Уважаемые руководители системы образования земли Княгининской, дорогие педагоги!
От всей души примите поздравления с началом нового учебного года.
Русской школе всегда было присуще высокое качество образования. И это всегда зависело от учителя, обладавшего не только высокой научной подготовкой по своей специальности и родственным предметам, не только разнообразными дидактическими и методическим приемами, но и высочайшими личностными качествами.
Сегодня учителю важно владеть инновационными технологиями, быть тонким психологом, человеком с высоким уровнем творчества. Иначе ему просто не зачем быть в школе, поскольку он будет не интересен детям. И вместе с тем, личностные качества остаются сердцевиной любой характеристики педагога, его профессиональной компетентности.
Учительское призвание – это еще и дар Божий, своеобразное служение. Верным признаком это дара являются: искренняя любовь к учительскому труду, искренняя любовь к детям и, особенно, радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Обладающий такими признаками учитель способен воспитать в себе подлинные духовные способности. Призвание, как черта личности, по мнению святителя Филарета Московского, проявляется в прозорливости педагога в деле учительском. Только учитель по призванию способен на любовь к детям, справедливость, сотрудничество.
Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней животворящей радостью. Истинная, живая вера воссоединяет личное учительское призвание с его признанием от Бога.
С точки зрения Православия в основе всех нравственных качеств воспитателя лежит религиозность. Исповедование учителем Православия не только умом и словом, но сердцем и жизнью должно пронизывать все чувства, намерения и дела учителя. Вера помогает ему, укрепляет дух, дает силы. Религиозный учитель смотрит на свое дело как на служение Богу и детям. Не даром великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Кто не имеет религии, не чувствует к ней потребности, не может воспитывать детей».
Среди нравственных качеств учителя, которые играют существенную роль в его деятельности, во влиянии на детей, выделяются любовь к детям и своей профессии. Истинная христианская любовь строга и наставительна, бдительна в предохранении ребенка от дурного. Она справедлива в похвале и порицании. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка.
Христианская любовь к детям и своей профессии помогает раскрыть духовный потенциал ученика, помочь растущему человеку оценить свои возможности, сохранить свое человеческое достоинство.
Настоящий педагог обязан осознавать духовные потребности своего народа, уважение его традиций. Учитель-патриот должен гордиться славными делами предков, жить в любви к Отечеству и воспитывать в верности и любви к Родине учеников. Принцип народности должен лежать в основе педагогической деятельности современного православного учителя. Учитель не имеет право на политическую наивность и неинформированность в политических событиях в стране и вокруг нее.
Деятельность православного педагога многогранна, поскольку вытекает из таких понятий как Родина, Россия, культура своей земли, духовность и нравственность, история родного края, любовь и уважение к предыдущим поколениям, понимание значимости в истории мировой культуры. Народная мудрость гласит: «Нельзя передать детям то, чего сам не имеешь». Нельзя в детях воспитывать патриотизм, если сам не любишь Родину.
Учитель должен иметь твердо установившийся характер, иметь определенные правила и цели и согласовывать с ними свои мысли, слова и поступки. Последовательность в правилах и настойчивость в осуществлении требований и проведении своих взглядов лежат в основе воспитания сознательной дисциплину у учащихся.
Учитель обязан добросовестно выполнять все свои должностные обязанности. Должен постоянно следить за собой, за своей речью, сердцем и образом жизни как в школе, так и вне её.
Учительское звание – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только время, но и все силы, всю энергию, свои способности, всего себя он посвящает школе. Русский православный педагог Рачинский отмечал: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – поэтому великий».
Какого учителя любят дети? В первую очередь, доброго и справедливого. Доброта есть стремление к совершению светлых, богоугодных дел. Учитель должен быть терпеливым, иметь к детям снисхождение и не раздражаться. Детей нельзя мерить взрослою мерой. Не годится при всякой неудаче и погрешности ребенка выходить из себя, гневаться, таким образом пытаясь добиться внимательности, послушания и памятливости. Личное самообладание учителя приобретается трудом, личным опытом и самонаблюдением. Учитель обязан заниматься самоанализом.
В какой школе хочется учиться и работать? В той, где в коллективе сложились ровные отношения доброжелательного сотрудничества, там где нет места сплетням, пересудам, зависти и превозношения, высмеивания и осуждение коллег. А еще в той, где с родителями установились добрые личные взаимоотношения, налажено сотрудничество с семьями обучающихся по вопросам обучения и воспитания. Каждый педагог обязан активно содействовать становлению этого сотрудничества.
От педагога, его профессиональной культуры, общечеловеческих качеств зависит эффективность работы с духовно-нравственным потенциалом ребенка. Учитель дает пищу уму и сердцу. Он воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: вкусы, привычки, оценки и многое другое повторяются в наших учениках – об этом нужно помнить. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Даже внешний вид педагога является образцом вкуса.
Может ли учитель быть «самовлюбленным павлином»? Конечно, может. Только тогда он вряд ли достигнет истинных вершин в педагогике. Подлинное нравственное достоинство учителя – иметь мужество признавать свои собственные ошибки и огрехи, делиться с детьми своей умудренностью, заблаговременно предупреждая их об опасностях и соблазнах современной жизни.
Настоящий учитель – в высшей степени самокритичная личность, умеющая в свете правды взвешивать свои недостатки и слабые стороны натуры.
Таким образом, развивая в себе личные качества как важнейшие компоненты профессиональной компетентности, педагог безусловно будет повышать и качество образования.
28 августа после Божественной Литургии в 11-00 храме города Княгинино состоится молебен на начало учебного года мы будем призывать Милость Божию на всех учащих и учащихся. Надеюсь, что в школах города нашими общими усилиями будет царить добрая и нравственная атмосфера.
Дорогие педагоги! Еще раз примите искренние и сердечные поздравления с началом нового учебного года. Надеюсь, что наше соработничество принесет добрый плод!».