Соотнесите следующие термины с их пояснениями.
1) знать ИЯ | а) прививать кому-либо знания, навыки и умения/и приобщать кого-либо к иноязычной культуре |
2) владеть ИЯ | б) совершать действия по приобретению знаний, навыков и умений (по овладению ими) |
3) изучать ИЯ | в) уметь пользоваться языком практически как средством общения |
4) обучать ИЯ | г) знать иноязычные средства общения (лексику, грамматику) и языковые правила |
17. (2 б.) Добавьте не менее двух пунктов к ниже перечисленным о значении изучения ИЯ для отдельно взятого человека.
1) способствует формированию у школьников целостной картины мира
2) способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира
3) способствует развитию умственных способностей
4) повышает уровень гуманитарного образования
5) способствует расширению общего кругозора.
18. (1 б.) Вставьте пропущенное слово.
Специфика предмета ИЯ - обучение ... (а). Предметом речевой деятельности является ... (б) (Полат 2005).
19. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Способы и виды межкультурного взаимодействии для создания условий формирования межкультурной коммуникации как внутри страны, так и в странах изучаемого ИИ (Гальскова, Гез 2004):
1) участие в проектах (внутришкольных, межшкольных, межрегиональных, международных)
2) зарубежные поездки (учеба за рубежом, туризм, культурно образовательные поездки - конкурсы, фестивали, семинары, - визиты к друзьям и родственникам, проживающим в другой стране)
3) отдых в международных летних оздоровительных лагерях
4) ...
20. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
В понятие лингвокультурная подготовка учащихся входит ... (Гальскова, Гез 2004:3).
21. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Образование в области всех современных (родных и неродных) языков и культур - это ... (Гальскова, Гез 2004:3).
22. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Многоаспектность понятия языкового образования объясняется тем, что оно рассматривается как 1)..., 2) процесс, 3) результат, 4) система (Гальскова, Гез 2004).
23. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Под ценностью языкового образования подразумевается ... (Гальскова, Гез 2004).
24. (1 6.) Вставьте пропущенный элемент.
Языковое образование (ЯО) как ценность предполагает рассмотрение его в трех взаимосвязанных аспектах: 1) ЯО как государственная ценность, 2) ЯО как общественная ценность, 3) ЯО как ... (Гальскова. Гез 2004).
25. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Роль любого языка определяется его ... в обществе, государстве (Гальскова, Гез 2004).
26. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Языковое образование в общем смысле есть процесс движения от ... к ... (Гальскова 2004).
27. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Антропоцентрический принцип языкового образования как процесса предполагает....
28. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Когнитивный аспект процесса языкового образования предполагает переход от старой парадигмы «языковое образование на всю жизнь» к новой парадигме -... (Гальскова, Гез 2004).
29. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Уровни результата языкового образования:
1) ...
2) общественно-государственный
3) общецивилизационный.
30. (1 6.) Вставьте пропущенный элемент.
Результат языкового образования - это совокупность ....
31. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Результатом иноязычного образования должна стать сформированная вторичная (удвоенная) языковая личность, в условиях нашей общеобразовательной школы - развитие у учащихся ... вторичной языковой личности (Гальскова, Гез 2004).
32. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Сфера образования в целом как макросистема включает в себя различные образовательные подсистемы, одной из которых является система ....
33. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Учебный предмет «иностранный язык» входит в состав институционального языкового образования как системы, т.е. в систему языкового образования, управляемого ....
34. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Имеются органы управления системой языкового образования 1) федерального значения, 2) регионального значения, 3) ....
35. (1 б.) Вставьте пропущенный элемент.
Методическая наука, нормативно-правовая база, учебные программы для различных типов образовательных учреждений (школы общеобразовательные, с углубленным изучением ИЯ, лицеи, гимназии), образовательные стандарты, УМК, контроль и оценка результатов, подготовка учительских кадров, образовательный процесс в целом, технологии преподавания и изучения ИЯ, деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе являются ... общей системы языкового образования (Гальскова, Гез 2004).
Дидактическая единица 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИЯ
Количество заданий - 33
Общее количество баллов – 71
1. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
Профессиональные умения, профессионально значимые знания и личные качества, опыт, профессиональное мировоззрение и ... являются основными компонентами профессионального мастерства учителя ИЯ.
2. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
К профессиональным умениям учителя ИЯ относятся: проектировочные' адаптационные, организационные, мотивационные, контролирующие,
. познавательные (исследовательские), вспомогательные.
3. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
В соответствии с квалификационной характеристикой основными функциями учителя ИЯ являются: обучающая, .... развивающая, организующая, руководящая, контролирующая, оценивающая.
4. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
Речь учителя ИЯ должна быть .... нормативной, понятной, эмоциональной, адаптивной, емкой и лаконичной.
5. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
Выпускник педвуза по специальности 033200 Иностранный язык подготовлен для работы в образовательных учреждениях разного типа. Виды профессиональной деятельности специалиста: .... научно-методическая, социально-педагогическая. воспитательная, культурно-просветительская, управленческая.
6. (1 б.) Кому принадлежат следующие слова?
«Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».
7.(2 б.) Что бы Вы предложили выпускнику иняза, обладающему глубокими знаниями, прекрасно владеющему ИЯ, но не владеющему методическим мастерством, методической культурой, т.е. не умеющему научить других?
8.Соотнесите профессиональные умения учителя ИЯ с их пояснениями (Пассов, пособие №18, с. 20-38).
1. Проектировочные умения | а) учитель как энергизатор |
2. Адаптационные умения | б) учитель как контролер |
3. Организационные умения | в) учитель как исследователь |
4. Коммуникативные умения | г) учитель как речевой партнер |
5. Мотивационные умения | д) учитель как организатор |
6. Умения контроля и самоконтроля | е) учитель как сценарист |
7. Исследовательские умения | ж) учитель как режиссер |
9.(10 б.) Назовите не менее 10 профессионально значимых личных качеств учителя ИЯ (по работам Е.И. Пассова, Е.Н.Солововой).
10.(1 б.) Каким словом характеризует Е.И. Пассов учителя ИЯ. если он(а) пытается заинтересовать учеников своим предметом и процессом овладения им, стремится мотивировать учеников к выполнению учебных заданий в классе и вне урока, старается привлечь к коллективной работе и ленивых, и особо одаренных, и неорганизованных учеников, заряжает их энергией?
11. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
«Под ... на уроке ИЯ понимается прежде всего совместная согласованная деятельность всех субъектов учебного процесса и складывающееся между ними взаимопонимание, являющееся психологической основой педагогического сотрудничества» (Гальскова 2003:145).
12.(2 б.) Какие из следующих стилей педагогического общения могут оказать, по вашему мнению, благоприятное воздействие на учеников и способствовать повышению качества обучения ИЯ?
1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
2) Общение на основе дружеского расположения
3) Общение-дистанция
4) Общение-устрашение
5) Общение-заигрывание (В.А.Кан-Калик)
6) «Авторитарно-императивное» общение (Ш.А.Амонашвили)
13.(1 б.) В каком государственном документе определен компонентный состав компетенций в современной парадигме образования и обращается особое внимание на приобщение учителя к научно-исследовательской деятельности в системе образования?
14.(1 б.) Какой перспективный научный подход к формированию профессиональной компетенции учителя ИЯ разработан и предложен профессором Е.Н. Солововой в 2004 году?
15.(5 6.) Какие организационные формы послевузовского образования имеются для учителя, кроме самостоятельной работы по повышению квалификации?
16.(2 б.) Какие два основных курса методики разработаны на уровне Болонской системы образования соответственно для подготовки бакалавра и магистра (Соловова 2004:83)?
17.(1 б.) Компонентами какой компетенции являются выделенные Е.Н. Солововой следующие составляющие:
1) коммуникативная и профессионально-коммуникативная
2) психолого-педагогическая и общедидактическая
3) предметная и общекультурная
4) социальная и личностная (Соловова 2004:86)?
18.(1 б.) Что является целью аттестации учителя ИЯ общеобразовательных школ?
19. (1 б.) В каком современном (свежем) источнике изложены в полном объеме условия проведения аттестации учителей ИЯ?
20. (3 б.) Какие источники для непрерывного самообразования учителя ИЯ вы знаете? Перечислите не менее трех источников.
21. (2 б.) Добавьте еще два пункта к перечисленным способам средствам аттестации преподавателей ИЯ.
При аттестации преподавателей ИЯ экспертная группа
1)…
2) анализирует написанные учителем планы уроков
3) анализирует тетради посещения уроков коллег
4) беседует с учителем на профессиональные темы на родном или иностранном языке
5) знакомится с тетрадями учеников и анализирует систему работы и методику исправления ошибок в них
6) оценивает анализ УМК и другой учебно-методической литературы, представленный учителем
7) ...(Соловова2003).
22. (1 б.) Документ, который оформлен самим учителем и может быть представлен экспертной группе для облегчения процесса внешнего оценивании качества его профессионализма в комплексе при аттестации и проведении различных конкурсов, таких как «Учитель года», олимпиады для учителей, представление к гранту, называется ....
23. (1 б.) Закончите предложение.
Совокупность профессионально-педагогических компетенций (социально-психологическиой, коммуникативной, общепедагогической, профессиональной) называется ... (Соловова 2004:91).
24. (12 б.) Соотнесите два основных параметра, положенных в основу аттестационной схемы для учителей ИЯ средней школы, с их компонентами
(Соловова 2004:87).
а) умения в планировании | ||
1)Коммуникативная компетенция | б) языковая компетенция | |
2)Общепедагогическая профессиональная компетенция | в) организационные умения | |
г) умения в обеспечении контроля и оценивания | ||
д) речевая компетенция | ||
е) социокультурная компетенция | ||
ж) аналитические умения | ||
з) исследовательские умения | ||
и) профессионально-коммуникативная компетенция | ||
к) психолого-педагогическая компетенция | ||
л) филологическая компетенция | ||
м) личностные характеристики | ||
25.(1 б.) Завершитеперечень существующих квалификационных разрядов учителей средней школы.
«учитель», «учитель второй категории», «учитель первой категории», «учитель ...»
26.(1 б.) Восстановите пропущенный элемент.
При определении уровня профессиональной компетентности преподавателя ИЯ для средней школы, т.е. при аттестации учителя, оценивается качество выполнения им пяти основных функций (Соловова 2004:90):
1)...
2) функция внеурочной деятельности
3) методическая деятельность
4) осуществление работы с родителями
5) учебно-научная деятельность (повышение квалификации).
27.(1 б.) Закончите предложение.
Слова «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель» принадлежат ....
28.(1 б.) Закончите предложение.
Совокупность различных профессионально значимых знаний, умений, способностей определяется в методике как ....
29.(2 б.) Выберите правильныйответ.
Некорректными в социолингвистическом плане в речи учителя в процессе общения с учениками являются выражения:
Repeat! Will you say it again? You are wrong! 1 see what you mean. I don't quite understand. I doubt that's what you mean. It would be nice if you stopped talking. I would appreciate if you stopped talking. That's right.
30.(1 б.) Выберите правильныйответ.
Фраза «Right you are», часто употребляемая в речи учителя, означает: «Правильно», «Вы правы», «Хорошо, сейчас (сделаю)».
31.(1 б.) Закончите предложение.
Умение учителя исправлять ошибки в речи учащихся соотносится с умениями соблюдения правил ....
32.(1 б.) Закончите предложение.
Учитель может помочь ученику добиться реализации своей коммуникативной цели, используя переспрос, паралингвистические средства (выражением лица: удивление, недоумение, одобрение и т.д.), используя правильный вариант в своей реактивной реплике, т.е …
33.(2 б.) Восстановите пропущенные слова.
Психологически гораздо лучше исправлять те или иные ошибки в речи учащихся после того, как он полностью ... свою мысль или ... свой рассказ (Б.В. Беляев).
Дидактическая единица 4