Molto allegro Л. Бетховен. Соната № 12, ч. II
В данном случае это обусловлено тем, что секвентному перемещению подвергаются относительно крупные построения — предложения периода, являющиеся не простыми звеньями секвенции, а разделами формы.
В учебных занятиях исполнение заданной секвенции считается законченным тогда, когда она доходит до повторения первоначального звена октавой (двумя, тремя октавами) выше или ниже.
Виды секвенций
По тональному признаку секвенции подразделяются на два вида:
1) тональные (или диатонические) и
2) модулирующие (последние имеют две разновидности — хроматические и транспонирующие).
Тональной называется секвенция, не выходящая за пределы данного лада. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности. Поэтому при сохранении в целом общих контуров мелодико-ритмического рисунка или гармонических оборотов внутри звеньев, тоновая величина встречающихся в них одинаковых по наименованию интервалов (или, соответственно, интервальная структура аналогичных аккордов) то и дело меняется, что, однако, не нарушает целостности самой секвенции.
Модулирующей называется секвенция, в процессе развития которой все время происходят тональные сдвиги.
Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.
Различие между хроматической и транспонирующей разновидностями модулирующей секвенции состоит в том, что первая из них развивается по родственным тональностям (то есть по тональностям диатонического родства), во второй же непосредственно сопоставляются самые различные неродственные тональности, так как перемещение делается, как правило, на какой-либо неизменный интервал (например, по малым секундам или большим терциям и т. п. ).
При этом следует иметь в виду, что при перемещении по разновеликим терциям (например, б. 3 — м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д. ) или чистым квартам хроматическая секвенция может в итоге привести к далеким тональностям (по отношению к первоначальной), хотя между соседними звеньями все время будут сохраняться родственные тональные соотношения.
Поскольку среди родственных тональностей есть и мажорные, и минорные, то в хроматической секвенции необходимо делать поправки, соответствующие ладовому наклонению тех или иных звеньев. В транспонирующей же секвенции ладовое наклонение в звеньях не меняется и, следовательно, повторение первоначального мотива будет абсолютно точным, что, собственно, и определило само название этой разновидности модулирующей секвенции. В приведенных ниже примерах образцы секвенций даны в таком порядке: тональная (диатоническая) и две модулирующих — хроматическая и транспонирующая.