Практическое занятие №9-14
Тема: Оформление учебно-исследовательских работ
Основные понятия: учебно-научная работа, курсовая работа, дипломная (ВКР) работа, структура работы, требования.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Учебно-научная работа, ее структура и основные композиционные элементы.
2) Рубрикация учебно-научной работы.
3) Курсовая работа и требования, предъявляемые к ней.
4) Дипломная (выпускная квалификационная) работа и требования, предъявляемые к ней.
5) Подготовка и защита курсовых и дипломных работ.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б.И., Дробышева В.В., Злобина Н.В., Нижегородов Е.В., Терехова Г.И. – М.: Форум, 2009.
2. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А.Я., Михайленко Т.Д., Багмет Н.П., Глазунова И.В., Смирнов А.В.– М.: РИО РТА, 2008.
Дополнительная:
6. Колесникова Н.И. От конспекта до диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта, 2002.
7. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. пособие для докторантов, аспирантов, магистров. - 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.
8. Основы научных исследований: Курс лекций для аспирантов в 2-х частях / Черныш А.Я., Михайленко Т.Д., Багмет Н.П., Анисимов Е.Г., Липатова Н.Г., Глазунова И.В., Деточка А.В. – М.: РИО РТА, 2008.
9. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учеб. практ. пособие. – М.: РДЛ, 2001.
10. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.
Задания для СРС
Подготовить рефераты №№20-24
Тематика рефератов
1. Великие имена в истории литературоведения.
2. Великие имена в истории литературной критики.
3. Ученые степени и ученые звания в истории отечественной науки и высшего образования.
4. Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования (Германия, Англия, Франция, США).
5. Академические звания в России и за рубежом.
6. Виды научно-исследовательских работ.
7. Виды диссертационных научно-исследовательских работ (в России, за рубежом). Основные требования, предъявляемые к ним.
8. Современное информационное обеспечение научной работы.
9. Электронная библиотека в вузе.
10. Особенности проведения научных исследований в условиях информатизации современного общества.
11. Основные современные источники научной информации.
12. Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях: преимущества и недостатки.
13. Этика научно-исследовательской работы.
14. Значение системы «Антиплагиат» для обеспечения качества научно-исследовательской работы.
15. Результаты научных исследований как интеллектуальная собственность.
16. Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме.
17. Культура устной и письменной речи ученого и преподавателя вуза.
18. Особенности научного стиля современного русского литературного языка.
19. Комплексная языковая подготовка исследователя (родной и иностранный языки, культура речи, терминоведение и др.) как неотъемлемый компонент научной подготовки.
20. Виды научных публикаций (обзор).
21. Редактирование и рецензирование научных работ.
22. Переход вуза на международную систему подготовки «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы.
23. Отечественные (советские, российские) лауреаты Нобелевских премий в области литературы.
24. Отечественные (советские, российские) лауреаты Нобелевских премий.
Приложение 1
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА ПО ТЕМЕ 1.
Тема «Болонский процесс: плюсы и минусы»
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «болонский процесс» и история процесса
2. Основные цели болонского процесса
3. Основные положения Болонской декларации
4. Присоединение к Болонскому процессу
5. Достоинства и недостатки
Источники для подготовки:
1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред М.М. Лебедевой. – М., 2006
2. Добрынин М.А. Болонская деклорация как фактор формирования европейского образовательного пространства // Педагогика. – 2006. - № 9. – с. 103-108.
3. Официальный сайт Министерство образования и науки РФ - минобрнауки.рф
4. Поисковые системы рамблер, яндекс, Googl.
Выбрать одну из предложенных примерных тем курсовых работ по русской литературе для дальнейшей самостоятельной работы:
1. Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".
2. Любовь в жизни героев романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".
3. Судьбы героев в эпилоге романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".
4. Любовь в лирике Тютчева.
5. Пейзажная лирика Тютчева.
6. Образ Катерины в пьесе "Гроза".
7. Женские образы в лирике Н. А. Некрасова.
8. Портреты представителей господствующего класса в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
9. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина.
10. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
11. Женские характеры в романе "Преступление и наказание".
12. "Война и мир" как роман-эпопея.
13. Кто же он... этот Ермолай Лопахин?.. (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад").
14. Система образов в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад".
15. Слуги в системе образов пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад".
16. Тема творчества и судьбы художника в лирике серебряного века (на материале двух-трех стихотворений по выбору учащихся).
17. Лирический герой в творчестве... (одного из поэтов серебряного века).
18. Роль фантастики в романе "Мастер и Маргарита".
19. Образ Воланда и его место в художественной системе романа "Мастер и Маргарита".
20. Трагическое и комическое в романе "Мастер и Маргарита".
21. Особенности реализма романа «Мать» М. Горького.
22. Роль романтического пафоса в произведениях М.Горького 1910-х гг.
* Издания с грифом Министерства образования Российской Федерации (УМО)