Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики и психологии детства
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры 12.09.2013
протокол № 1
Зав. кафедрой, профессор
______________________Л.В. Трубайчук
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(для модульно-рейтинговой системы)
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика развития детей дошкольного возраста
Форма обучения: заочная
Составитель:
Пикулева Л.К., к.п.н., доцент
Челябинск 2013
Оглавление
1. Пояснительная записка | |
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
3. Образовательные технологии | |
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
5. Содержание курса | |
6. Рабочая программа | |
6.1. Тематическое планирование дисциплины | |
6.2. Содержание (модульной) рабочей программы | |
6.2.1. Модуль 1. Образование в России | |
6.2.2. Модуль 2. Педагогическая деятельность | |
6.2.3. Модуль 3. Педагогическая культура | |
6.2.4. Модуль 4. Профессиональное становление педагога | |
7. Методические материалы | |
7.1. Вопросы к экзамену | |
7.2. Терминологический минимум 7.3. Примерные темы контрольных, курсовых работ и рефератов 7.4. Примерное соотношение баллов текущего рейтинга 7.5. Критерии оценивания знаний на экзамене | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование.
Основной целью дисциплины является обеспечение начальных ориентаций студентов в области педагогической деятельности, осознание значимости образования и профессии педагога в обществе, развитие на этой основе у студентов мотивов личностного продвижения в системе непрерывного педагогического образования, желания осуществить профессиональную карьеру.
Образовательные задачи подразделяются на три взаимосвязанных блока соответствующие логике обучения.
Первый блок связан с освоением студентами образовательного содержания и предусматривает решение следующих задач:
-обеспечение первоначального вхождения студентов в мир педагогической реальности и формирование представления о сущности педагогической профессии и характере будущей профессиональной деятельности;
-способствование осознанию студентами своеобразия педагогической деятельности, гуманистической направленности педагогической науки и практики;
-ознакомление с образовательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях различных видов.
Второй блок связан с овладением студентами педагогическими умениями. В нем выделяются следующие задачи:
формирование навыков самостоятельной работы с педагогической литературой;
формирование умений описания и анализа педагогических фактов, ситуаций, явлений;
развитие умений публичного выступления и дискуссии на педагогические темы.
Третий блок направлен на развитие личности студента и включает в себя следующие задачи:
формирование интереса к образовательным и педагогическим проблемам, к творчеству в данной области;
формирование ответственности и инициативы;
побуждение к активному самопознанию и саморазвитию личности с позиции предстоящей педагогической деятельности.
В основу отбора содержания дисциплины положены следующие принципы:
1. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной психолого-педагогической науки, раскрытие сущности образования и педагогической профессии в развитии, в сопоставлении разных научных подходов.
2. Принцип интегративности, предполагающий рассмотрение изучаемых вопросов в системе научных знаний философии, истории, психологии, социологии, педагогики и др.
3. Принцип культурно-исторической преемственности традиций педагогической науки и практики, предполагающей рассмотрение образования во взаимодействии с культурой, раскрытие роли дошкольного образования в современной социокультурной ситуации.
Методические аспекты преподавания дисциплины определяются следующими принципами:
1. Принцип диалогичности, предполагающий постоянный диалог преподавателей и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым вопросам.
2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования и освоением специальности.
3.Принцип развивающей творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующий самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач.
4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структурирования образовательного содержания и форм обучения с учетом предложений и образовательных потребностей студентов.
В предлагаемой программе отражены современные взгляды на образование и педагогическую деятельность, на требования к личности педагога, использованы материалы исследований в области психологии профессий, учтены данные о содержании подготовки специалистов в процессе преподавания педагогики и психологии.
Итогом успешного освоения дисциплины становится формирование взгляда на педагогическую деятельность как одну из важнейших в сфере человеческой жизни. Студент начинает видеть ряд проблем, актуальных для современной педагогической науки и практики, осознавать значимость педагогической профессии, ее роль в современной социокультурной и образовательной ситуации, понимать организационную основу образовательных учреждений. Активизируется процесс анализа студентом своей личностной готовности к будущей самостоятельной деятельности в сфере образования. Студент приобретает практические умения работы с педагогической литературой, обсуждения педагогических вопросов, составления творческих сочинений или проектов, анализа рефератов, докладов, сообщений.
Программа включает четыре модуля. Последовательность расположения модулей и тем соответствует логике формирования представлений студентов об образовании как сферы деятельности человека и о деятельности педагога. Знания об общих характеристиках педагогического труда конкретизируются характеристикой его отдельных, наиболее значимых компонентов и завершаются изучением деятельности различных видов образовательных учреждений.
Знакомство с образовательными учреждениями организуется через экскурсии и продолжается в процессе учебной практики «Знакомство с разными типами образовательных учреждений» во 2 семестре, что позволяет создать у студентов реальные представления о профессии.
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра. Изучение дисциплины осуществляется во 2 семестре.
Для освоения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика».
Освоение дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения учебной и педагогической практики.
Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций