Принципы научности и требования к тексту

Курсовая работа является учебным вариантом научной работы, поэтому в ней тоже должны соблюдаться принципы научности.

Начиная работу над текстом курсовой работы, помните об отличительных признаках научного знания, которые необходи­мо выдерживать и в данной работе.

1) Избегайте деклараций собственного «Я». Здесь в пер­вую очередь речь идет о реализации принципов объективности и обоснованности научного знания, которые разрешают выска­зывать собственную позицию или мнение субъекту только в том случае, если эта позиция снабжена достаточным системным обоснованием.[1]

Поскольку студент-первокурсник вряд ли способен само­стоятельно произвести такое обоснование, постольку разум­нее и правильнее будет вообще избегать высказываний типа «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Равным образом нежела­тельны собственные оценочные и рекомендательные суждения, поскольку на первом курсе профессиональные знания еще явно недостаточны для того, чтобы удержать субъекта от ошибочнос­ти в суждениях.

Для освещения дискуссионного вопроса гораздо уместнее и интереснее при необходимости привести различные професси­ональные точки зрения с указанием их авторства, скажем: «По мнению известного специалиста по вопросу такому то, далее -фамилия и инициалы...,» или «Как считает исследователь такой-то...». Участие студента-первокурсника в научно-теоретической дискуссии ученых мэтров на страницах собственной курсовой работы тоже вряд ли будет плодотворно. Однако никогда не вы­зовет осуждения его аккуратно проведенная попытка выбрать из предложенных на страницах научной печати альтернативных позиций ту, к которой он пожелает присоединиться, разделив ее в силу ее большей, на его взгляд, убедительности. Однако любой свой выбор тоже надо уметь (или учиться) обосновывать: «Эта позиция такого-то автора выглядит более предпочтительной (или убедительной) потому-то...» Без обоснования в науке даже выбор альтернатив запрещен.

2) Необходимо излагать мысль четким научным языком и избегать в тексте различных литературно-художественных оборотов и метафор. Эта рекомендация напоминает о том, что наука в своих построениях пользуется исключительно своим собственным языком. Это язык терминов и понятий, логических законов и правил. Поэтому в тексте недопустимо использование научных терминов в качестве слов с произвольным содержани­ем и смыслом, взятым по собственному усмотрению студента. Не спешите аргументировать свою позицию, не зная, как это сде­лать правильно, лучше внимательнее приглядитесь к тому, как это делают профессионалы на страницах публикаций.[2]

С учетом всего сказанного, самый простой совет первокур­снику при работе над текстом курсовой работой - стремиться максимально использовать в тексте выдержки из учебников и учебных пособий (со ссылкой на источники, их авторов и выход­ные данные), фрагменты статей из научных журналов и сборни­ков, параграфов книг и монографий, материал из статистичес­ких сборников, документов и т.д., обязательно со ссылкой на авторов и источники. Не страшно даже, если вообще почти весь текст будет состоять лишь из различных печатных фрагментов, а от Вашего творчества гам будут только логические переходы между ними.

Не стоит опасаться потерять за всем этим материалом свою индивидуальность. Она обязательно проявится в логике пост­роения глав курсовой работы, в широте охвата и качестве при­влеченной источниковой базы, в умении подобрать из разных источников необходимые фрагменты для обоснования того или иного утверждения, в способности почувствовать или найти не­простую проблему, нетривиальное решение, интересный ракурс, любопытные факты, словом, какую-нибудь изюминку в той про­блеме, которая исследуется.

Введение

Введение имеет небольшой объем - 2-3 страницы текста, но его роль и значение для курсовой (и любой научной работы) чрез­вычайно велики, отсюда - и особые требования к его содержанию. Главная задача введения - обосновать актуальность избранной темы, вынесенной в заглавие курсовой работы, показать, какая она важная и нужная и почему ею обязательно надо специально за­ниматься, как в теоретическом, так и в практическом планах. Это обоснование можно найти (конечно, фрагментарно) во вступитель­ной части статей и монографий, которые обязательно начинаются с такого обоснования актуальности, поскольку это правило сущест­вует для всех видов и форм научно-исследовательских работ.

Во введении обычно обосновывается актуальность пробле­мы, степень ее теоретической разработанности (какие специа­листы ею занимались, когда и каких успехов достигли), цели и задачи данного конкретного научного исследования, его научное или практическое значение, вклад в научную разработку этой проблемы (новизна данного исследования и его результатов). Но поскольку курсовая работа - это еще не профессиональная исследовательская, а учебная работа, то для ее введения доста­точно определиться с актуальностью проблемы, ее социальным значением, т.е. насколько она важна для общества, государства и личности, какие позитивные или негативные процессы и следс­твия в себе содержит и почему к ней привлечено сейчас внима­ние специалистов.

Для решения задачи, стоящей перед введением, недоста­точно обойтись 2-3 общими фразами, так как актуальность про­блемы надо доказать. Для этого необходимо привести цифры статистических данных, факты, оценки и мнения специалистов или крупных деятелей, из которых читатель смог бы вынести понимание, насколько важна и требует решения эта проблема. Информация для обоснования актуальности черпается из соб­ранных для курсовой работы материалов, причем для введения из них выбираются наиболее яркие и впечатляющие сведения, способные с первых страниц привлечь внимание и интерес чита­теля и побудить его прочитать всю работу от начала до конца.

Самой распространенной ошибкой при написании введе­ния курсовой работы по теории государства и права является неумение выдержать предметную специфику этой дисциплины, т.е. выделить предмет данной работы и обосновать его актуаль­ность. Здесь имеется в виду следующее. Зачастую студент-перво­курсник во введении начинает обосновывать актуальность той общественной задачи, которая выносится в ежегодное направле­ние научных исследований филиала (т.е. важность и обществен­ную значимость проблем современной реформы образования в России и мире; или опасность наркомании и важность борьбы с ней; или необходимость и значение таможенного регулирования (еще хуже — назначение, или социально-государственные функ­ции таможенной службы) и т.д.).

Между тем, такое обоснование нужно, важно, но совершенно недостаточно для введения к работе именно по теории государства и права, потому что проблемами наркомании или реформы образо­вания могут заниматься сотни научных дисциплин, от медицины или товароведения до психологии или политологии. Здесь очень важно не потерять тот ориентир, что курсовую работу Вы пишете не по педагогике или уголовному праву, не по ботанике или логис­тике, а по теории государства и права. А потому Ваша задача - пока­зать место и роль в данном явлении (реформе образования, борьбе с наркотизмом, таможенной деятельности государства, обеспечении национальной безопасности и т.п.) проблем и вопросов, изучаемых теорией государства и права. Ваша цель - понять самим и показать другим, как эта проблема видится юристу, или какова специфика подхода юриспруденции к этой проблеме (в отличие от педагоги­ки или медицины, психологии или товароведения), какие вопросы должен знать и видеть юрист при подходе к данной (а в принципе - к любой) общественной проблеме, выходящей по степени важ­ности и масштабу на уровень государства и права.

Поэтому, охарактеризовав вкратце (подробный анализ пой­дет во второй главе) актуальность объекта (реформы образова­ния, борьбы с наркотизмом и т.п.), надо показать далее актуаль­ность предмета курсовой работы, т.е. как связана и какую роль в этой проблеме (реформе образования, борьбе с наркотизмом и т.п.) играет тот фактор, который входит в круг вопросов теории государства и права и вынесен в название темы курсовой работы как один из элементов этого курса (типология государств, ме­ханизм государства, функции права, юридическая ответствен­ность и т.д.). Вот, в конечном итоге, актуальность и важность чего надо показать во введении к курсовой работе.

Например, в теме «Взаимодействие государства и права в борьбе с наркотизмом» надо показать важность борьбы с нарко­тизмом как социальной и государственно-правовой задачи. Но это полдела. Главное - надо обосновать и показать, как важно и актуально для эффективной борьбы с наркотизмом правиль­но и эффективно наладить взаимодействие государства и права. Желательно привести здесь какие-то факты, свидетельствующие о том, что при оптимально построенном взаимодействии госу­дарства и права борьба с наркотизмом имеет ощутимые успехи. Либо проинформировать в цифрах и фактах о тех осложнениях и проблемах, которые возникают у общества или государства и препятствуют эффективной борьбе с наркотизмом, когда такое взаимодействие между государством и правом недостаточно от­регулировано или неправильно построено.

После такого обоснования сам собой напрашивается вы­вод (а Вам останется его только записать в завершение введе­ния) о том, что эти факты показывают не только значение вза­имодействия государства и права при решении злободневных общественных проблем, но и важность правильного построе­ния такого взаимодействия. А чтобы его правильно построить, надо изучить этот вопрос, знать, как и зачем это делать, т.е. знать свойства, принципы, условия и прочие характеристики проблемы взаимодействия государства и права, того, как, по каким параметрам и критериям юридическая наука рассматри­вает и решает этот вопрос. А это - проблема, изучаемая теори­ей государства и права. В результате всего сказанного любому читателю станет понятно, зачем нужен и в чем заключается об­щеюридический подход к социальным проблемам, в отличие от других научно-профессиональных подходов; как любую обще­социальную проблему рассматривают (или должны рассмат­ривать) именно юристы и какую роль при этом играет теория государства и права.

Заключение

Заключение - тоже небольшая, страницы на 2-3, часть рабо­ты. Завершая всю работу в целом, оно должно содержать в себе главные выводы по проделанной работе, указание на перспекти­вы решения проблемы в обществе и государстве, поставленной в названии работы, и/или перспективы ее дальнейшего научного изучения. Именно здесь говорится о том, что было предпринято в русле решения данной проблемы буквально в последнее время и еще не могло дать свои плоды, однако внушает надежды. Либо здесь пишут о тех мерах, которые могли бы спасти ситуацию и разрешить эту проблему, однако необходимые шаги не пред­принимаются, и это обстоятельство становится основой для пессимистических прогнозов и ожидания ухудшения ситуации. Иногда здесь делается вывод о недостаточной изученности про­блемы и ставится задача ее дальнейшей разработки. В общем, заключение подводит общий итог проделанной работы и пере­кидывает мостик ее будущему.

Главная ошибка, которая обычно допускается в заключении, — та же, что и допускаемая во введении, а именно, когда выводы делаются не по предмету теории государства и права, а по объ­екту данной работы. Выводы надо делать из III главы курсовой работы, показав, что для решения социальных проблем, важно знать и правильно использовать сведения из теории государства и права. Так, например, в теме «Реализация права, ее современ­ное значение, проблемы и последствия в аспекте проблемы наци­ональной безопасности» выводы следует делать не по проблеме национальной безопасности, а по тому, как важно обеспечивать и добиваться реализации права в ее разных формах, чтобы эф­фективно решать проблемы национальной безопасности. Или в теме «Наркомания и проблема прав человека» надо делать выво­ды не по проблеме наркомании, а по тому, какие права человека оказываются затронуты в правовом регулировании этой сферы, какие источники права защищают их на самых разных уровнях, как построить деятельность общества, государства и личности, чтобы отношение к людям, включенным в сферу оборота и пот­ребления наркотиков в самых разных формах и ролях, было пра­вовым.

Формальные требования

Требования к объему

1. Общий объем текста - 20-30 страницы компьютерного набора;

2. Шрифт Times New Roman, шрифт 14, междустрочный ин­тервал - 1,5;

3. Примерное распределение по частям в страницах:

-введение— стр.2-3;

- каждая из глав - стр. 7-10

- заключение стр.2-3

- титульный лист, содержание, список литературы - по 1 стр.

Наши рекомендации