Для текущего, промежуточного контроля
И самостоятельной работы студентов
Вариант № 1
1. Этика – это …
а) учение о морали, о нравственном освоении человеком действительности;
б) совокупность норм и правил поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни;
в) совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.
2. Практической философией этику называл …
а) И. Кант;
б) А. Швейцер;
в) Аристотель.
Этика как теория морали возникла в _____обществе.
а) в первобытном;
б) в рабовладельческом;
в) феодальном.
4. Задачей этики является…
а) описание, объяснение, анализ и оценка морали;
б) создание моральных законов;
в) осуществление контроля поведения людей в обществе.
5. В этике как области знания понятия «этика», «мораль», «нравственность» …
а) взаимозаменяемы, также как и в общекультурной лексике;
б) имеют следующий смысл: этика – наука, а мораль (нравственность) – предмет, изучаемый этикой;
в) до сих пор не имеют устойчивых, общезначимых определений.
6.Мораль не является …
а) формой общественного сознания;
б) важной составной частью духовной культуры общества;
в) наукой.
Концепции объясняют мораль как прирожденное свойство человека, имеющее свои истоки в природной среде.
а) натуралистические;
б) религиозные;
в) субъективно-идеалистические.
8. Представителями материалистического направления в этике являются…
а) Б.Рассел, Р. Карнап;
б) К.Маркс, Ф. Энгельс;
в) А. Камю, Ж.П. Сартр.
Один из высших принципов морали, суть которого в вере в безграничные возможности человека и его способность к совершенствованию, к разумному переустройству мира в целях достижения счастья.
а) гуманизм;
б) патриотизм;
в) единство свободы и ответственности.
10. Две формы общественного сознания и общественных отношений, выполняющие общую социальную функция регулирования поведения людей в обществе – это…
а) мораль и право;
б) мораль и политика;
в) мораль и религия.
Вариант № 2
1. Древнегреческое слово «ethika» служит аналогом латинскому понятию…
а) «anima»;
б) «moralis»;
в) «anticus».
2. И. Кант считал этику …
а) «философией убеждения»;
б) «основой культуры»;
в) «практической философией».
3. Этика – это…
а) область философского знания, исследующая универсальные законы регулирования отношений между людьми;
б) совокупность норм и правил поведения людей (реализуется в их поступках);
в) объективные оценки поступков людей; высокие принципы.
4. Мораль возникла вместе с человеком и обществом и в зависимости от уровня развития последнего подразделяется на типы: …
а) античная, средневековая, буржуазная, современная;
б) первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и мораль современного информационного общества;
в) восточная, западная.
5. Мораль – это …
а) особая наука, область знания;
б) социальный институт, являющийся необходимым условием нормального функционирования общества и духовным фундаментом его единства;
в) характерные для определенных видов деятельности нормы, стандарты, требования, которые считаются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей.
6. Натуралистические концепции утверждают …
а) божественное происхождение морали;
б) биологическую заданность нравственных свойств людей;
в) - мораль детерминирована социально-экономическими и духовными условиями жизни людей, выражает отношение личности к миру.
Согласно _______ концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей.
а) креационисткой;
б) социально-исторической
в) натуралистической
8. Современная антропоцентристская этика придерживается следующих позиций:
а) основа морали – стремление к счастью;
б) мораль гуманистична и активна, формирует идеал человека, отвечает на вопрос о смысле жизни, исходя из понимания человека не как средства, а как цели;
в) источником морали является Бог.
Взаимосвязь таких форм общественного сознания, как ___ __ и ____ выражается в единстве нравственного и эстетического в явлениях общественной жизни.
а)мораль и искусство;
б) мораль и религия;
в) мораль и наука.
10. Элементами структуры этического знания не являются
а) законы нравственности;
б) категории этики;
в) уголовный и гражданский кодекс.
Литература
1. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум. -2-е изд.. испр. И доп. – Мн: ТетраСисттемс, 1997. -365с. С.5-55
2. Основы этических знаний Учебное пособие для вузов/ Под ред. Росенко М. -2-е изд., испр. И доп. –СПб: Лань, 2002. -223с.С.3-24
3. КондрашовВ.А., Чичина Е.Н. Этика. Эстетика:Учебное пособие для вузов. –Ростов н/Д: Феникс, 1998. -509с.С. 15-147
4. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет: Учеб. Пособие для вузов. –М.: Текст, 1998. -271с. С. 44-61, 62-88, 89-117.
5. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова: - Гардарики, 2001. -669с.
6. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288с
Тема 2.
Историческое развитие нравственности.
История этических учений
План
1. Донравственные формы социальной регуляции.
2. Традиционная нравственность. Этические учения древнего мира.
2.1 Индивидуалистически ориентированные этические учения Античности: софизм, абсолютизм, гедонизм, киники.
2.2 Субъективно-идеалистически ориентированные этические учения Античности: идеализм Платона, этика Аристотеля.
2.3 Этический субъективизм: эпикурейство, эвдемонизм Демокрита, стоицизм.
3. Нравы и этические учения Средневековья.
3.1 Христианская мораль Средневековья.
3.2 Сословно-корпоративный характер морали.
3.3 Официальная этическая доктрина: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.
3.4 Субъективистские этические учения: Иоанн Скотт Эриугена, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский, Майстер Экхарт.
3.5 Этика Возрождения: Лоренцо вала, Пико дела Мирандола, Джордано Бруно.
4. Буржуазная мораль. Этические учения Нового времени.
4.1 Буржуазная этика. Этические взгляды Монтеня.
4.2 Английская школа этики: Томас Гоббс, Ф. Бэкон, А. Смит.
4.3 Французские материалисты: Клод-Адриан Гельвеций, Поль-Генрих-Дмитрих Гольбах, Жан-Жак Руссо.
4.4 Этический рационализм Спинозы.
4.5 Этическая система И.Канта.
4.6 Этика Ф.Ницше.
5. ХХ век: нравственные системы западного и советского общества. Этические учения ХХ века.
6. Современная нравственность и ее перспективы: «прогрессивистский» и скептический взгляды.
Основные понятия
Софизм, абсолютизм, гедонизм, киники, скептицизм, эпикурейство, эвдемонизм, идеализм, стоицизм, буржуазная этика, этический рационализм, христианская мораль, теория разумного эгоизма, сенсуалистическая этика, утилитаризм, категорический императив Канта, теологическая этика, материалистическая этика, неопозитивизм, экзистенциализм, феноменологизм, персонализм.
Вопросы для самоконтроля
1. Требования первобытной морали имели всеобщий обязательный характер. В чем это выражалось?
2. В классовом обществе мораль имеет классовый характер. Обоснуйте это утверждение.
3. Каковы нравственные позиции гедонистов, киников и Эпикура?
4. Представители какой этической школы Античности провозглашали человека мерой всех вещей?
5. Какой вклад в разработку этики, как науки, внесли Платон и Аристотель?
6. Каковы особенности сословно-корпоративной морали Средневековья?
7. Какова идеологическая функция христианской этики? Назовите основные положения евангельской моральной доктрины.
8. Укажите путь формирования христианской этики от патристики к схоластике и назовите основных ее авторов.
9. В чем проявляется этический дуализм народно-еретических движений Средневековья?
10. Какое влияние оказали идеи эпохи Возрождения на моральное сознание общества?
11. Назовите характерные черты скептицизма в этике Монтеня.
12. Что общего в этике Декарта, Спинозы и Гоббса? В чем различия?
13. Назовите основные школы сенсуалистической этики, их авторов. Укажите их общие черты и различия.
14. В чем заключается историческая роль Канта, Гегеля и Фейербаха в разработке теории этики?
15. Каковы основные черты марксистской этики?
16.Какие этические школы современности Вам известны?
17. Сформулируйте «золотое правило нравственности».