятия: Формирование умения анализировать пьесы. Задачи: 1. способствовать формированию умения знакомиться с автором, его творчеством и отдельным произведением, дать представление (на основе представленных отрывков) о том, когда и как ставилось это произведение, событийным рядом, основными определениями,.. На следующем или ближайшем занятии идем в театр на спектакль. Методы проведения занятия: информационно-рецептивные - рассказ, беседа, демонстрация видеофрагментов. Основные понятия: сюжет, фабула, завязка, кульминация, развязка, конфликт, жанр. Основные произведения: литературный ряд - пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»; «Мильон терзаний» — критическая статья известного русского писателя Ивана Александровича Гончарова; визуальный ряд - Видеоматериалы: пьеса «Горе от ума»: спектакль «Горе от ума» (1952 год). АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР. Режиссер Сергей Алексеев. В ролях: Михаил Царев, Ольга Хорькова, Михаил Садовский, Вера пашенная, Евдокия Турчанинова, Игорь Ильинский. 1) Спектакль «Горе от ума» (1998 год). Театральное Товарищество «814». Режиссер: Олег Меньшиков В ролях: Олег Меньшиков, Игорь Охлупин, Ольга Кузина, Полина Агуреева, Алексей Завьялов, Сергей Пинчук, Екатерина Васильева, Сергей Мигицко, Марат Башаров. 2) «Таганка. Личное дело одного театра». Фрагмент из спектакля "Горе от ума - Горе уму" - съемка С.Л.Сидориной. Участвуют: Ю.Любимов, В.Высоцкий, В.Смехов, И.Дыховичный, З.Славина, В.Золотухин, А.Демидова и др. Год выпуска: 2007. Домашнее задание: 1 вариант: найти определения понятий: сюжет, фабула, завязка, кульминация, развязка, конфликт, жанр. 2 вариант: еще раз разобрать пьесу, перечитав ее, сформулировать кратко определения сюжета, фабулы, завязки, кульминации, развязки, конфликта, жанра пьесы. 3 вариант: подобрать в Интернете иллюстративный материал к театральной постановке, найти характерные детали, костюмы эпохи. Оборудование: Ноутбук и проектор, на котором будут представлены отрывки фильма/спектакля. План занятия: 1) Музыкальный эпиграф 3 мин. 2) Краткий рассказ об эпохе (XIX век), направлении в литературе (классицизм) 5 мин. 3) Краткая биография А. С. Грибоедова и его драматургического творчества. 5 мин. 4) Показ отрывков фильмов и спектаклей по данному произведению. 7 мин. 5) Разбор пьесы «Горе от ума»: сюжета, фабулы, завязки, кульминации, развязки, конфликта, жанра. 10 мин. 6) Чтение пьесы или ее части по ролям. 15 мин. |
[viii] Биографическая карточка(формат А5. Шрифт № 13) Александр Сергеевич Грибоедов -драматург и поэт, дипломат..
| |
Литературные произведения (На обратной стороне карточки): Молодые супруги. 1814 Студент. 1817. Лубочный театр. 16 октября 1817 Притворная неверность. 1818 Прости, Отечество! 1818 или 1825 "Там, где вьется Алазань..." Между 1818 и 1827гг. Горе от ума. 1822-1824 Отрывок из Гете 1824 Хищники на Чегеме. 1825 . Освобожденный. Июнь 1826. Телешовой. Декабрь 1826. Грузинская ночь. 1826-27. А. Одоевскому. 1826-28. | |
Карточка описания произведения. (Формат А5. Шрифт № 13) «Горе от ума» — стихотворная комедия А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество того времени — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». Свободный стих комедии относится к лучшим образцам метрики этого рода (наряду с баснями Крылова). Сюжет: Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно. Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца молодой Молчалин. Но он ничего подобного не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не может понять в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Фамусов), добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии. В конце пьесы он решает покинуть Москву. В комедии соблюдены классические три единства: действие (в центре которого любовный треугольник Молчалин-Софья-Чацкий; впрочем, единство действия наиболее проблематично из-за нескольких конфликтов) происходит в одной комнате дома Фамусовых на протяжении 24 часов — начинается рано утром и кончается перед рассветом следующего дня. Основная идея трагикомедии: протест свободной личности "против гнусной российской действительности". (А. С. Грибоедов). Проблемы, поднятые в произведении: 1.)Нравственно-этические; 2.)Культурно-просветительские; 3.)Социально-политические. «Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э. Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»). Многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми: Счастливые часов не наблюдают; Свежо предание, а верится с трудом; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?; Подписано, так с плеч долой; Дома новы, а предрассудки стары; Ах, злые языки страшнее пистолета; Служить бы рад, прислуживаться тошно….; Основные постановки (на обратной стороне карточки): 1825 — постановка учеников Петербургского театрального училища под наблюдением Грибоедова, запрещена петербургским генерал-губернатором М. А. Милорадовичем · 1827 — отрывки из комедии исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в г. Эривань · 1829, 2 декабря — сцены из 1-го акта в Большом театре Санкт-Петербурга · 1830, 23 мая — 3-й акт в Москве. и т.д. o 26 января 1831 — первая полная постановка с цензурными правками в Александринском театре, Санкт-Петербург, в бенефис Я. Г. Брянского[2], в ролях В. А. Каратыгин (Чацкий), Е. С. Семёнова (Софья), И. И. Сосницкий (Репетилов). o 26 февраля 1831 — Киевский театр (труппа И. Ф. Штейна). o 27 ноября 1831 — полная постановка в Москве, Малый театр[3], в ролях М. С. Щепкин (Фамусов), П. С. Мочалов (Чацкий). · 1886 — Театр Корша (Москва): художник А. С. Янов оформил «Горе от ума» по модным журналам 20-х гг. (до этого играли в современных времени постановки костюмах); в ролях В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П. Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблочкина (Софья) · 1888 — Театр Корша (Москва) · 1906 — Московский художественный театр, режиссёр В. И. Немирович-Данченко, в ролях В. И. Качалов (Чацкий), К. С. Станиславский (Фамусов), Л. М. Леонидов (Скалозуб) | |
· 1911 — Театр Корша (Москва) · 1918 — Александринский театр · 1919 — Саратовский театр им. К. Маркса, режиссёр А. И. Канин, Чацкий — И. А. Слонов. · 1921 — 1) Московский Малый театр; 2) Александринский театр · 1927 — Александринский театр · 1928 — театр В. Э. Мейерхольда («Горе уму»), в ролях Э. П. Гарин (Чацкий), И. В. Ильинский (Фамусов), 3. Н. Райх (Софья) · 1930 — Малый театр, режиссёр Н. О. Волконский, в роли Чацкого В. Э. Мейер. · 1935 — 1) театр Мейерхольда, в ролях М. И. Царёв (Чацкий), П. И. Старковский (Фамусов); 2) Харьковский театр русской драмы, режиссёр Н. Н. Синельников · 1937 — Ростов-на-Дону, режиссёр и исполнитель роли Чацкого — Ю. А. Завадский · 1938 — 1) Малый театр, режиссёр П. М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере; в ролях П. М. Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Царёв (Чацкий), К. А. Зубов (Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А. Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хлёстова); 2) МХАТ (постановка Немировича-Данченко, худ. В. Дмитриев), в ролях В. И. Качалов (Чацкий), М. М. Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова (Хлёстова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза); 3) Горький, режиссёр Н. И. Соболыциков-Самарин; 4) Архангельск; 5) Рязань, режиссёр А. И. Канин · 1939 — 1) Смоленск, режиссёр Н. А. Покровский; 2) Московский Госцентюз, режиссёр Б. Норд · 1947 — Чебоксары, на чувашском языке · 1948 — Ярославль · 1950 — 1) Краснодар; 2) Театр драмы Латвийской ССР (на латышском языке) · 1951 — 1) Центральный детский театр, режиссёр М. О. Кнебель; 2) Черновцы, на украинском языке · 1959 — Казахский ТЮЗ в Алма-Ате |
[ix] Вам необходимо списать фамилии тех, кто планирует выступление на семинаре.