Глава 2. Феномен агрессии в профессиональной деятельности учителя
Эту главу лучше не читать, если Вы, уважаемый учитель, полагаете, что все Ваши беды и неприятности в профессиональной деятельности исходят от «нерадивых» детей и их родителей, от «бестолковой» системы образования, несовершенной системы государства Российского…
Эта глава, важная с точки зрения самопознания, познания, понимания и принятия других людей будет интересна тем Учителям, кто точно знает, что его профессиональные достижения в независимости от степени их «хорошести» есть результаты их собственного замысла, выбора, их собственных решений, поведения, деятельности, взаимодействий. Эта глава для тех, кто будучи Взрослым Человеком привык принимать ответственность за результаты своей жизнедеятельности на себя, не обвиняя других людей, для тех, кто готов изменять самостоятельно или с чьей-то помощью то, что его не устраивает в себе, своих отношениях, поведении. Глава адресована тем, кто уверен, что сегодняшняя молодежь не с неба свалилась, ее такую взрастили и воспитали взрослые – родители, воспитатели, учителя. И как бы мы не хотели, если изменимся мы, то что-то изменится и в молодых людях и никак не наоборот. Для этого важно осознать: что я делаю?, как я это делаю?, зачем, во имя чего я это делаю? и какие реакции я вызываю у тех, рядом с кем я это делаю?. Наверное, в этом и заключается одна из важных учительских функций в силу которой мы сознательно можем анализировать и менять ситуацию взаимодействия со своими учениками.
Один мудрец изрек: - «Я не тщусь изменить весь мир – я слишком мал для этого. Но как мне жить в этом мире – для меня свято».
В этой главе мы познаем сам феномен агрессии с точки зрения отечественных и зарубежных педагогов и психологов, получивших мировое признание. Исследуем глубинные истоки возникновения нашей агрессии. Познаем различные формы и скрытые мотивы своего поведенческого проявления агрессии, а также способы узнавания «завуалированных» состояний, способствующих ее проявлению. Отследим, чем в своем вербальном и невербальном поведении мы сами провоцируем проявления дезадаптивного поведения у ребенка, школьника, подростка и что зачастую делаем, когда становимся свидетелями, а то и жертвами собою же спровоцированной агрессии, направленной уже на нас со стороны ребенка. Истории из школьной или семейной жизни, приведенные в данной главе в качестве примеров, не вымышлены, они реальны, как реально то, что Вы читаете эту главу.
Прямая открытая агрессия отдельно взятого человека - отражение тех кризисных явлений, которые переживает наше общество в целом. Подмена духовных понятий понятиями интеллектуального плана привела к стремлению вывести человеческую психику из области высших ценностей в область ценностей утилитарных, потребительских. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности и идеалы, к достижению которых человек стремился, образуется экзистенциальный вакуум, теряется смысл жизни. И это одна из причин порождения страха перед будущим, стремления жить одним днем и «брать от жизни все», не только не давая ничего взамен, но и силой отнимая то, что по праву принадлежит другому.
Познать и понять самого себя или другого человека – значит познать и понять глубинные силы, которые в неявном виде из «бессознательного» обусловливают его или свою душевную жизнь и поступки. [З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Д. Андреев, В. Франкл]. В своем становлении личность проходит определенные стадии развития [С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский]. На каждом жизненном этапе человек сталкивается с новыми, еще не знакомыми событиями или ситуациями. В этом столкновении человек переживает определенный личностный конфликт. Решенный или не решенный конфликт во многом обуславливает развитие личности на дальнейших этапах жизненного пути и определяет жизненную позицию и, соответственно, выбор стратегии поведения [Э. Эриксон]. Если грубо подавляется активность главной биологической Силы «бессознательного» (Либидо), в прошлом игравшего ведущую роль в естественном отборе, то возникает неосознаваемая душевная травма [З. Фрейд], влияющая на развитие жизненных событий, на формирование отношения к себе и к миру, выбор модели построения отношений. Э. Берн и ряд его последователей разработали довольно сложную и глубокую систему анализа жизненных сценариев, закладываемых в детстве, по которым человек строит свою жизнь и общение с окружающими его людьми. Агрессивное поведение в жизненном сценарии человека есть свидетельство и проявление внутренних противоречий, попытки разрешить свою проблему, утолить боль страданий, защитить самое себя. Но … «Посеешь поступок – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Зачастую поступки или характер ребенка, школьника мы оцениваем по его результатам с точки зрения пользы или вреда для себя или для других и выносим суждения типа: «Поступки его вредны, характер сложный». Либо «Поступки его хороши, характер покладистый». Тем самым определяем его судьбу. Свои же поступки, откликнувшиеся как страдание и боль в других людях мы оправдываем, подыскивая социально приемлемые мотивы. «Я из лучших побуждений…», «Я только добра ему хотела…», «Если бы я знала, как ты пострадаешь, я бы никогда этого не сделала», «Мне было так больно, что я не ведала, что творила». Сможем ли мы признать тот факт, что ребенок, подросток не станет, будучи существом разумным, агрессировать (защищаться!), если в его детской душе мир, покой, радость и счастье. (Заметьте, как в этом плане мы с ними похожи!). Любое животное (а в нас оно тоже есть) начнет рвать и метать только тогда, когда испытывает дискомфорт. И только «обузданное» духовным Я наше «животное» знает как смириться.
Каковы жепричины выбора агрессивного поведения учителями – женщинами? Какие внутренние противоречия и преграды мешают нормальной жизнедеятельности современных учителей - женщин. Какие механизмы запускают агрессивное поведение? Что толкает женщину учителя к поступкам противоречащим ее женской природе, ее учительским функциям?