Принципы научности и требования к тексту
Курсовая работа является учебным вариантом научной работы, поэтому в ней тоже должны соблюдаться принципы научности.
Начиная работу над текстом курсовой работы, помните об отличительных признаках научного знания, которые необходимо выдерживать и в данной работе.
1) Избегайте деклараций собственного «Я». Здесь в первую очередь речь идет о реализации принципов объективности и обоснованности научного знания, которые разрешают высказывать собственную позицию или мнение субъекту только в том случае, если эта позиция снабжена достаточным системным обоснованием.[1]
Поскольку студент-первокурсник вряд ли способен самостоятельно произвести такое обоснование, постольку разумнее и правильнее будет вообще избегать высказываний типа «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Равным образом нежелательны собственные оценочные и рекомендательные суждения, поскольку на первом курсе профессиональные знания еще явно недостаточны для того, чтобы удержать субъекта от ошибочности в суждениях.
Для освещения дискуссионного вопроса гораздо уместнее и интереснее при необходимости привести различные профессиональные точки зрения с указанием их авторства, скажем: «По мнению известного специалиста по вопросу такому то, далее -фамилия и инициалы...,» или «Как считает исследователь такой-то...». Участие студента-первокурсника в научно-теоретической дискуссии ученых мэтров на страницах собственной курсовой работы тоже вряд ли будет плодотворно. Однако никогда не вызовет осуждения его аккуратно проведенная попытка выбрать из предложенных на страницах научной печати альтернативных позиций ту, к которой он пожелает присоединиться, разделив ее в силу ее большей, на его взгляд, убедительности. Однако любой свой выбор тоже надо уметь (или учиться) обосновывать: «Эта позиция такого-то автора выглядит более предпочтительной (или убедительной) потому-то...» Без обоснования в науке даже выбор альтернатив запрещен.
2) Необходимо излагать мысль четким научным языком и избегать в тексте различных литературно-художественных оборотов и метафор. Эта рекомендация напоминает о том, что наука в своих построениях пользуется исключительно своим собственным языком. Это язык терминов и понятий, логических законов и правил. Поэтому в тексте недопустимо использование научных терминов в качестве слов с произвольным содержанием и смыслом, взятым по собственному усмотрению студента. Не спешите аргументировать свою позицию, не зная, как это сделать правильно, лучше внимательнее приглядитесь к тому, как это делают профессионалы на страницах публикаций.[2]
С учетом всего сказанного, самый простой совет первокурснику при работе над текстом курсовой работой - стремиться максимально использовать в тексте выдержки из учебников и учебных пособий (со ссылкой на источники, их авторов и выходные данные), фрагменты статей из научных журналов и сборников, параграфов книг и монографий, материал из статистических сборников, документов и т.д., обязательно со ссылкой на авторов и источники. Не страшно даже, если вообще почти весь текст будет состоять лишь из различных печатных фрагментов, а от Вашего творчества гам будут только логические переходы между ними.
Не стоит опасаться потерять за всем этим материалом свою индивидуальность. Она обязательно проявится в логике построения глав курсовой работы, в широте охвата и качестве привлеченной источниковой базы, в умении подобрать из разных источников необходимые фрагменты для обоснования того или иного утверждения, в способности почувствовать или найти непростую проблему, нетривиальное решение, интересный ракурс, любопытные факты, словом, какую-нибудь изюминку в той проблеме, которая исследуется.
Введение
Введение имеет небольшой объем - 2-3 страницы текста, но его роль и значение для курсовой (и любой научной работы) чрезвычайно велики, отсюда - и особые требования к его содержанию. Главная задача введения - обосновать актуальность избранной темы, вынесенной в заглавие курсовой работы, показать, какая она важная и нужная и почему ею обязательно надо специально заниматься, как в теоретическом, так и в практическом планах. Это обоснование можно найти (конечно, фрагментарно) во вступительной части статей и монографий, которые обязательно начинаются с такого обоснования актуальности, поскольку это правило существует для всех видов и форм научно-исследовательских работ.
Во введении обычно обосновывается актуальность проблемы, степень ее теоретической разработанности (какие специалисты ею занимались, когда и каких успехов достигли), цели и задачи данного конкретного научного исследования, его научное или практическое значение, вклад в научную разработку этой проблемы (новизна данного исследования и его результатов). Но поскольку курсовая работа - это еще не профессиональная исследовательская, а учебная работа, то для ее введения достаточно определиться с актуальностью проблемы, ее социальным значением, т.е. насколько она важна для общества, государства и личности, какие позитивные или негативные процессы и следствия в себе содержит и почему к ней привлечено сейчас внимание специалистов.
Для решения задачи, стоящей перед введением, недостаточно обойтись 2-3 общими фразами, так как актуальность проблемы надо доказать. Для этого необходимо привести цифры статистических данных, факты, оценки и мнения специалистов или крупных деятелей, из которых читатель смог бы вынести понимание, насколько важна и требует решения эта проблема. Информация для обоснования актуальности черпается из собранных для курсовой работы материалов, причем для введения из них выбираются наиболее яркие и впечатляющие сведения, способные с первых страниц привлечь внимание и интерес читателя и побудить его прочитать всю работу от начала до конца.
Самой распространенной ошибкой при написании введения курсовой работы по теории государства и права является неумение выдержать предметную специфику этой дисциплины, т.е. выделить предмет данной работы и обосновать его актуальность. Здесь имеется в виду следующее. Зачастую студент-первокурсник во введении начинает обосновывать актуальность той общественной задачи, которая выносится в ежегодное направление научных исследований филиала (т.е. важность и общественную значимость проблем современной реформы образования в России и мире; или опасность наркомании и важность борьбы с ней; или необходимость и значение таможенного регулирования (еще хуже — назначение, или социально-государственные функции таможенной службы) и т.д.).
Между тем, такое обоснование нужно, важно, но совершенно недостаточно для введения к работе именно по теории государства и права, потому что проблемами наркомании или реформы образования могут заниматься сотни научных дисциплин, от медицины или товароведения до психологии или политологии. Здесь очень важно не потерять тот ориентир, что курсовую работу Вы пишете не по педагогике или уголовному праву, не по ботанике или логистике, а по теории государства и права. А потому Ваша задача - показать место и роль в данном явлении (реформе образования, борьбе с наркотизмом, таможенной деятельности государства, обеспечении национальной безопасности и т.п.) проблем и вопросов, изучаемых теорией государства и права. Ваша цель - понять самим и показать другим, как эта проблема видится юристу, или какова специфика подхода юриспруденции к этой проблеме (в отличие от педагогики или медицины, психологии или товароведения), какие вопросы должен знать и видеть юрист при подходе к данной (а в принципе - к любой) общественной проблеме, выходящей по степени важности и масштабу на уровень государства и права.
Поэтому, охарактеризовав вкратце (подробный анализ пойдет во второй главе) актуальность объекта (реформы образования, борьбы с наркотизмом и т.п.), надо показать далее актуальность предмета курсовой работы, т.е. как связана и какую роль в этой проблеме (реформе образования, борьбе с наркотизмом и т.п.) играет тот фактор, который входит в круг вопросов теории государства и права и вынесен в название темы курсовой работы как один из элементов этого курса (типология государств, механизм государства, функции права, юридическая ответственность и т.д.). Вот, в конечном итоге, актуальность и важность чего надо показать во введении к курсовой работе.
Например, в теме «Взаимодействие государства и права в борьбе с наркотизмом» надо показать важность борьбы с наркотизмом как социальной и государственно-правовой задачи. Но это полдела. Главное - надо обосновать и показать, как важно и актуально для эффективной борьбы с наркотизмом правильно и эффективно наладить взаимодействие государства и права. Желательно привести здесь какие-то факты, свидетельствующие о том, что при оптимально построенном взаимодействии государства и права борьба с наркотизмом имеет ощутимые успехи. Либо проинформировать в цифрах и фактах о тех осложнениях и проблемах, которые возникают у общества или государства и препятствуют эффективной борьбе с наркотизмом, когда такое взаимодействие между государством и правом недостаточно отрегулировано или неправильно построено.
После такого обоснования сам собой напрашивается вывод (а Вам останется его только записать в завершение введения) о том, что эти факты показывают не только значение взаимодействия государства и права при решении злободневных общественных проблем, но и важность правильного построения такого взаимодействия. А чтобы его правильно построить, надо изучить этот вопрос, знать, как и зачем это делать, т.е. знать свойства, принципы, условия и прочие характеристики проблемы взаимодействия государства и права, того, как, по каким параметрам и критериям юридическая наука рассматривает и решает этот вопрос. А это - проблема, изучаемая теорией государства и права. В результате всего сказанного любому читателю станет понятно, зачем нужен и в чем заключается общеюридический подход к социальным проблемам, в отличие от других научно-профессиональных подходов; как любую общесоциальную проблему рассматривают (или должны рассматривать) именно юристы и какую роль при этом играет теория государства и права.
Заключение
Заключение - тоже небольшая, страницы на 2-3, часть работы. Завершая всю работу в целом, оно должно содержать в себе главные выводы по проделанной работе, указание на перспективы решения проблемы в обществе и государстве, поставленной в названии работы, и/или перспективы ее дальнейшего научного изучения. Именно здесь говорится о том, что было предпринято в русле решения данной проблемы буквально в последнее время и еще не могло дать свои плоды, однако внушает надежды. Либо здесь пишут о тех мерах, которые могли бы спасти ситуацию и разрешить эту проблему, однако необходимые шаги не предпринимаются, и это обстоятельство становится основой для пессимистических прогнозов и ожидания ухудшения ситуации. Иногда здесь делается вывод о недостаточной изученности проблемы и ставится задача ее дальнейшей разработки. В общем, заключение подводит общий итог проделанной работы и перекидывает мостик ее будущему.
Главная ошибка, которая обычно допускается в заключении, — та же, что и допускаемая во введении, а именно, когда выводы делаются не по предмету теории государства и права, а по объекту данной работы. Выводы надо делать из III главы курсовой работы, показав, что для решения социальных проблем, важно знать и правильно использовать сведения из теории государства и права. Так, например, в теме «Реализация права, ее современное значение, проблемы и последствия в аспекте проблемы национальной безопасности» выводы следует делать не по проблеме национальной безопасности, а по тому, как важно обеспечивать и добиваться реализации права в ее разных формах, чтобы эффективно решать проблемы национальной безопасности. Или в теме «Наркомания и проблема прав человека» надо делать выводы не по проблеме наркомании, а по тому, какие права человека оказываются затронуты в правовом регулировании этой сферы, какие источники права защищают их на самых разных уровнях, как построить деятельность общества, государства и личности, чтобы отношение к людям, включенным в сферу оборота и потребления наркотиков в самых разных формах и ролях, было правовым.
Формальные требования
Требования к объему
1. Общий объем текста - 20-30 страницы компьютерного набора;
2. Шрифт Times New Roman, шрифт 14, междустрочный интервал - 1,5;
3. Примерное распределение по частям в страницах:
-введение— стр.2-3;
- каждая из глав - стр. 7-10
- заключение стр.2-3
- титульный лист, содержание, список литературы - по 1 стр.