Методика организации учебного процесса в творческих студиях
1 .Итальянское студио образовано от латинского студио, что означает "усердно работаю, занимаюсь, изучаю". Слово первоначально обозначало специально оборудованное помещение, мастерскую художника - мастера, где рядом с ним трудились его ученики. В студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. "Студия" означает также группу молодых художников, артистов, объединенных общими взглядами на искусство. Часто эти взгляды, идеи бывают новыми для своего времени, альтернативными по отношению к принятым в обществе эстетическим идеалам. В этом случае студия обеспечивает общение единомышленников, ее деятельность направлена на предъявление новой художественной концепции обществу. В древности примерами студии можно считать воспитание шаманов, жрецов, разного рода врачевателеи и многих других искусных людей, которые могли и умели делать нечто такое, что недоступно абсолютному большинству населения. Такая практика возникает вокруг выдающихся мастеров своего дела - художников, ученых, конструкторов. Врачей и т.д. Первым широко известным примером студии можно считать существовавшие в античном мире специальные философские школы, посвященные Музам, и поэтому называвшиеся Мусейонами. Это, прежде всего, платоновская Академия и аристотелевский Ликей, являющийся одновременно учеными коллегиями и религиозными союзами, научными учреждениями и местами отправления культа Муз, богинь - покровительниц искусств и наук. Стержнем воспитания являлся особый (сократовский) метод, предполагавший высокую степень терпимости, духовных суверенитет и свободу выбора. В настоящее время слово студия используется в основном для обозначения сугубо творческого предприятия ( киностудия, музыкальная студия и т.д.). В ней работает творческий коллектив, который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи. Это, как правило, коллектив единомышленников. Связанных определенным мировоззрением, единством идейно-художественных принципов, Студия имеет значение самостоятельного учебного заведения по подготовке профессионалов ( живописцев, скульпторов, музыкантов и т.д.).
Детскую студию в системе дополнительного образования можно понимать как вид детского объединения (нормативное понимание); форму детско-взрослого сообщества (организационно-педагогический взгляд); модель социального воспитания (социально-педагогический вариант понимания). Студия как модель социального воспитания в УДОД может рассматриваться с различных сторон:
• Как специфическая среда, располагающая к творчеству (вызывающая творчество) всех субъектов, участвующих в жизни студии, среда, отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Эвристическая среда
• Специфическая студийная (творческая) деятельность - поиск новых путей и средств творческой выразительности;
• Процесс творчества и творческого развития, отражающегося и на среде и на человеке;
• Место присутствия (нахождения) человека, где смысл бытия состоит в процессе творческого общения, созидания, освоения деятельности; авторская позиция (позиция творца-созидателя);
• Изменение субъективной сущности человека - творческое
саморазвитие, процесс самодвижения, самостановления, главным фактором возникновения которых является внутренняя творческая активность (студия может рассматриваться как средство развития творческого потенциала, способностей воспитанника, передача сложных видов деятельности);
Порождение культурного образа - влияние творчески развитого субъекта на среду жизнедеятельности, гибкое опосредованное вмешательство, организация процесса средствами и способами творчества.
Воспитательные функции студийных объединений в УДОД могут быть разделены на три уровня (высший, средний и базовый). Высший уровень достигается воспитанниками, длительное время участвовавшими в жизни детской студии и предполагает:
• Ориентацию школьника на общечеловеческие, экзистенциальные ценности (человеческая жизнь, свобода, красота, гармония, истина, познание и т.д.);
• Идентификацию с той или иной группой творческой интеллигенции (ученые, актеры, журналисты и т.д.), восприятие творчества как смысла жизни, выражение творческой позиции, авторского отношения, идентификацию себя как творца;
• Развитие общих способностей. Определяющих успехи человека в различных сферах деятельности;
• Обретение индивидуальности, где начальным моментов является признание одного из людей. Учителя, непохожим на всех остальных; отталкиваясь от индивидуальности наставника. Воспитанник обретает собственную индивидуальность. .
Средний уровень воспитательной функции предполагает:
• Организацию социального опыта совместной творческой
деятельности. Демонстрация результатов творческого процесса, совместной реализации проектов;
• Систематическое обучение способам решения творческих задач. В ходе совместной или индивидуальной деятельности, приводящей к формированию специфического проектного мышления;
• Развитие критического мышления - освоение способов
конструирования и реализации ценностного отношения к себе и миру, самостоятельной осмысленной позиции, развитие рефлексивности;
• Оформление относительно адекватного представления о своих возможностях в различных видах творческой деятельности.
В связи с чрезмерной погруженностью воспитанника студийных объединений в деятельность могут возникать трудности в общении со сверстниками. Поэтому нужна индивидуальная педагогическая помощь. Направленная на стимулирование взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. Оптимизацию воспитанника в формальных и неформальных группах.
На базовом уровне - при включении школьника в деятельность студийного объединения - существенное влияние оказывает степень выраженности у него способностей.
В УДОД имеются четыре разновидности студии, связанные с четырмя областями человеческой деятельности: наука, искусство, политика, техника. Можно сказать, что каждая разновидность отражает какую-либо социальную организацию.
Структура социальных ролей в студии следующая: педагог-руководитель творческого проекта. Воспитанник - творец - исполнитель. Отсюда правила и нормы отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности. В.И.Козловский особо подчеркивал требования к личности педагога-руководителя студии -необходимый синтез профессионализма в данном виде творчества, творческой неповторимости и высокой духовности. Характеристика отношений педагога и ребенка в условиях студии (по Г.Б.Корнетову): ".. .отношения педагог-ребенок базируются на установке. Согласно которой наставник лучше знает, что нужно питомцу, чем сам воспитанник, и организует его движение (развитие) к определенным им целям воспитания. Воспитатель стремиться сконструировать такую модель педагогического процесса, которая позволяет не предъявлять ученику педагогическую цель в явном виде, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую позицию ведущего в ходе воспитания ребенка. Педагог стремиться к созданию у ребенка ощущения самостоятельности , ответственности за то, что происходит с ним, организация воспитательного процесса со стороны педагога не ощущается им ".Важной можно признать такую черту студии как, идеализация учеником учителя и его дела; именно через идеализацию определенной деятельности и люди приобретают сверхценность. Идеализация делает их источником и ядром организации данного твида воспитания (по В.В.Марцкевичу). Как отмечает И.П.Иванов, прогрессивные воспитательные отношения могут существовать в трех формах - наставничество, или разумная (целесообразная) опека, дружеское общение и творческое сотрудничество. Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений в таком случае будет творческое сотрудничество педагогов и воспитанников.
Одним из важных признаков студийного воспитания является общение с профессионалами - представителями данного вида творчества, благодаря чему происходит оформление у школьников собственных взглядов. Организация учебно - воспитательного процесса в студии строится на педагогически обоснованном выборе студией учебных планов, программ, форм, методов, средств обучения и воспитания:
• задача воспитания детей реализуется в совместной деятельности педагоге, учащихся и родителей;
• воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющую личностную и общественную значимость;
• ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий определяется расписанием студии. Домашние задания даются с учетом педагогических требований, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка
Детские студии могут быть ориентированы на разный возраст и организация учебно - воспитательного процесса должна с строится с учетом возрастных особенностей воспитанников, но существуют и общие закономерности: На первом этапе выявляется степень творческой одаренности детей как психофизическая предпосылка для последующего обучения и воспитания. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательно-педагогическом процессе педагоги используют игровую технологию, включающую в себя многообразие форм проведения занятий: уроки-сказки, уроки-спектакли, сюжетно-ролевые игры.
На втором этапе педагоги студии осуществляют психологическую настройку на творчество. Этот процесс включает в себя: мотивационную установку, положительное эмоциональное восприятие, актуализацию имеющегося опыта учащегося.Учебный материал на данном этапе увеличивается в объеме и усложняется по содержанию. На третьем этапе происходит реализация собственной продуктивной деятельности воспитанника. В этот период педагоги и воспитанники уже определились в направлении развития каждого ребенка. Дальнейшая работа будет означать опережающее становление его авторской деятельности в какой-либо сфере. Его раннюю продуктивную деятельность, т.е. ускоренный переход от репродуктивной деятельности к самостоятельной созидающей роли.