Логико-педагогическая структура лекции
1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.
2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.
3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.
Даются ответы на вопросы.
Лекции подразделяются на следующие типы:
- по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
- по содержанию: академические и популярные;
- по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные;
- по месту в системе учебного процесса: предваряющие самостоятельную работу студентов и завершающие определенный этап самостоятельной работы;
- по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.
Конспект лекции должен содержать:
- тему (точно сформулированную);
- цель и задачи;
- список литературы обязательной и дополнительной;
- текст содержания (с выделением основного и второстепенного);
- задания для самостоятельной работы.
Этапы подготовки лекции:
1. Изучение программы и учебников.
2. Составление списка литературы.
3. Изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка.
4. Выбор типа композиции.
5. Написание плана.
6. Составление текста лекции с вычленением в нем главного в помощь слушателям.
7. Подбор наглядности.
8. Составление подвижного плана, который можно и нужно использовать во время лекции.
Форма подачи:
- голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);
- мимика и жесты;
- репетирование (перед зеркалом и с магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и ее отдельные части.
После начала лекции:
- сообщить тему и мотивировать ее значение;
- четко выделить цель и задачи лекции;
- помочь студентам записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотацией и заданиями).
Правила при чтении лекции:
- читать по плану;
- читать с дифференцированием (подробнее и под запись то, что хуже освещено в учебниках);
- выделять интонационно каждый вопрос;
- в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить увлекательно), трудное и простое (изложить значимо);
- четко давать формулировки;
- термины четко проговаривать, расшифровывать и записывать на доске;
- доводить каждую истину до убеждения каждого студента, избегать нужного тона, заунывности и равнодушия;
- чувствовать и понимать реакцию аудитории;
- использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.
Активизировать деятельность студентов на лекции можно следующими способами:
1. Переходом с репродуктивного уровня изложения материала, т.е. использования объяснительно-иллюстративного, образно-ассоциативного, повествовательного изложения, на продуктивный уровень, т.е. к проблемному, диалогическому, персонифицированному изложению.
Проблемность в лекции может быть содержательной и методической.
2. Первый шаг - усвоение студентами репродуцируемой (готовой) информации на первом и втором уровне (узнавания и воспроизведения) на основе самостоятельного чтения методически грамотно подобранных источников.
Второй шаг - переход от репродуцируемой информации к прогнозируемой, т.е. создаваемой студентом на основе опережения ее поступления. Главное - методически грамотно вычленить, обозначить и сформулировать проблемы, над решением которых предстоит потрудиться студентам до лекции.
Лекционная форма не может быть заменена никакой другой:
- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам;
- новый учебный материал по конкретной теме не нашел отражения в существующих учебниках;
- отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения;
- по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции;
- важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов.