Семинар 3. Авторские педагогические теории и системы ХVП века

Теоретические вопросы для обсуждения студентами в микрогруппах:

1. Раскрыть понятия «педагогическая мысль» и «педагогическая наука». Когда, при каких условиях возможно появление и развитие педагогической мысли? Педагогической науки? Почему именно в ХVП веке появилась педагогика как особая наука о воспитании и обучении?

2. Дать краткую характеристику педагогического наследия Коменского. Дать аннотацию, назвать основные разделы, главы его книг «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках».

3. Раскрыть педагогическую теорию Коменского в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов (цели и задач образования, принципов педагогического процесса, содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания). Иллюстрировать материалом первоисточников.

4. Я.А.Коменский о «материнской школе», ее целях и задачах, содержании, методах и средствах воспитания и обучения, о подготовке детей к обучению в «школе родного языка». Иллюстрировать материалом первоисточников.

5. Я.А.Коменский о «школе родного языка», ее целях и задачах, содержании, методах, средствах обучения и воспитания. Иллюстрировать материалом первоисточников.

6. Я.А.Коменский и современность.

7. Раскрыть сущность педагогической теории Д.Локка (иллюстрировать материалом первоисточника).

8. Чем можно объяснить своеобразие педагогики Д. Локка (в сравнении с педагогикой Я.А.Коменского - педагога так же ХVП столетия)?

9. Что позволило М.В.Ломоносову назвать Д.Локка в числе «премудрых человечества учителей»?

10. Показать вклад Локка в развитие практики воспитания и обучения детей в семье.

11. Д.Локк и современность.

12. Раскрыть понятия: «естественное воспитание», «свободное воспитание».

13. Раскрыть сущность теории естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо. Иллюстрировать материалом первоисточника.

14. Объяснить, под влиянием каких факторов создавалась педагогическая теория Руссо (эпоха - ? государство - ? личность - ?). Почему произведение «Эмиль, или О воспитании» было сожжено, а его автор вынужден был всю жизнь находиться в нелегальном положении? Почему в России издание этого произведения было запрещено Екатериной П, а книга Д.Локка «Мысли о воспитании» была переведена на русский язык и рекомендована для практического использования?

15. Показать своеобразие возрастной периодизации, предложенной Руссо, объяснить ее целесообразность для воспитания Эмиля. Насколько справедлива характеристика Руссо как Коперника - первооткрывателя Детства?

16. Обращаясь к первоисточнику (гл. 5), раскрыть взгляды Руссо на воспитание девочки, Софи - невесты Эмиля.

17. Охарактеризовать три источника воспитания в теории естественного и свободного воспитания Руссо в их единстве и взаимосвязи.

18. Показать диалектический подход в характеристике развития и воспитания ребенка в педагогической теории Руссо.

19. Где и когда был «момент истины» для педагогической теории Руссо?

20. Руссо и современность.

Практическое задание

1. Заполните таблицу: «Общая характеристика взглядов классиков педагогики на вопросы начального воспитания и обучения» по следующей схеме:

Ф. И.О. педагога, годы его жизни;

Страна, в которой жил педагог, особенности ее социально-экономического, культурного, политического развития в данную историческую эпоху;

Личность педагога, социальное происхождение, особенности философских, общественно-политических взглядов, опыт педагогической деятельности;

Основные педагогические труды педагога;

Система педагогических взглядов (в предельно сжатой форме):

место воспитания в системе факторов развития личности;

цели и задачи воспитания и обучения;

основополагающие принципы начального воспитания и обучения;

частнодидактические принципы;

содержание начального образования;

методы и средства обучения;

организационные формы обучения;

основные направления воспитания, содержание, формы, методы, средства;

требования к учителю;

Вклад данного педагога в теорию и практику воспитания и обучения;

Оценки, замечания, выводы составителя таблицы.

Наши рекомендации