Семинарское занятие № 4 (2 часа).
Тема: Взаимодействие с социальными, правоохранительными и другими учреждениями по работе с неблагополучной семьей.
1. Взаимодействие социального педагога с учреждениями социальной защиты и социального обслуживания в работе с неблагополучной семьей.
2. Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами в работе с неблагополучной семьей.
3. Межведомственное взаимодействие институтов социума по предупреждению семейного неблагополучия.
4. Взаимодействие с другими учреждениями и организациями в работе с неблагополучной семьей.
Перечень тем рефератов
- Профессиональная деятельность социального педагога с семьями группы риска: задачи, содержание, формы.
- Профессиональная деятельность социального педагога с неблагополучной семьей.
- Деятельность социального педагога с малообеспеченными семьями.
- Деятельность социального педагога с многодетными семьями.
- Деятельность социального педагога с асоциальными семьями.
- Деятельность социального педагога по профилактике неблагополучия в семье.
- Деятельность социального педагога с неполными семьями.
- Деятельность социального педагога по диагностике неблагополучной семьи.
- Деятельность социального педагога по социальной реабилитации неблагополучных семей.
- Деятельность социального педагога по коррекции семейных отношений.
- Деятельность социального педагога по организации досуговой деятельности семей и детей.
- Организация деятельности социального педагога с неблагополучными семьями в учреждениях системы образования.
- Содержание деятельности социального педагога с неблагополучными семьями в учреждениях социальной защиты.
- Особенности деятельности социального педагога с различными категориями семей.
a. Проблемы социализации ребенка в неблагополучной семье.
b. Методы диагностики неблагополучной семьи.
c. Методика социального патронажа и надзора неблагополучной семьи.
d. Методика социально-педагогического консультирования неблагополучной семьи.
e. Методы психолого-педагогического просвешения родителей.
f. Методы формирования потребности в здоровом образе жизни.
g. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучной семьи.
h. Профилактика семейного неблагополучия.
i. Социально-педагогическая деятельность с семьями группы риска.
j. Методика деятельности социального педагога по лишению родительских прав.
k. Взаимодействие социального педагога с учреждениями социальной защиты и социального обслуживания в работе с неблагополучной семьей.
l. Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами в работе с неблагополучной семьей.
m. Взаимодействие с другими учреждениями и организациями в работе с неблагополучной семьей.
n. Международные нормативные акты как основа социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей.
Проанализировать ситуации
Ситуация 1. Классный руководитель 4-го класса обратилась к социальному педагогу по поводу поведения одного из учеников.
Андрей систематически избивает одноклассников, дети его боятся, он запугивает их своими старшими братьями и друзьями. Мальчик очень агрессивный, заставляет на переменах детей заниматься борьбой. Одна девочка пожаловалась маме, что Андрей её ударил, и родители обратились за помощью к классному руководителю.
В ходе беседы с классным руководителем социальный педагог узнала, что Андрей из многодетной семьи, воспитывает его мама, отец находится в местах лишения свободы, семья состоит на учёте как неблагополучная. Мама не уделяет должного внимания воспитанию детей, неоднократно привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Андрей очень агрессивный и озлобленный мальчик.
Ситуация 2. В начале учебного года социальному педагогу школы позвонила социальный педагог детского сада и попросила написать ходатайство о лишении родительских прав родителей ученика 1-го класса Вадима (в КДН в ближайшее время должен был рассматриваться вопрос о лишении родителей Вадима родительских прав).
Ситуация 3. В сентябре 2014 г. в 1-й класс поступил ученик Ваня. При анализе социального паспорта класса выяснилось, что ребёнок проживает с бабушкой, мама его воспитанием не занимается, не интересуется жизнью сына.
Ситуация 4. Воспитанница интерната, первоклассница Настя ночует в интернате, а на выходные её забирают домой. В пятницу первой недели обучения за ней никто не пришёл, у девочки был номер телефона подруги мамы, и после звонка она приехала. В следующую пятницу за ней также никто не пришёл.
Ситуация 5. С сентября учебного года в школу-интернат зачислена ученица 7-го класса Мария В.Социальный педагог проанализировала социальную ситуацию в семье девочки: семья неполная, родители в разводе. Девочка ранее проживала у отца, но в анкете указано совместное проживание ребёнка с матерью. Социальный педагог взяла на контроль девочку, как ученицу, вновь прибывшую в школьный коллектив. По истечении двух недель обучения в школе-интернате с Марией проведена индивидуальная беседа по вопросам адаптации. Её социальная ситуация в семье анализировалась по материалам анкет, «Матрице анализа причин семейного неблагополучия». Определён статус семьи: многодетная, неполная, мать злоупотребляет спиртными напитками, условия для проживания ребёнка в семье неблагоприятные. В результате беседы с девочкой социальный педагог узнаёт, что родители совместно не проживают, мать нигде не работает, они уже несколько раз меняли место жительства.
Ситуация 6. Ученица Анна, 14 лет, воспитанница школы-интерната, прекращает в первой четверти учебные занятия. Социальный педагог знакомится с ситуацией в семье девочки: родители злоупотребляют алкоголем, в квартире, где они проживают, притон, отец не работает. Девочка сожительствует с молодым человеком из соседней квартиры, имеется подозрение о её беременности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) Основная литература:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
3. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.А. Мардахаева. - М., 2002.
4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. - М.: Академический проект, 2003.
5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005.
6. Никитина Н.И.. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.
8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.
9. Сигида Е.А., Бабкин Н.И., Беззубик К.В., Лукьянова И.Е. Содержание и методика социальной работы. – М., 2005.
10. Социальная педагогика/ Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.
12. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
13. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
14. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.
б) Дополнительная литература:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.
2. Ахмадеев А.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое и справочное пособие. – Уфа, 2003.
3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.
4. Юричка Ю.И., Волков В.А., Мымрина И.В. Изучение и предупреждение девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. - М. - Уфа, 2001.
5. Юричка Ю.И., Салимов Н.Р. Изучение, предупреждение и разрешение конфликтов в школе. – М., 2004.
6. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология. - М. - Уфа, 2002.