Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Игра имеет дидактическое значение, т. е. значение, которое сводится к приобретению новых представлений, навыков и умений.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения (сегодня – «мама», завтра – «дочка») и начинает видеть предмет с разных сторон, это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
5. Роль игры в развитии воображения
Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Он должен найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
6. Игра – «школа морали»
В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Именно в совместных детских играх формируются гуманные взаимоотношения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка.
7. В процессе игры формируются коммуникативные и организаторские способности детей. Игровая ситуация требует от каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения. Развитие организаторских способностей обусловлено умением выбрать тему в совместной игровой деятельности, определить состав участников, распределить роли, атрибуты, контролировать правильность выполнения игровых действий и т.д.
8. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
9. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями. Особое значение здесь имеют игры с правилами, которые формируют важные для обучения в школе умения: подчиняться правилу, обращать внимание на способ, средства достижения результата и т.п. Игры-драматизации способствуют развитию художественной деятельности. В игре формируются предпосылки трудовой деятельности: осуществляется знакомство с трудом взрослых, формируются умения совместной деятельности.
10. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
11. Коррекционные возможности игры (для развития познавательных психических процессов, самооценки, самоотношения)