Тема 1. Основы научно-методической работы

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ БИБЛИОТЕК

для специальности

1 – 23 01 11 Библиотековедение и библиография (по направлениям)

направлению специальности 1-23 01 11-01 Библиотековедение и библиография (менеджмент)

специализации 1-23 01 11-01 07 Научно-методическая деятельность библиотек

Факультет информационно-документных коммуникаций

Кафедра теории и истории информационно-документных коммуникаций

Курс 2, 3, 4

Семестр IV, V, VIII Экзамен V

Лекции 46 Зачёт IV, VIII

Практические (семинарские)

занятия 88

Аудиторных часов по

учебной дисциплине 134

Всего часов по

учебной дисциплине 166 Форма получения

высшего образования: дневная, заочная

Составители: Вера Александровна Касап, кандидат педагогических наук, доцент

Учебно-методический комплекс составлен на основе учебной программы

«Научно-методические службы библиотек» (Мн., 2011) № УД – 112/уч. 04.10.2011

Рассмотрен и рекомендован к утверждению кафедройтеории и истории информационно-документных коммуникаций 16.10.2015 г., протокол № 3

Заведующий кафедрой

________________ В.А.Касап

Минск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины обусловлена постоянно возрастающей ролью, которую играют научно-методические службы в совершенствовании и развитии библиотечной отрасли на современном этапе. Именно на них время возлагает разработку стратегических и перспективных целей, определение путей повышения эффективности обслуживания пользователей, разработку и актуализацию правовой и нормативной базы библиотек, расширение консультационно-методической помощи и совершенствование методики подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, выявление и внедрение инновационного опыта работы в деятельность библиотеки.

Программа дисциплины «Научно-методические службы библиотек» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности Е1–23.01.11 «библиотековедение и библиография».

Программа составлена с целью подготовки библиотечных специалистов, владеющих методикой научно-методического обеспечения библиотечной деятельности.

Задачи курса – формирование у студентов комплексных знаний о функциях, принципах научно-методических служб, основных направлениях методического обеспечения деятельности библиотеки, современных методах консультационно-методической помощи библиотечным кадрам и пути повышения их квалификации в системе непрерывного библиотечного образования.

В программе в логической взаимосвязи выделены темы, последовательно раскрывающие специфику научно-методической работы, ее компоненты, формы и методы, главные аспекты методической помощи в практической деятельности библиотеки, основы консультационно-методической деятельности научно-методических служб и их основные направления в системе повышения квалификации сотрудников библиотек, а также методическое руководство библиографической и краеведческой деятельностью.

При составлении программы учитывались межпредметные связи с дисциплинами «Библиографоведение. Теория», «Библиотечный технологический менеджмент», «Библиотековедение. Теория», «Информационный рынок и его правовое обеспечение», «Организация и методика научных и методических исследований», «Библиотечная статистика», «Библиотечно-библиографическое краеведение», «Организация и технология библиографической работы» и другими курсами, которые служат фундаментом в приобретении профессиональных знаний по специализации «библиотекарь-методист».

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс должен знать:

¾ задачи, функции, приоритетные направления деятельности научно-методической службы на современном этапе развития библиотечного дела;

¾ формы и методы научно-методической работы;

¾ базовые нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность библиотеки;

¾ деятельность библиотеки как объекта методического обеспечения;

¾ показатели деятельности библиотеки;

¾ систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров;

¾ методическое руководство библиографической и краеведческой деятельности;

владеть методиками:

¾ анализа библиотечной практики;

¾ организации методического мониторинга;

¾ проведения обследования библиотеки;

¾ консультирования библиотечных специалистов;

¾ составления локальных нормативных правовых документов библиотеки;

¾ выявления и внедрения инновационного опыта в деятельность библиотеки;

¾ проведения устных и письменных консультаций;

¾ подготовки аналитических материалов о деятельности библиотек;

¾ составления локальных нормативных правовых документов библиотеки;

¾ разработки программ по повышению квалификации и переподготовки библиотечных кадров.

Учебный курс «Научно-методические службы библиотек» читается в объеме 166 академических часов и включает лекционные (46 часов), семинарские (48 часов) и практические (42 часа) занятия. Обучение носит как теоретический, так и практический (прикладной) характер. Предусмотрено проведение аудиторных практических занятий в форме тренингов, анализа смоделированных ситуаций, принятия методических решений, консультаций библиотекарям-практикам, деловых игр и других активных формах. Наряду с аудиторными занятиями предусмотрено посещение библиотек, а также самостоятельная работа обучающихся, что содействует активизации их творческого потенциала. С целью промежуточного контроля по рекомендации педагога выполняются самостоятельные практические задания и рубежное тестирование (контрольные работы). Курс предусматривает экзамен в первом семестре и зачет во втором семестре.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для студентов ФИДК

Номер раздела темы Название раздела темы Количество аудиторных часов Ссамостоятельная работа тсудентов Иное Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
  Введение            
  Тема 1. Основы научно-методической работы      
  Тема 2.Научно-методические службы библиотек и организация их работы     опрос
  Тема 3.Аналитическая деятельность научно-методической службы. Методический мониторинг     опрос
  Тема 4Консультационно-методическая помощь библиотекам     конспект литературы
  Тема 5. Повышение квалификации библиотечных кадров        
  Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек       тесты
  Тема 7. Виртуальные научно-методические службы библиотек       видеопрезентация
  ВСЕГО      

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для факультета заочного обучения

Номер раздела темы Название раздела темы Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов Иное Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
  Введение              
  Тема 1. Основы научно-методической работы          
  Тема 2.Научно-методические службы библиотек и организация их работы         опрос
  Тема 3.Аналитическая деятельность научно-методической службы. Методический мониторинг         опрос
  Тема 4Консультационно-методическая помощь библиотекам         конспект
  Тема 5. Повышение квалификации библиотечных кадров          
  Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек. Виртуальные научно-методические службы библиотек         тесты
                 
  ВСЕГО          

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Предмет и задачи курса. Место курса в системе подготовки библиотечных специалистов. Взаимосвязь курса с дисциплинами гуманитарного комплекса, его роль и значение в цикле библиотековедческих дисциплин. Структура курса, формы учебной деятельности студентов при изучении дисциплины, основная и дополнительная литература.

Тема 1. Основы научно-методической работы

Научно-методическая работа как сущностная составляющая деятельности научно-методических служб: принципы, цели, задачи, ключевые элементы. Значение и роль научно-методической работы в совершенствовании деятельности библиотек (определение путей повышения эффективности работы, освоение новшеств, повышение квалификации библиотечных кадров, разработка стратегии развития). Формы и методы научно-методической работы. Терминологический анализ понятий: «методическое руководство», «методическое обеспечение»,«методическая помощь», «методическая служба», «метод», «методика», «методист», «анализ», «библиотечная статистика», «мониторинг», «методический мониторинг», «статистический мониторинг», «библиотечная технология», «показатель», «прогнозирование», «повышение квалификации библиотечных кадров» и т.д. Методическое обеспечение библиотек как главное предназначение научно-методических служб. Принципы методического обеспечения: научность, активность, рекомендательность, дифференцированный подход, выделение главного звена, непосредственная связь с библиотеками, оперативность, систематичность, плановость. Функции методического обеспечения: организаторская, информационная, педагогическая, научно-исследовательская. Взаимосвязь научно-исследовательской и научно-методической деятельности. Основные направления методического обеспечения: консультационно-методическая помощь библиотекам, управление инновациями, повышение квалификации библиотечных кадров. Библиотечное законодательство: базовые законы и подзаконные акты, нормативно-регламентирующие документы.

Семинар.

Аудиторные практические занятия.

Наши рекомендации