Упражнения на точность уколов из боевой позиции.
1. Дистанция ближняя. Боевая стойка. Уколы в различные цели (кружочки мишени чучела), расположенные в четырех секторах туловища (рапира), бедре, стопе (шпага).
2. То же, дистанция полувыпада.
3. То же, дистанция средняя (поражение с выпадом).
4. То же самое с дальней дистанции (с шагом вперед и выпадом).
Контрольные нормативы. Для 1-й группы с оптимальной для занимающихся скоростью, не искажая структуры движения, из 10 попыток «выбить» в упражнении 3-м 30 очков, в упражнении 4-м — 25 очков; для 2-й группы соответственно 35 и 30 очков; для 3-й — 40 и 35 очков (из 50 возможных).
Упражнения на точность уколов из изученных школьных позиций. Задача — научить занимающегося точному, по кратчайшей линии ведению клинка из всех изученных школьных позиций (1-я группа — 6, 4, 8-я, 2-я группа — 7, 2, 5-я, 3-я группа — 1-я и 9-я позиции) со всех дистанций, применяя разнообразные средства сближения, освоенные данной группой.
Контрольные нормативы (для всех групп занимающихся): из 10 попыток в боевом темпе, не нарушая структуры приема, с дальней дистанции из каждой позиции «выбить» 25—30 очков, из «коронной» (боевой) — 30—35 очков.
Варианты упражнения: а) находясь на выпаде, нанести ремиз в первоначальный сектор укола; б) уходя с выпада, для рапириста — реприз в противоположный кружок по горизонтали (вертикали) или для шпажиста — в цель на руке (ноге) чучела.
Упражнения на точность нанесения укола после выполнения имитации зашиты. По предварительному заданию тренера имитировать номерную защиту в виде резкой смены позиции и нанести ответ (одной рукой или с выпадом) в обусловленную цель (кружок).
Усложненные задания: а) сигнал для начала упражнения — показ оружием партнера, стоящего у мишени цели, предназначенной к поражению; б) «защиты» берутся из всех позиций, знакомых обучающемуся; в) ри-пост сопровождается ремизом или репризом, как в предыдущем упражнении.
Контрольный норматив: выполняя «коронную» защиту с ответом со средней дистанции в удобную для себя цель, не возвращая руку в боевую позицию (кратчайшим путем), набрать 30 очков из 50 возможных.
Упражнения на точность нанесения уколов из промежуточных позиций. Из упражнения «игра клинком» (смена номерных позиций) обучающийся поражает указанную партнером цель на мишени.
Цель: занять правильные конечные положения позиций, остановиться по сигналу партнера в промежуточном положении оружия и нанести укол по кратчайшему пути, не возвращаясь перед уколом в привычную позицию.
Усложненное задание: величина дистанции от ближней до дальней, поражение круга, ближайшего к наконечнику оружия.
Контрольные нормативы со средней дистанции из «игры клинком» набрать в нормальной технике и боевой скорости из 10 попыток для 1-й группы 25 очков, для 2-й — 30, для 3-й — 35—40 очков.
Упражнения на точность, тренировку силы укола, дистанцию. Занимающиеся, находясь в боевых стойках, маневрируют перед мишенью в пределах ближней-дальней дистанций в заранее обусловленной позиции. По команде тренера «Коли!» ученик в зависимости от расстояния до мишени, на которой его застала команда, колет одной рукой, с выпадом (вариативным по длине), шагом (скачком) вперед и выпадом в обусловленную цель. Изгиб оружия при утыкании должен быть оптимальным (стрела прогиба 2—3 см); в случае большего прогиба ученик поражает мишень средствами, превышающими дистанцию, при отсутствии прогиба — не «добирает» дистанцию. Рука в момент утыкания в мишень — прямая.
Усложненные задания и варианты упражнений: а) в момент подачи тренером команды «Коли!» партнер, стоящий у мишени, своим оружием быстро указывает кружок, куда должен колоть нападающий; б) нападающий перед поражением цели имитирует заданную защиту; в) ученик, передвигаясь в пределах боевой дистанции (ближняя-дальняя), играет клинком и поражает цель из позиции, в которой его застала команда тренера, или после принятия заранее обусловленной защиты в кружок, указанный партнером.
Контрольные нормативы: при правильном техническом выполнении с максимальной скоростью из 10 попыток набрать 25—30 очков: для 1-й группы — в упражнении «а», для 2-й — в упражнении «б», для 3-й — в упражнении «в».
Упражнения на точность укола после противодействия партнера. Занимающийся в боевой стойке, в основной позиции на средней дистанции от мишени. Партнер, находящийся сбоку, действует на оружие упражняющегося своим оружием в виде батманов (захватов) влево, вправо, вниз, вверх, являющихся сигналами для начала поражения обусловленной цели с выпадом.
Усложненные задания: а) с дальней дистанции партнер выполняет одно из указанных действий после шага вперед, в начале (середине) выпада атакующего; б) основное упражнение, но одновременно с действием на оружие партнер называет круг, подлежащий поражению. Например, имитируя захват вниз (скольжением по оружию от наконечника к сильной части клинка), одновременно называет номер цели, обозначенной на мишени (чучеле); то же, что упражнение «в», но выполняющий прием непрерывно меняет номерные позиции.
Контрольные нормативы: при правильном выполнении, не нарушая структуры основного приема-укола, с боевой скоростью из 10 попыток набрать 15—25 очков — для 1-й группы в основном упражнении, для 2-й — в упражнении «б», для 3-й — в упражнении «в».
Упражнения на точность, силу и выбор момента. Упражняющийся находится на средней дистанции от мишени, в боевой стойке.
Партнер справа от мишени, правым боком к ней. Его оружие, касаясь всей поверхности мишени, производит ритмичные, в медленном темпе вертикальные движения
вверх-вниз.
Получив задание тренера поразить цель внизу или вверху, упражняющийся выбирает момент открытия цели и колет с выпадом. Упражнение считается успешно выполненным, если цель поражена в правильном выпаде с оптимальной глубиной укола.
Упражнение можно усложнить по выбору тренера из компонентов, составляющих описанные выше примеры, вплоть до превращения упражнения в игру, при которой ученик своим оружием пытается отвести укол, направленный в заданную цель.
Упражнения в ударах (сабля). Упражнения на чучелах значительно ускоряют обучение технике владения саблей. Необходимость этих упражнений вызывается тем, что быстрые и точные движения саблей невозможны без специальной подготовки связолучезапястного сустава и пальцев, а также мышц, участвующих в управлении оружием. Разумеется, упражнения на чучеле не только развивают руку, но и способствуют развитию специальных навыков владения саблей, так как техника ударов и уколов по чучелу соответствует боевой технике.
Здесь дается описание только одного типового упражнения, по аналогии с которым тренеры, воспользовавшись большинством методических приемов для колющих видов оружия, указанных выше, могут провести и другие конкретные упражнения.
Исходное положение — ученик перед чучелом в боевой стойке на почти выпрямленных ногах, вооруженная рука расслаблена, клинок — лезвием вниз, своей слабой частью лежит на руке, голове чучела. Выполнять частые серийные удары по руке, маске чучела сверху. Такого типа упражнения в виде серийно выполняемых ударов по различным сторонам руки следует усложнять ударами из различных боевых позиций; с соблюдением определенной частоты и ритма выполнения; регулировкой амплитуды движения клинка; чередованием ударов по различным сторонам руки; сдваиванием ударов (ремизов, репризов) с поворотом лезвия.
При выполнении ударов с боевых дистанций следить за тем, чтобы приближение оружия к поражаемой поверхности и собственно ударные движения безоговорочно подчинялись закону: сначала доставка оружия вперед, а удар тогда, когда возникает необходимая близость для его свершения. Это требование особенно четко должно выполняться при ударе с выпадом и любом другом виде сближения, атаках с финтами и действием на оружие.
Методические указания
Независимо от разряда занимающихся все боевые приемы до овладения структурой движения изучаются на мишенях и чучелах с вмонтированными в них клинками, так как болевые ощущения от неправильно поставленных уколов, ударов не позволяют многократно выполнять их во взаимодействии с партнером, лишенным специальных защитных средств тренера.
Использование подсобных снарядов проходит в течение всего времени занятий фехтованием, однако если в уроке 1-й группы эти упражнения главные, то при работе со старшими разрядами они применяются как средство специальной разминки в подготовительной части урока.
Естественно, что ни одна из форм, методов, методических приемов, как бы совершенна она ни была, не является всеобъемлющей и исчерпывающей для подготовки спортсмена. Однако такое положение неприемлемо в практике занятий, когда тренер, оставляя без внимания педагогический процесс становления и совершенствования всей группы, работает с одним учеником над приемом, который он может освоить в групповом уроке.
Расположение учеников в зале должно обеспечивать безопасность, свободу их действий и обозримость учебного процесса со стороны тренера.