Школа для меня - труд и праздник.
Л.Н. Медведева
«НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ТАКОЕ НИКОГДА»
(Мастерская о роли школы в жизни человека для учащихся 11 -го класса)
Нельзя отпускать детей в жизнь без великих и прекрасных воспоминаний положительного и прекрасного, нельзя.
Ф.М. Достоевский
Школьные годы - важный период в жизни человека. Осознают ли значимость этого ученики? Стремительно пролетают школьные годы, оставаясь лишь в воспоминаниях, причем вспоминают чаще всего не то, что и как было выучено, а нечто неуловимое, чему нельзя дать четкую характеристику - «уклад школьной жизни» (А.Н. Тубельский).
На мастерской в 11-м классе интересно было узнать, какие самые яркие эпизоды школьной жизни были у учеников, какие радости и неудачи связаны у них с этой замечательной страной детства, какие пожелания будут у старшеклассников, покидающих скоро школьный дом.
Наш разговор в кругу начался с воспоминаний.
Выпускники вспомнили:
- Как «химичили» на уроках химии.
- 1 сентября последнего учебного года, когда они стояли перед первоклассниками и давали им напутствие, а малыши восторженно смотрели на них, как на взрослых
- Какие были интересные вечера и КВНы.
-Дружба с начальной школы двух классов «А» и «Б», так как лучший друг одного ученика учился в параллельном.
- Военные сборы.
- Экологическую практику.
Одиннадцатиклассники вспомнили лишь хорошее, доброе. Об этом говорят и слова, которыми они охарактеризовали свои школьные дни (встреча, друзья, книги, шутки, уроки, каникулы).
Школьные годы дороги нам еще и потому, что многие обретают здесь надежных и верных друзей. Чтобы проверить, насколько хорошо знаем друг друга, проводим коммуникативную разминку: выстраиваемся сначала в алфавитном порядке имен, потом - по месяцам и датам рождения. Выяснилось, что участники мастерской хорошо знают дни рождения одноклассников, а значит, не забудут вовремя поздравить друг друга.
Перед началом групповой работы учащимся было предложено выбрать свою «психологическую ассоциацию»: чайка, лошадь, лиса,а затем написать самохарактеристику, отметив в ней свои положительные качества.
Чайка
- Люблю путешествовать, ездить куда-нибудь и мечтать.
- Когда мне радостно, я чувствую себя, как птица в небе. И ещё я люблю мечтать.
Лошадь
- Выносливое животное, в какой-то степени похожее на меня.
- Трудолюбивая, сильная и энергичная, как я.
- Я люблю силу, выносливость и личную свободу. Я думаю, что лошадь - это свободное животное.
Лиса
- Я хитрая, как лиса.
Главные качества, которые назывались выпускниками в самохарактеристиках, - настойчивость, артистизм, яркость, доброта, трудолюбие, требовательность, открытость, верность дружбе. Одна ученица написала, что не всегда уверена в себе.
Открыв в одноклассниках что-то новое, ученики написали тому, кому захотели, «Приятную записку». Эти послания остались тайной для участников мастерской, так как носили личный характер.
В школьной жизни всё бывает:
Ученик дневник теряет,
Обувь дома забывает.
И зачет в декабре... - пели ребята под гитару во время музыкальной паузы.
Далее группы должны были определить значение глагола «учиться». В процессе выступлений групп составилась следующая схема:
УЧИТЬСЯ
¾ Познавать новое
¾ Рано вставать
¾ Пытаться соображать
¾ Готовиться к выбору профессии
¾ Необычайно трудно, но интересно
¾ Развивать ум
¾ Встречаться с друзьями, учителями.
После этого группы соревновались, по очереди называя пословицы и поговорки об учении:
- Грамоте учиться - всегда пригодится.
- Ворчаньем наскучишь - примером научишь.
- Век живи - век учись.
- Знание - сила.
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Ученье - свет, а неученее - тьма.
Выпускники размышляли и о том, каким они видят учителя, какие качества необходимы человеку этой профессии. Оказалось, что одиннадцатиклассники ценят в педагоге профессионализм, умение понимать другого, требовательность к себе и ученикам, чувство юмора, любовь к детям, терпение, справедливость.
Следующий этап групповой работы - составление пожеланий-напутствий учителю (1-я группа) и ученикам (2-я группа).
После работы над заповедями воспитания В.А. Караковского и С. Соловейчика («На улице Свободы»: Педагогическая позиция коллектива Вятской гуманитарной гимназии. - Киров, 2001. - С. 156-157) первая группа зачитала пожелания учителям:
- Будьте требовательны и строги (в разумных пределах).
- Не повышайте голос, вас и так слышат.
- Уважайте мнение учеников, выслушайте сначала, а потом делайте вывод.
- Если нет призвания, лучше не занимайтесь нелюбимым делом.
2-я группа, ещё раз прочитав Устав школы и Правила для учащихся, так напутствовала учеников:
- Прилагайте больше усилий к учебе.
- Грызите гранит науки вместе (вместе - веселее).
- Отстаивайте свое мнение, если правы.
- Будьте примером младшим.
- Веселее, интереснее живите, «чтобы не было мучительно больно...»
В пожеланиях старшеклассников чувствуется понимание единства, взаимосвязи учителя и ученика, того, что они вместе делают одно общее дело. Ученик учится у учителя, а учитель - у ученика.
Школа - это время определения пути своей дальнейшей жизни. Своими мечтами выпускники поделились на «читательском стуле»:
- Хочу связать свою жизнь со строительством. Мне нравится заниматься дизайном, черчением.
- Еще не решила точно, мой выбор - между проводницей на поезде и медсестрой.
- Обязательно буду медиком, как моя тетя, которая работает фельдшером. Очень хочется научиться помогать людям в трудных ситуациях.
- Хочу стать биотехнологом, так как нахожу это интересным.
Очень хочется, чтобы все желания сбылись. Конечно, важно не только кем быть, но и каким быть. Задуматься над этим нам помогло обращение к юношеству Л.Н. Толстого «Верьте себе».
Внимание одиннадцатиклассников привлекли такие фразы:
- Верьте себе, тогда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше.
- Не бойся разногласий.
- Жить по Божьи: сделайте все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира.
- Жить самому, отвечать за свою жизнь.
- Не тушите в себе Божественный дар.
Мы пришли к мнению, что Божественный дар - это разум. А мудрость божьего света заключена в молитве. Познакомившись с «Молитвой последних оптинских старцев», учащиеся сделали вывод, что главное для человека - душевное спокойствие, вера в себя.
В заключение на фоне звучащей музыки выпускники поделились впечатлениями о состоявшемся разговоре:
- Сегодня мы говорили о школьной жизни, поделились тем, какое впечатление осталось от школы. Такие встречи помогают вспомнить веселое, грустное, задуматься о будущем, о том, о чем до этого не думалось: десять лет - это большой и в то же время маленький срок.
- Мне было очень интересно. Приятно то, что учителю было интересно общаться с учениками, и он обращает внимание на мысли учеников, ценит их мнение и уважает его. Я задумалась о роли школы в моей жизни.
- Школа — второй дом для тех, кто к этому стремится. С ней много ассоциаций, которые можно отнести и к школьным предметам, и к преподавателям. Поэтому можно сказать, что без этого второго дома, который неповторим для каждого, трудно определить цель своей жизни. Для нас, одиннадцатиклассников, это последний школьный год, это миг, за который немало можно успеть, поэтому нужно прожить его как можно лучше.
Хочется верить, что эта мастерская станет для одиннадцатиклассников еще одним памятным моментом школьной жизни. 6. Общественное признание (сможете ли вы добиться таких результатов, чтобы остаться довольным, чтобы достичь определенных высот в профессии, чтобы не возникло мысли: «Меня не ценят»).
7. Информированность (что я знаю?).
8. Склонности (проявляются в любимых занятиях. Склонности - это то, что хочется делать).
Ребята предлагают изобразить названные обстоятельства в виде восьмиугольника, где каждый угол - одно из названных условий.
После такой работы предлагается написать на листке название профессии, о которой ученик мечтает, или самой важной, на его взгляд, специальности. А потом найти единомышленников, объединиться в группы, в том числе учитывая общие черты некоторых профессий (см. списки).
Работая вместе, учащиеся составляют коллективный портрет представителя профессии, которую они выбрали, называют черты характера, присущие данному специалисту; изображают символ профессии.
- Повар — человек творческий. Попробуй-ка сотвори из самых обычных продуктов что-то необыкновенное. Да еще укрась и подай свое блюдо так чтобы все остались довольны. Повар - человек веселый. Не будет повар улыбаться - блюдо получится «кислым».
- Машинист электропоезда должен иметь хорошее здоровье; ответственность , быть внимательным; уметь быстро принимать решение; знать физику, устройство машины; быть доброжелательным.
- Гид-переводчик - обаятельный, общительный, интересный человек стремящийся знать традиции, обычаи других стран, умеющий общаться.
- Экономист — человек честный, аккуратный; терпеливый и внимательный; смелый, решительный и находчивый; умеющий находить нестандартные решения.
- Военный. Многие думают, что военному нужна только сила. Но се военнослужащим приходится иметь дело со сложной техникой. Поэтому необходимы знания по математике, физике. Военные — люди дисциплинированные, смелые, терпеливые, волевые. Они знают, что такое долг.
Каждый участник имеет возможность, слушая рассказы, дополнить их, высказать свое мнение. После этого предлагается составить перечень работников чей труд вложен в создание следующих ценностей: булка, костюм, туфли, передача «Новости», газета, безопасность пешехода в городе, возможность междугородного телефонного разговора.
В результате работы в группах проявляются следующие списки: -Дом - архитектор, каменщик, плотник, электрик, сантехник, о машинист башенного крана, шофер, штукатур-маляр.
- Костюм - модельер, закройщик, швея.
- Булка - агроном, полевод, мельник, шофер, пекарь, продавец.
- Газета - редактор, журналист, фотограф, машинистка, наборщик I художник-оформитель, почтальон.
В заключение учащимся предлагается расшифровать фразу: «Все хороши - выбирай на вкус».