Семинар 3. Авторские педагогические теории и системы ХVП века
Теоретические вопросы для обсуждения студентами в микрогруппах:
1. Раскрыть понятия «педагогическая мысль» и «педагогическая наука». Когда, при каких условиях возможно появление и развитие педагогической мысли? Педагогической науки? Почему именно в ХVП веке появилась педагогика как особая наука о воспитании и обучении?
2. Дать краткую характеристику педагогического наследия Коменского. Дать аннотацию, назвать основные разделы, главы его книг «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках».
3. Раскрыть педагогическую теорию Коменского в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов (цели и задач образования, принципов педагогического процесса, содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания). Иллюстрировать материалом первоисточников.
4. Я.А.Коменский о «материнской школе», ее целях и задачах, содержании, методах и средствах воспитания и обучения, о подготовке детей к обучению в «школе родного языка». Иллюстрировать материалом первоисточников.
5. Я.А.Коменский о «школе родного языка», ее целях и задачах, содержании, методах, средствах обучения и воспитания. Иллюстрировать материалом первоисточников.
6. Я.А.Коменский и современность.
7. Раскрыть сущность педагогической теории Д.Локка (иллюстрировать материалом первоисточника).
8. Чем можно объяснить своеобразие педагогики Д. Локка (в сравнении с педагогикой Я.А.Коменского - педагога так же ХVП столетия)?
9. Что позволило М.В.Ломоносову назвать Д.Локка в числе «премудрых человечества учителей»?
10. Показать вклад Локка в развитие практики воспитания и обучения детей в семье.
11. Д.Локк и современность.
12. Раскрыть понятия: «естественное воспитание», «свободное воспитание».
13. Раскрыть сущность теории естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо. Иллюстрировать материалом первоисточника.
14. Объяснить, под влиянием каких факторов создавалась педагогическая теория Руссо (эпоха - ? государство - ? личность - ?). Почему произведение «Эмиль, или О воспитании» было сожжено, а его автор вынужден был всю жизнь находиться в нелегальном положении? Почему в России издание этого произведения было запрещено Екатериной П, а книга Д.Локка «Мысли о воспитании» была переведена на русский язык и рекомендована для практического использования?
15. Показать своеобразие возрастной периодизации, предложенной Руссо, объяснить ее целесообразность для воспитания Эмиля. Насколько справедлива характеристика Руссо как Коперника - первооткрывателя Детства?
16. Обращаясь к первоисточнику (гл. 5), раскрыть взгляды Руссо на воспитание девочки, Софи - невесты Эмиля.
17. Охарактеризовать три источника воспитания в теории естественного и свободного воспитания Руссо в их единстве и взаимосвязи.
18. Показать диалектический подход в характеристике развития и воспитания ребенка в педагогической теории Руссо.
19. Где и когда был «момент истины» для педагогической теории Руссо?
20. Руссо и современность.
Практическое задание
1. Заполните таблицу: «Общая характеристика взглядов классиков педагогики на вопросы начального воспитания и обучения» по следующей схеме:
Ф. И.О. педагога, годы его жизни;
Страна, в которой жил педагог, особенности ее социально-экономического, культурного, политического развития в данную историческую эпоху;
Личность педагога, социальное происхождение, особенности философских, общественно-политических взглядов, опыт педагогической деятельности;
Основные педагогические труды педагога;
Система педагогических взглядов (в предельно сжатой форме):
место воспитания в системе факторов развития личности;
цели и задачи воспитания и обучения;
основополагающие принципы начального воспитания и обучения;
частнодидактические принципы;
содержание начального образования;
методы и средства обучения;
организационные формы обучения;
основные направления воспитания, содержание, формы, методы, средства;
требования к учителю;
Вклад данного педагога в теорию и практику воспитания и обучения;
Оценки, замечания, выводы составителя таблицы.