Аннотация рабочей программы дисциплины. «Психология одаренности и творчества»
«Психология одаренности и творчества»
1. Цели и задачи освоения дисциплины: подготовка будущих специалистов к практической и исследовательской работе по диагностике и развитию интеллектуально-творческого потенциала личности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология одаренности и творчества» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин курсы по выбору (М.2.23.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
- готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
- способен выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);
- способен создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПКПП-12);
- способен использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКОД-3);
- способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9)
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- способы профессионального взаимодействия с ориентацией на развитие способностей детей;
- знает психологические особенности и новообразования каждого возраста в контексте реалий современности;
- особенности построения и организации образовательного процесса, благоприятного для развития личности, способностей, интересов и склонностей обучающегося;
- потенциал исследовательских методов обучения в формировании активной адаптации и развитии творческих способностей ребенка;
- методы психолого-педагогической диагностики, типологию и структуру способностей;
- знает основные направления изучения проблемы детской одаренности и творческих способностей
уметь:
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса в области проведения развивающей работы с детьми;
- умеет подбирать инновационные обучающие технологии, адекватные педагогическим задачам, возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- способен проектировать образовательную среду, благоприятную для развития личности, способностей, интересов и склонностей обучающегося;
- умеет создавать ситуации новизны и творческого поиска как условий развития творческих способностей учащихся;
- применять методики диагностики одаренности и развития творческих способностей детей и подростков;
- определять специфику проблем одаренности и творческих способностей в современной системе образования и проектировать программы их изучения
владеть:
- способен к поддержанию конструктивного диалога по вопросам развития способностей детей и подростков;
- инновационными обучающими технологиями;
- технологиями создания благоприятной среды для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;
- способностью учитывать закономерности личностного и интеллектуального развития ребенка в организации групповой и индивидуальной проектно-исследовательской деятельности по развитию его творческих способностей;
- способами решения диагностических и прогностических задач;
- способен выявлять наиболее острые и актуальные исследовательские проблемы одаренности и творчества в контексте реальной профессиональной деятельности
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
5. Основные разделы дисциплины:
1. Концепции одаренности.
2. Диагностика одаренности.
3. Прогнозирование развития одаренной личности.
4. Развитие и реализация одаренности в социально-культурной среде.
6. Автор – доктор психологических наук, доктор, педагогических наук, профессор ПСОБ ОИК А.И. Савенков.