Рассказ учителя и работа с картой
Ход урока.
Орг. начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.
Сообщение темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы с вами подвели итог по изучению Древнего Востока, вы выполняли контрольную работу. Сегодня мы с вами начнём изучать ещё одну страну с удивительной культурой и историей, со страной в которой 1 раз в 4 года можно было услышать такую весть: « Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
- Догадались ли вы о каком событии идёт речь? ( Олимпийские игры)
- Эта страна оказала огромное влияние на культуру многих народов. И сегодня мы начнём открывать тайны государства, которое называется… ( Древняя Греция)
- Запишите тему в тетрадь.
( сл. 2) Ребята, а какие цели для себя мы сегодня поставим, что мы с вами должны узнать?
( сл. 3) Изучать страну мы с вами будем по такому плану:
1. Местоположение и природные особенности.
2. Миф о Тесее и минотавре.
3. На Древнем Крите.
4. Гибель Критского царства.
3. Изучение нового материала.
рассказ учителя и работа с картой
- С чего мы с вами всегда начинаем изучать новую страну? ( с её местонахождения)
- Что мы с вами должны выяснить?
( сл. 4) Поможет нам с вами в нашем исследовании карта ( стр. 111) . Заносить полученные сведения мы с вами будем в таблицу.
( сл.5)
Критерии исследования | Характеристика |
1. местонахождение 2. Рельеф 3. Реки 4. Почвы 5. Полезные ископаемые 6. Климат 7. Омывается | 1. На Балканском полуострове 2. Горный 3. Больших и полноводных рек нет 4. Каменистые, малопригодные для занятия с/х 5. Много 6. Зима тёплая, но короткая, жаркий 7. Эгейским и Ионическим морем |
( сл. 5) Более 3,5 тыс. лет назад в Европе , в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они оставили народам мира богатое наследие: величественные здания, которые до сих пор считаются прекраснейшими в мире, великолепные произведения литературы « Одиссея» или « Илиада» Гомера, в нашу повседневную жизнь вошли многие слова греческого происхождения: театр, школа, педагог, наука.
( сл. 6) Рассмотрите карту и скажите, что вы можете сказать о рельефе? ( горный)
- Греция – это горная страна. Горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора Греции – Олимп. Она расположена на северо-востоке части страны. Греки никогда на неё не поднимались
- Есть ли у вас предположение, почему ? ( Они верили, что на олимпе живут боги, и если человек их потревожит, то они пошлют на него несчастья)
- А как вы думаете, богата ли эта страна полезными ископаемыми?
- В горах Греции было много железной и медной руды, в стране было много глины и разных пород строительного камня.
- Глядя на карту, что мы можем сказать о растительном покрове страны? ( леса мало)
- Каменистые склоны гор голы и покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями. Такой лес не годится для строительства. Кора и листья служили пищей козам и овцам. Хвойный строевой лес рос только на севере Греции и кое-где на юге.
- Что вы можете сказать о водяном обеспечении Греции?
- Есть ли здесь такие большие реки, как в Индии или Двуречье?
- Полноводных рек нет. Когда в марте в горах тают снега, то реки переполняются и клокочут, но уже в мае они мелеют, а в июле стоит 40 градусная жара ( в тени), когда выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок.
- Климат жаркий, зима короткая, тёплая и влажная.
- Какие ещё сведения о стране мы узнать из карты?
- Важной особенностью Греции является то, что с запада, востка и юга она окружена морем.
- Давайте назовём их.
- Какую роль море играет в жизни людей? ( торгуют, занимаются рыболовством)
- Зная природные особенности Греции, давайте предположим, чем могли заниматься люди, проживающие здесь?
Занятия греков:
1) Мореплавание
2) Рыболовство
3) Добыча соли из морской воды
4) Торговля
5) Свиноводство
6) Овцеводство
7) Растёт виноград и оливковые деревья, финиковая пальма.
8) Ремесло
9) Торговля
- Кто хочет обобщить полученные при исследовании страны сведения и составить связный рассказ о природе Древней Греции?
- Обобщим: Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек, в которых путник может утолить жажду в жаркий день. Зима короткая, тёплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для занятия с/х, её природы нельзя считать бедной. Между горами находятся пастбища, на которых пасутся козы и овцы, растёт виноград и оливковые деревья. В стране много полезных ископаемых.
- На рубеже III –II тысячелетия племена расселились в северо-восточном средиземноморье. Свою страну они назвали красивым именем – Эллада, а себя называли эллинами. Позже эту страну стали называть Греция, а её жителями греков.
- Если мы с вами обратимся снова к карте, то можем увидеть, что страна разделена на 3 части, назовите их ( Северная, Средняя и Южная Греция)
- В те времена было много независимых городов. Давайте по очереди будем называть крупные города Греции.
- Как вы думаете, какой город был столицей Греции? ( Микены)
- Кто из вас знает, какой город сейчас является столицей Греции? ( Афины)
- Греции принадлежал большой остров. Найдите его на карте и назовите. ( Крит)
- Мы с вами выяснили, где находится Греция, каковы её природные особенности, какой город был столицей. А теперь давайте познакомимся с мифами, чтобы поближе узнать эту страну.
( сл. 7) Что такое миф? ( это фантастическое сказание о богах и героях)
- Мифы Древней Греции передавались из уста в уста.
- Предлагаю вам заглянуть на этот загадочный для нас остров, чтобы познакомиться с мифом о Тесее и минотавре.
( сл. 8 -14) – картинки из мифа
- А познакомит нас с ним …..
( подведём итог прослушанного сообщения)
- Вы прослушали миф, а сейчас я хочу проверить, как внимательно вы слушали …
- Скажите, пожалуйста, с какой целью каждые 9 лет жители Афин посылали на Крит 7 девушек и 7 юношей? ( их пожирал минотавр)
- Кто такой Минотавр? ( чудовище, имевшее тело человека и голову быка)
- Почему царский сын Тесей принял решение отправиться на остров?
( он не мог слышать упрёки в собственный адрес)
- Кто помог Тесею спастись? Каким образом?
- Как греки объясняют название Эгейского моря? ( погиб царь Эгей)
- Мы с вами выяснили, что Тесею помог избежать опасности Дедал. Давайте побольше узнаем о нём.
- ( сл. 15-16) Дедал и Икар
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.
У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.
- Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
- Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
- Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
- До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
- И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.
- И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
- Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару. И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.
- Дедал бежал и прибыл в сицилийский Камик. Критский царь, не смирившись с потерей Дедала, разослал гонцов которые возвещали: «Кто сумеет продеть сквозь морскую раковину нитку, да так, чтобы вошла она в один конец, прошла все извилины и вышла в другой, будет щедро награжден великим Миносом!» Он понимал, что только Дедал мог взяться за подобное дело. Захотел царь, спрятавший Дедала получить обещанную награду; Дедал был ему благодарен за оказанное гостеприимство и научил, как выполнить задание. Надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, находит выход, а за ним тянется нить. Кокал думал, что окажется у него в руках щедрая награда, но нет: «Немедленно выдай мне беглеца Дедала — точно знаю я, что прячется он у тебя». Страшно было Кокалу ослушаться приказа грозного царя, но никак не хотели расставаться с Дедалом. Тогда он пригласил к себе Миноса, и, зазвав гостя в баню, его дочери облили Критского царя кипятком.
3. На Древнем Крите.
- Мы продолжаем путешествовать дальше. Следующая наша остановка – остров Крит.
- Что мы с вами должны узнать?
( сл. 17)
Сто лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец . Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений , коридоров, лестниц и переходов. Отправимся в этот удивительный дворец.
( сл. 18)
Окон было немного: солнечный свет и воздух проникал через световые колодцы – отверстия в крыше. Это спасало от холодных ветров зимой и изнуряющей жары летом.
( сл. 19) Стены дворца художники украшали росписями
( сл. 20) –
- Перед вами одна из стен, на которую нанесена роспись. Кто может представить, что на ней изображено?
Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите как священное животное. В большой двор рядом с помещение дворца являются сам царь, его вельможи и знатные дамы. Вот мчится по двору разъярённый бык. На его рогах висит девушка; на спине делает стойку юноша. Ещё одна девушка, выполнив упражнение, соскочила на землю. Такое мастерство и мужество очень нравилось зрителям.
- Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы, цари Крита властвовали на Эгейском море. На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы.
Гибель Критского царства.
- Мы с вами говорили о том, что Крит был сильным и могучим государством, но это не помогло ему спастись от гибели.
- Есть ли у вас предположения, как погиб этот удивительный остров?
- Об этом вы узнаете, прочитав материал на стр. 116