Недоступность адресных служб, отсутствие опыта обращения в подобные службы у молодежи и их родителей.
Приведем пример подобной программы:
Тема: «Юность – пора нравиться»
Тип программы: профилактически-развивающая.
Цель: оказание помощи старшеклассникам в осуществлении социально-психологической ориентации в проблемах межполовых отношений; поддержание и расширение позитивных взглядов, позиций и установок учащихся на проблемы межличностного полового общения.
Программа рассчитана на работу со смешанными группами старшеклассников.
Реализация программы возможна либо в рамках уроков школьного компонента, факультативных занятий, клубной работы (очевидны уровни степени обязательности участия).
Методы: информирование, беседа, социально-психологическая диагностика, групповая дискуссия, ролевая игра, упражнения на повышение точности межличностного восприятия и психогимнастика.
Структура программы включает четыре этапа (блока) занятий игрового и тренингового типа:
«Юноши и девушки водном кругу: два шага навстречу» – начальный этап групповой работы, предполагает выявление и анализ знаний, представлений, установок участников группы в сфере проблем межличностного полового общения;
«Ожидания и реальность: какие мы и какими мы себя видим?» – этап актуализации и анализа групповых эмоций связна с сообщением участникам новой эмоционально значимой информации и знаний о самих себе;
«Успешность взаимодействия: на собственном опыте…» – этап усиления группового взаимодействия и перехода на интерактивный уровень. От теоретического исследования вопросов межличностного восприятия – через анализа возможного приложения к абстрактным ситуациям – участники приходят к практическому анализу эмоционально значимых отношений. Главным здесь является прочувствование ситуации и «примеривание» ее на себя в процессе игрового и ролевого взаимодействия;
«Богатство отношений. Формула счастливого брака» - групповая работа строится на основе симбиоза существующих и приобретенных знаний, формирующихся и уже развитых установок, актуализирующихся эмоций и взаимодействия на интерактивном уровне.
Программа выстроена в логике процесса становления социальных установок: первоначально восприятие, знания, представления, взаимное информирование и ориентирование, общий анализ (когнитивный уровень); затем анализ актуализированных эмоций (эмоциональный уровень); заключительная стадия – поведенческие пробы посредством игровой практики (поведенческий уровень).
Другим направлением, учитывая специфику школы, выступает обучение психогигиеническим навыкам. Данное направление может дать результат только при организации диалогического общения и кооперативного взаимодействия детей и взрослых. Для создания этих условий необходимо формирование позитивной эмоциональной атмосферы, обучение взаимодействию в малых группах.
Организация работы в малых группах в рамках организованных занятий предполагает соблюдение нескольких этапов.
Этап 1. Планирование работы малых групп.
В соответствии с целью занятия (предлагаемого задания), продумывается принцип и способ разбивки класса на малые группы.
Этап 2. Подготовка учеников к работе в малых группах.
Разбивка класса на группы в соответствии с результатами планирования; рассаживание малых групп с учетом удобства выполнения предстоящей работы; распределение ролей в малых группах; сообщение инструкции; сообщение о форме отчетности малой группы; сообщение критериев оценки.
Этап 3. Контроль работы малых групп.
Контроль должен сочетаться с оказанием необходимых консультаций, иной помощи.
Этап 4. Оценка работы малых групп.
Этап 5. Завершение работы в малых группах.
Предполагает открытое обсуждение всего объема информации, наработанного малыми группами.
Вместе с тем, злоупотреблять организованным обучением, столь знакомым педагогам по принципам и формам организации, а потому предпочитаемым, не стоит, поскольку у детей срабатывает стереотип формализации (все, что предлагается на уроке обязательно и далеко не всегда интересно), корме того – в коллективных и групповых формах работы непросто решать задачи индивидуальной помощи.