С какими преподавателями вы вступили бы в конфликт, если бы не опасались последствий открытого столкновения?
Итак, что студенты понимают под ситуацией “конфликт с преподавателем”?
Отсутствие взаимопонимания - 36(26%);
Разногласия по какому-либо вопросу, разные точки зрения - 29(21%);
Проявление неприязни, предвзятости, плохого отношения - 24(18%);
Нежелание выслушать студента и пойти ему навстречу - 16(12%);
Проблемы при проверке и оценке знаний (необъективность, невозможность улучшить результаты) - 9(7%);
Студент ругается с преподавателем - 7(5%);
Спор - 5(4%);
Вызывающее поведение студента, его легкомысленное отношение к учебе - 4(3%);
Абсолютное нежелание пойти навстречу друг другу - 4 (3%);
Дисциплинарные действия преподавателя - 3(2%);
Неправильные действия преподавателя, вызывающие ответную реакцию студента - 3(2%);
То, чего надо избегать - 1(1%);
Не встречался - 4(3%);
Нет ответа 6 - (4%).
Таким образом, большая часть опрошенных понимает конфликт как наличие разногласий и отсутствие взаимопонимания.
Как Вы относитесь к конфликтам с преподавателем? Поясните свою позицию.
Отрицательно - 75(55%), так как:
опасаюсь последствий (оценки на экзамене и т.п.) - 35(26%);
Мешают учебному процессу - 6(4%);
Надо находить компромисс в любой ситуации - 5(4%);
Ничего не изменится - 5(4%);
Преподаватель имеет больше власти (“всегда прав”) - 5(4%);
Они неизбежны - 3(2%).
Должен предупреждать преподаватель - 1(1%);
Лучше не конфликтовать, я не конфликтую - 20(15%);
Нормально - 8(6%);
Безразлично - 8(6%);
По-разному, в зависимости от ситуации - 5(4%);
Не боюсь - 1 (1%);
Тревожно, боюсь - 4 (3%);
Пытаюсь избегать, но иногда нужно и отстоять свои интересы - 2(1%);
Хорошо, если это культурный спор - 3(2%);
Нужно выходить умно, с пользой для себя и уважением к преподавателю - 1(1%);
Не знаю - 2(1%).
Таким образом, подавляющее большинство опрошенных отрицательно относятся к конфликтам с преподавателями, т.к. опасаются последствий. Положительный потенциал конфликта видят только 10% респондентов.
3. Случалось ли Вам быть в роли оппонента конфликта с преподавателем?
Нет - 81(60%);
Да - 52(38%);
Т.к. я спокойный (неконфликтный) человек (стараюсь избегать, не конфликтую) – 34;
Редко – 25;
Один раз – 16;
Опасаюсь последствий – 12;
Часто – 6;
Ни к чему не приведет – 7;
Не имею претензий, студент должен учиться – 4.
Таким образом, большая часть студентов стараются избегать конфликтов с преподавателями, а из тех, кто вступает в конфликт, делают это редко.
Какие ситуации в процессе учебных занятий вызывают у Вас чувство тревоги?
Семинарские, практические, лабораторные занятия – 26(19%);
Срезы, контрольные работы, опросы - 19(14%);
Никакие - 20(15%);
Когда не готов к занятию - 18(13%);
Некорректное или непрофессиональное поведение преподавателя (напряженные отношения, угрозы не сдать сессию, слишком строгий …) - 18(13%);
Защита курсовых, зачеты, экзамены – 13(10%);
Нехватка времени, что-то не понимаю - 9(7%);
Производственная практика - 8(6%);
Неожиданные контрольные работы - 8(6%);
Лекция - 2(1%);
Нет ответа - 4(3%).
Таким образом, большинство студентов испытывают чувство тревоги в некоторых ситуациях учебного процесса, связанных, как правило, с проверкой знаний. Отметим также и влияние личностных особенностей преподавателя на ситуативную тревожность студентов.
Какие действия преподавателя вызывают у Вас чувства раздражения, нетерпения, злобы?
Нарушения педагогической этики: (грубость, высокомерие, раздражительность, повышение голоса, старается унизить студента, неуважительное отношение к студентам) - 63 (46%);
Ошибки в организации дидактического взаимодействия: (быстрый темп лекции, не отвечает на вопросы студентов, невнятная, неграмотная речь, “читает по бумажке”, мало дает и много спрашивает и т.п.) - 46 (34%);
Несправедливость, необъективность, непонимание, нежелание выслушать, пойти навстречу - 38(28 %);
Ошибки при контроле и коррекции знаний - 10 (7%);
Некомпетентность, непрофессионализм, халатное отношение к своим обязанностям - 7(5%);
Нарушение формальных рамок (опоздание, задерживает после звонка, звонки мобильных телефонов) - 4(3%);
Никакие - 4(3%);
Нет ответа - 2(1%).
Таким образом, у большей части респондентов вызывают чувство раздражения и злобы нарушение преподавателями педагогической этики, а также ошибки дидактического характера.
С какими преподавателями вы вступили бы в конфликт, если бы не опасались последствий открытого столкновения?
Указаны конкретные фамилии - 16(12%);
Который нарушает педагогическую этику (придирается к студентам, грубит, кричит и т.п., неодинаково относится к платникам и бюджетникам) - 8(6%);
Со многими - 8(6%);
С любым - 9(7%);
Со всеми - 5(4%);
Несправедливыми, чрезмерно строгими и злыми - 6(4%);
Который не нравится - 5(4%);
Не хотят понять студентов - 4(3%);
Ставит необъективные оценки - 4(3%);
С некоторыми - 2(1%);
Понимающими, гибкими, опытными - 2(1%);
Молодым и амбициозным - 1(1%);
Некоторыми пожилыми - 1(1%);
Таких нет - 42(30%);
Нет ответа - 29(21%).