Тема 1. Основы научно-методической работы
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ БИБЛИОТЕК
для специальности
1 – 23 01 11 Библиотековедение и библиография (по направлениям)
направлению специальности 1-23 01 11-01 Библиотековедение и библиография (менеджмент)
специализации 1-23 01 11-01 07 Научно-методическая деятельность библиотек
Факультет информационно-документных коммуникаций
Кафедра теории и истории информационно-документных коммуникаций
Курс 2, 3, 4
Семестр IV, V, VIII Экзамен V
Лекции 46 Зачёт IV, VIII
Практические (семинарские)
занятия 88
Аудиторных часов по
учебной дисциплине 134
Всего часов по
учебной дисциплине 166 Форма получения
высшего образования: дневная, заочная
Составители: Вера Александровна Касап, кандидат педагогических наук, доцент
Учебно-методический комплекс составлен на основе учебной программы
«Научно-методические службы библиотек» (Мн., 2011) № УД – 112/уч. 04.10.2011
Рассмотрен и рекомендован к утверждению кафедройтеории и истории информационно-документных коммуникаций 16.10.2015 г., протокол № 3
Заведующий кафедрой
________________ В.А.Касап
Минск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения дисциплины обусловлена постоянно возрастающей ролью, которую играют научно-методические службы в совершенствовании и развитии библиотечной отрасли на современном этапе. Именно на них время возлагает разработку стратегических и перспективных целей, определение путей повышения эффективности обслуживания пользователей, разработку и актуализацию правовой и нормативной базы библиотек, расширение консультационно-методической помощи и совершенствование методики подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, выявление и внедрение инновационного опыта работы в деятельность библиотеки.
Программа дисциплины «Научно-методические службы библиотек» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности Е1–23.01.11 «библиотековедение и библиография».
Программа составлена с целью подготовки библиотечных специалистов, владеющих методикой научно-методического обеспечения библиотечной деятельности.
Задачи курса – формирование у студентов комплексных знаний о функциях, принципах научно-методических служб, основных направлениях методического обеспечения деятельности библиотеки, современных методах консультационно-методической помощи библиотечным кадрам и пути повышения их квалификации в системе непрерывного библиотечного образования.
В программе в логической взаимосвязи выделены темы, последовательно раскрывающие специфику научно-методической работы, ее компоненты, формы и методы, главные аспекты методической помощи в практической деятельности библиотеки, основы консультационно-методической деятельности научно-методических служб и их основные направления в системе повышения квалификации сотрудников библиотек, а также методическое руководство библиографической и краеведческой деятельностью.
При составлении программы учитывались межпредметные связи с дисциплинами «Библиографоведение. Теория», «Библиотечный технологический менеджмент», «Библиотековедение. Теория», «Информационный рынок и его правовое обеспечение», «Организация и методика научных и методических исследований», «Библиотечная статистика», «Библиотечно-библиографическое краеведение», «Организация и технология библиографической работы» и другими курсами, которые служат фундаментом в приобретении профессиональных знаний по специализации «библиотекарь-методист».
Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс должен знать:
¾ задачи, функции, приоритетные направления деятельности научно-методической службы на современном этапе развития библиотечного дела;
¾ формы и методы научно-методической работы;
¾ базовые нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность библиотеки;
¾ деятельность библиотеки как объекта методического обеспечения;
¾ показатели деятельности библиотеки;
¾ систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров;
¾ методическое руководство библиографической и краеведческой деятельности;
владеть методиками:
¾ анализа библиотечной практики;
¾ организации методического мониторинга;
¾ проведения обследования библиотеки;
¾ консультирования библиотечных специалистов;
¾ составления локальных нормативных правовых документов библиотеки;
¾ выявления и внедрения инновационного опыта в деятельность библиотеки;
¾ проведения устных и письменных консультаций;
¾ подготовки аналитических материалов о деятельности библиотек;
¾ составления локальных нормативных правовых документов библиотеки;
¾ разработки программ по повышению квалификации и переподготовки библиотечных кадров.
Учебный курс «Научно-методические службы библиотек» читается в объеме 166 академических часов и включает лекционные (46 часов), семинарские (48 часов) и практические (42 часа) занятия. Обучение носит как теоретический, так и практический (прикладной) характер. Предусмотрено проведение аудиторных практических занятий в форме тренингов, анализа смоделированных ситуаций, принятия методических решений, консультаций библиотекарям-практикам, деловых игр и других активных формах. Наряду с аудиторными занятиями предусмотрено посещение библиотек, а также самостоятельная работа обучающихся, что содействует активизации их творческого потенциала. С целью промежуточного контроля по рекомендации педагога выполняются самостоятельные практические задания и рубежное тестирование (контрольные работы). Курс предусматривает экзамен в первом семестре и зачет во втором семестре.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для студентов ФИДК
Номер раздела темы | Название раздела темы | Количество аудиторных часов | Ссамостоятельная работа тсудентов | Иное | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | |||||
Введение | ||||||||
Тема 1. Основы научно-методической работы | ||||||||
Тема 2.Научно-методические службы библиотек и организация их работы | опрос | |||||||
Тема 3.Аналитическая деятельность научно-методической службы. Методический мониторинг | опрос | |||||||
Тема 4Консультационно-методическая помощь библиотекам | конспект литературы | |||||||
Тема 5. Повышение квалификации библиотечных кадров | ||||||||
Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек | тесты | |||||||
Тема 7. Виртуальные научно-методические службы библиотек | видеопрезентация | |||||||
ВСЕГО |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для факультета заочного обучения
Номер раздела темы | Название раздела темы | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студентов | Иное | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | |||||
Введение | ||||||||
Тема 1. Основы научно-методической работы | ||||||||
Тема 2.Научно-методические службы библиотек и организация их работы | опрос | |||||||
Тема 3.Аналитическая деятельность научно-методической службы. Методический мониторинг | опрос | |||||||
Тема 4Консультационно-методическая помощь библиотекам | конспект | |||||||
Тема 5. Повышение квалификации библиотечных кадров | ||||||||
Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек. Виртуальные научно-методические службы библиотек | тесты | |||||||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Предмет и задачи курса. Место курса в системе подготовки библиотечных специалистов. Взаимосвязь курса с дисциплинами гуманитарного комплекса, его роль и значение в цикле библиотековедческих дисциплин. Структура курса, формы учебной деятельности студентов при изучении дисциплины, основная и дополнительная литература.
Тема 1. Основы научно-методической работы
Научно-методическая работа как сущностная составляющая деятельности научно-методических служб: принципы, цели, задачи, ключевые элементы. Значение и роль научно-методической работы в совершенствовании деятельности библиотек (определение путей повышения эффективности работы, освоение новшеств, повышение квалификации библиотечных кадров, разработка стратегии развития). Формы и методы научно-методической работы. Терминологический анализ понятий: «методическое руководство», «методическое обеспечение»,«методическая помощь», «методическая служба», «метод», «методика», «методист», «анализ», «библиотечная статистика», «мониторинг», «методический мониторинг», «статистический мониторинг», «библиотечная технология», «показатель», «прогнозирование», «повышение квалификации библиотечных кадров» и т.д. Методическое обеспечение библиотек как главное предназначение научно-методических служб. Принципы методического обеспечения: научность, активность, рекомендательность, дифференцированный подход, выделение главного звена, непосредственная связь с библиотеками, оперативность, систематичность, плановость. Функции методического обеспечения: организаторская, информационная, педагогическая, научно-исследовательская. Взаимосвязь научно-исследовательской и научно-методической деятельности. Основные направления методического обеспечения: консультационно-методическая помощь библиотекам, управление инновациями, повышение квалификации библиотечных кадров. Библиотечное законодательство: базовые законы и подзаконные акты, нормативно-регламентирующие документы.
Семинар.
Аудиторные практические занятия.