Достижение воспитательных результатов во внеурочной деятельности
Социально-педагогическая обоснованность – потребность подростка в расширении социализации, в активной социальной деятельности, утверждении себя через взаимодействие в различными субъектами социальной среды, определение собственного статуса в группе сверстников. Формирование социальной ответственности и компетентности - как результата реализации программы воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ОО).
Цель – определение видов и форм внеурочной деятельности для формирования у подростков социальных компетенций на основе общественных национальных ценностей и моделей социального поведения.
Направление воспитания – воспитание социальной ответственности и компетентности.
Виды внеурочной деятельности – познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая.
Внеурочное мероприятие «Лыжный поход выходного дня к роднику Таловские чаши»
Социально-педагогическая обоснованность - обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения в природе способствует снижению несчастных случаев в туристских походах и просто в любом выходе на природу. Коллективное решение разных сложных задач в экстремальных условиях сибирской зимы дает широкие возможности воспитания социальной ответственности и компетентности.
Цель – привлечение школьников к активному образу жизни, формировании у ребят культуры поведения в группе, навыков коллективной работы и взаимопомощи.
Направление воспитания – воспитание безопасного личного поведения в походе в экстремальных условиях сибирской зимы, воспитание правильного коллективного поведения.
Виды внеурочной деятельности – познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая.
Уровни достижения воспитательного результата | Название формы и тип взаимодействия | Воспитательная задача, ориентированная на конечный результат | Планируемые результаты | Диагностические показатели результата | Методики диагностики |
Приобретение школьником новых социальных знаний | 1. Детские исследовательские проекты (при подготовке к мероприятию) 2. Групповые занятия для отработки специальных умений 3. Мастер класс по подготовке личного и группового туристского снаряжения. | 1. Организовать исследовательскую деятельность для расширения знаний воспитанников о происхождении травертиновых родников Томской области 2. Лыжные прогулки и тренировки по технике лыжного туризма. 3. Подготовить мастер-класс по подготовке лыж и бивачного снаряжения к турпоходу. | 1. Участия в разработке и реализации исследовательских проектов действия в автономии в природных условиях. 2. Приобретение навыков ходьбы и преодоления препятствий на лыжах. Знание способов профилактики переохлаждения и пердоврапом при обморожениях. 3. Приобретение навыков разведения костра в зимних условиях, установки лыжных креплений, обработка скользящей поверхности лыж, изготовлению спецбахил. | 1. Умение представить и защитить проект. 2. Правильное выполнение технических приёмов преодоления препятствий на лыжах, правильные навыки по оказанию пердоврапом. 3. Правильно разведённый костер, хорошее скольжение лыж и крепкие крепления, удобные бахилы, сшитые своими руками с помощью товарищей. | 1. Дискуссия, обсуждение, Таблица активности участников. 2. Оценочный лист (техника, скорость, безопасность и т.д.) 3. Фиксированное наблюдение, оценочный лист (время разведения костра и закипания воды). |
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | 1.. Практическое занятие 2. Групповые лыжные прогулки. 3. Поход выходного дня | 1. и 2. Организовать взаимодействие внутри группы на подготовительных мероприятиях по пердоврапом, лыжной подглтовке. 3. Организовать взаимодействие и взаимопомощь при подготовке и непосредственно в лыжном походе. | 1. Умение видеть опасности и избегать их. 2. Уметь сохранять работоспособность самому в условиях холода и помогать товарищам при необходимости. 3. Создание комфортной атмосферы дружеского общения, установки культуры поведения в группе, умение решать конфликты мирными способами. | 1,2. Правильное определение проблемы, пути ее решения в нестандартных и даже экстремальных условиях. 3. Дисциплина в группе, взаимовыручка и поддержка, дружная коллективная работа при движении группы на маршруте и при постановке бивака. | 1. Беседа, оценочный лист 2. Фиксированное наблюдение, таблица активности. 3. Анкетирование, социальный опрос, отслеживание инициативы и результативности деятельности. |
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия | Лыжный поход к памятнику природы Томской области «Таловские чаши» с выполнением краеведческого задания по обследованию окружающего леса. | Организовать дружное комфортное коллективное взаимодействие участников группы в экстремальных условиях зимнего похода, направленное на эффективное преодоление возникающих трудностей и проблем. | 1. Применение на практике полученных при подготовке навыков и умений, закрепление знаний о происхождении травертиновых родников Томской области. 2. Умение выстраивать безопасное поведение в сложных природных условиях, видеть опасности, предупреждать и избегать их, индивидуально и коллективно справляться с возникающими трудностями. | 1. Успешная реализация краеведческого задания в составе рабочих команд (по 2-3 человека) в условиях зимнего похода с последующим обсуждением результатов. Выполнение роли капитана команды или опытного участника, способного помогать новичкам | Наблюдение, анкетирование, Обсуждение, оценочный лист .Участие в конференции с докладом о проведенных исследованиях. |
Возможности реализации проекта в различных социальных ситуациях – школьный класс, семейная группа, корпоративное мероприятие, и т.д.
Реализация мероприятия на уровне группы - учреждения – на областном уровне (слет юных туристов-краеведов).
Использованные источники.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия: Стандарты второго поколения – М. : Издательство Просвещение, 2009. – 224 с.
2. Базарный, Ф.В. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / Ф.В. Базарный // Практическое пособие. – Москва: АРКТИ, 2005. – С. 176.
3. Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы Безопасности Жизнедеятельности» №2, 2011
4. В.П. Парначев, С.В. Парначев. Геология и полезные ископаемые окрестностей города Томска. Справочное пособие. ТГУ. Г.Томск, 2010г.
5. Ищенко М.Г. Как собраться в поход. Методическое пособие. ДДЮ Кедр, 2005г.