Глава VIII. Психология воспитания. ному для ребенка исходу, когда он таким образом победил, обезо­ружил своего противника, хотя бы и на короткое время.

ному для ребенка исходу, когда он таким образом победил, обезо­ружил своего противника, хотя бы и на короткое время.

Целесообразно устранять причины эффективности таких де­тей. Уже при первом подходе к ним необходимо ровное, спокой­ное, участливое отношение. Дружеская беседа с таким учеником, во время которой он мог бы поделиться откровенно с учителем своими горестями, рассказать все, что накопилось у него на душе, о всех своих обидах и притеснениях, умение в то же время повли­ять на семью, создать новые взаимоотношения среди ее членов, изменить их отношение к ребенку — все эти и другие средства могут эффективно повлиять на изменение его характера в поло­жительную сторону и не только сгладить враждебно-эмоциональ­ные установки, но и создать противоположные: дружелюбие, доб­рожелательность, выдержанность, умение владеть собой.

Подростки недоверчивы, скрытны, обидчивы. Такой характер формируется под влиянием подавляющего воспитания, оскорби­тельного отношения, часто при предпочтении их другим детям, любимчикам. Не находя выхода из создавшегося положения, та­кие подростки уходят в себя, замыкаются, проявляя безучастность, безразличное равнодушие. Они обычно спокойны, но не включа­ются в работу класса, особенно если эта работа для них тяжела, сторонятся и беспокойных товарищей, и шумной компании. Эти подростки, как правило, одиночки, вне жизни школы и семьи. Но у них может быть избирательная установка: яркая тема, инте­ресный школьный предмет, авторитетный педагог, любимый това­рищ могут втянуть их в работу, в какие-либо занятия, игры и пр.

Следует вдумчиво проникнуть в глубину личности таких де­тей, где под прикрытием внешнего равнодушия, скрытности про­исходит иногда богатая эмоциональная жизнь. В других случаях их психическая деятельность протекает медленно, вяло и бледно. Эти подростки в некоторых отношениях более трудны при подходе к ним, чем аффективные, так как близко никого к себе не допуска­ют. Но при умном подходе они открываются; союз с ними может быть более прочен и глубок, чем с другими; свойственные харак­теру этих детей черты сглаживаются, и они могут стать серьезны­ми, активными членами коллектива. Подход к ним требует особо­го такта и осторожности: доброжелательная забота, внимание, вовлечение в коллектив через подбор надежных товарищей явля­ются действенными средствами. Их особенно полезно включить в живую, активную работу, ставить им преодолимые барьеры, пре­пятствия в работе, занятиях: эти дети порой трусливы, не верят в

§ 3. Некоторые вопросы психологии перевоспитания369

свои силы. Вначале целесообразны и помощь педагога, товарища, подбадривание, но постепенно надо приучать их к полной само­стоятельности.

Физические и морально-психические изъяны оказываются причиной появления у школьников комплекса неполноценности. Под этим понятием следует понимать особенности поведения че­ловека, вызванные устойчивым представлением о своей физичес­кой, психической или моральной ущербности1. Ребенок не всегда полно и объективно представляет свои физические и психические возможности. Представление о недостатках порой существует под­сознательно, в свернутом виде. Например, у школьника может существовать комплекс неполноценности, связанный с учением. Он замечает успехи одноклассников и собственные неудачи, но не может найти причины этого, хотя факт понимания неуспеха ему доступен. Комплекс неполноценности может быть связан с внешним видом, фигурой, чертами лица. Например, девочка в связи с этим может стремиться к уединению, стараться всячески избегать привлечения к себе внимания. Наблюдения показывают, что комплекс неполноценности может компенсироваться. Формы такой компенсации могут быть различными: приемлемыми и не­приемлемыми для окружающих. Так, если ребенок, у которого имеется комплекс неполноценности в отношении учения, физи­чески сильный, то он может пренебрежительно относиться к фи­зически слабому отличнику (даже поколотить его). Но может быть компенсация и в другой форме. Ущербность, связанную с отсут­ствием способностей в учебной деятельности, некоторые дети компенсируют организаторской деятельностью (о ком-то заботят­ся, что-то организуют).

Успех перевоспитания зависит не только от того, имеет ли воспитатель ясное представление о недостатках подростка, кото­рые требуется искоренить (недостатки, плохое можно обнаружить довольно легко), но, главное, от того, насколько ярко раскрыты, обнаружены положительные, здоровые моменты в его личности. Концентрация педагогических усилий вокруг здоровых, положи­тельных сторон создает предпосылки для успешного перевоспита­ния. Констатирование достижений, стремление найти и указать подростку на то хорошее, что в нем есть, создание условий для успешной деятельности всегда дает значительно больший эффект, так как вызывает повышение жизненной энергии, настроения,

' См.: Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.

Наши рекомендации