Семинарское занятие № 4 (2 часа).

Тема: Взаимодействие с социальными, правоохранительными и другими учреждениями по работе с неблагополучной семьей.

1. Взаимодействие социального педагога с учреждениями социальной защиты и социального обслуживания в работе с неблагополучной семьей.

2. Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами в работе с неблагополучной семьей.

3. Межведомственное взаимодействие институтов социума по предупреждению семейного неблагополучия.

4. Взаимодействие с другими учреждениями и организациями в работе с неблагополучной семьей.

Перечень тем рефератов

  1. Профессиональная деятельность социального педагога с семьями группы риска: задачи, содержание, формы.
  2. Профессиональная деятельность социального педагога с неблагополучной семьей.
  3. Деятельность социального педагога с малообеспеченными семьями.
  4. Деятельность социального педагога с многодетными семьями.
  5. Деятельность социального педагога с асоциальными семьями.
  6. Деятельность социального педагога по профилактике неблагополучия в семье.
  7. Деятельность социального педагога с неполными семьями.
  8. Деятельность социального педагога по диагностике неблагополучной семьи.
  9. Деятельность социального педагога по социальной реабилитации неблагополучных семей.
  10. Деятельность социального педагога по коррекции семейных отношений.
  11. Деятельность социального педагога по организации досуговой деятельности семей и детей.
  12. Организация деятельности социального педагога с неблагополучными семьями в учреждениях системы образования.
  13. Содержание деятельности социального педагога с неблагополучными семьями в учреждениях социальной защиты.
  14. Особенности деятельности социального педагога с различными категориями семей.

a. Проблемы социализации ребенка в неблагополучной семье.

b. Методы диагностики неблагополучной семьи.

c. Методика социального патронажа и надзора неблагополучной семьи.

d. Методика социально-педагогического консультирования неблагополучной семьи.

e. Методы психолого-педагогического просвешения родителей.

f. Методы формирования потребности в здоровом образе жизни.

g. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучной семьи.

h. Профилактика семейного неблагополучия.

i. Социально-педагогическая деятельность с семьями группы риска.

j. Методика деятельности социального педагога по лишению родительских прав.

k. Взаимодействие социального педагога с учреждениями социальной защиты и социального обслуживания в работе с неблагополучной семьей.

l. Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами в работе с неблагополучной семьей.

m. Взаимодействие с другими учреждениями и организациями в работе с неблагополучной семьей.

n. Международные нормативные акты как основа социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей.

Проанализировать ситуации

Ситуация 1. Классный руководитель 4-го класса обратилась к социальному педагогу по поводу поведения одного из учеников.

Андрей систематически избивает одноклассников, дети его боятся, он запугивает их своими старшими братьями и друзьями. Мальчик очень агрессивный, заставляет на переменах детей заниматься борьбой. Одна девочка пожаловалась маме, что Андрей её ударил, и родители обратились за помощью к классному руководителю.

В ходе беседы с классным руководителем социальный педагог узнала, что Андрей из многодетной семьи, воспитывает его мама, отец находится в местах лишения свободы, семья состоит на учёте как неблагополучная. Мама не уделяет должного внимания воспитанию детей, неоднократно привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Андрей очень агрессивный и озлобленный мальчик.

Ситуация 2. В начале учебного года социальному педагогу школы позвонила социальный педагог детского сада и попросила написать ходатайство о лишении родительских прав родителей ученика 1-го класса Вадима (в КДН в ближайшее время должен был рассматриваться вопрос о лишении родителей Вадима родительских прав).

Ситуация 3. В сентябре 2014 г. в 1-й класс поступил ученик Ваня. При анализе социального паспорта класса выяснилось, что ребёнок проживает с бабушкой, мама его воспитанием не занимается, не интересуется жизнью сына.

Ситуация 4. Воспитанница интерната, первоклассница Настя ночует в интернате, а на выходные её забирают домой. В пятницу первой недели обучения за ней никто не пришёл, у девочки был номер телефона подруги мамы, и после звонка она приехала. В следующую пятницу за ней также никто не пришёл.

Ситуация 5. С сентября учебного года в школу-интернат зачислена ученица 7-го класса Мария В.Социальный педагог проанализировала социальную ситуацию в семье девочки: семья неполная, родители в разводе. Девочка ранее проживала у отца, но в анкете указано совместное проживание ребёнка с матерью. Социальный педагог взяла на контроль девочку, как ученицу, вновь прибывшую в школьный коллектив. По истечении двух недель обучения в школе-интернате с Марией проведена индивидуальная беседа по вопросам адаптации. Её социальная ситуация в семье анализировалась по материалам анкет, «Матрице анализа причин семейного неблагополучия». Определён статус семьи: многодетная, неполная, мать злоупотребляет спиртными напитками, условия для проживания ребёнка в семье неблагоприятные. В результате беседы с девочкой социальный педагог узнаёт, что родители совместно не проживают, мать нигде не работает, они уже несколько раз меняли место жительства.

Ситуация 6. Ученица Анна, 14 лет, воспитанница школы-интерната, прекращает в первой четверти учебные занятия. Социальный педагог знакомится с ситуацией в семье девочки: родители злоупотребляют алкоголем, в квартире, где они проживают, притон, отец не работает. Девочка сожительствует с молодым человеком из соседней квартиры, имеется подозрение о её беременности.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) Основная литература:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.

3. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.А. Мардахаева. - М., 2002.

4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. - М.: Академический проект, 2003.

5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005.

6. Никитина Н.И.. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.

9. Сигида Е.А., Бабкин Н.И., Беззубик К.В., Лукьянова И.Е. Содержание и методика социальной работы. – М., 2005.

10. Социальная педагогика/ Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

12. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.

13. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

14. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.

б) Дополнительная литература:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.

2. Ахмадеев А.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое и справочное пособие. – Уфа, 2003.

3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.

4. Юричка Ю.И., Волков В.А., Мымрина И.В. Изучение и предупреждение девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. - М. - Уфа, 2001.

5. Юричка Ю.И., Салимов Н.Р. Изучение, предупреждение и разрешение конфликтов в школе. – М., 2004.

6. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология. - М. - Уфа, 2002.

Наши рекомендации