Учителю надо впитать море Света
Ш.А.Амонашвили
Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний,
Учителю надо впитать море Света
Дорогой Коллега!
Эту книгу с любовью и трепетом я посвящаю Вам, участнику ежегодных Международных Педагогических Чтений.
Шалва Амонашвили
Господи!
Помоги устремлениям моим
Впитать в себя море Света!
И помоги, чтобы я свершил
Начертания Твои во мне!
И расширь мою сущность,
Чтобы я смог вместить в себя
Весь дар Твой,
Ибо он велик!
И взыскай с меня сполна,
Если я отступлю от пути
Учителя Света.
Аминь.
Дорогие коллеги!
Поговорим о себе – об Учителе.
Кто мы есть?
К чему мы призваны в это сложное время?
К чему мы устремлены сами и хотим устремить наших учеников?
Поговорим о том, какой нужен учитель современному детству.
Нам нужна мудрость воспитания, а не технология воспитания. Но как мы будем открывать её в себе или из каких источников будем впитывать её?
Нам нужно расширить наше педагогическое сознание. Но что это такое – расширенное педагогическое сознание?
Нам нужно осознать мощь наших устремлений.
Мощь эта очень велика. Велика до той степени, что мы должны добровольно лишить себя права распоряжаться ею как «культурные одиночки» и поспешить к единению.
Единение всех наших личных устремлений может превратиться в ведущую Мировую Учительскую Волю – в Союз Учительских Сердец. Мировая Учительская Воля будет в состоянии освободить наше педагогическое сознание от современных рыночных заблуждений, от заблуждений авторитарной педагогики, которые угнетают нас. Она сможет противостоять злу и тьме, которые пробиваются в мире образования и стараются разрушить её основы. Мировая Педагогическая Воля способна зародить новое педагогическое мышление для воспитания нового поколения детей, которых мы сами уже называем Детьми Света.
Но пока нет Учительской Воли в масштабе всего мира, давайте для начала сотворим её в наших школах, в наших посёлках и городах, чтобы убедиться в своей светлой мощи, и распространим её благое влияние на страну, на мир. Единение наших возвышенных устремлений есть единственный дар учительского духа, что мы можем привнести в эволюционном движении человечества. Мы в состоянии ускорить и украсить это движение, в состоянии удерживать его от отклонений.
* * *
Кто мы есть, дорогие коллеги?
Не будем себя унижать.
Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей.
Нам надо, в конце концов, осознать, что Учитель есть надобщественное явление! Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, черпает он не столько из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствознание и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру.
Нам нужно только расширить своё сознание, чтобы дать этим направляющим импульсам, исходящим из недр духа, течь свободно, проявляться и придавать нам смелость в свершении своего предназначения. И мы тогда узнаем, что ведём поколение Света не к лавкам, где торгуют совестью и нравственностью, а к вершинам Культуры и Света. Мы не работаем, мы несём великое служение, ибо мы есть соработники у Бога.
* * *
Сказал мудрец: «Детям Света нужны Учителя Света».
Однако что есть Свет – нечто абстрактное или нечто сущее?
Свет есть явление Божественное.
Свет есть всё, что только возвышает духовно-нравственную природу человека и человечества. Свет есть жизнь, он есть деятельность, направленная на творение Блага, на познание и утверждение Истины.
Свет одухотворяет и облагораживает знания во имя торжества Духа и умножения Культуры.
Свет есть осознанное стремление к сотрудничеству и единению.
Свет есть любовь ко всему, что нас окружает, любовь к ближнему.
Каждый из нас, дорогие коллеги, может продолжить перечисление смысла и значения Света, и ваше доброе сердце не подведёт вас.
Наверное, вы бы дополнили: Свет есть вера, Свет есть сострадание, он есть преданность, красота и т.д., и всё это будет правильно.
Будет также верно сказать: Свет есть борьба против тьмы, против всяких её проявлений.
На вопрос же – где истоки Света и где хранится Свет, – мы бы пришли к единому ответу: и истоком, и накопителем Света является Человек. Свет в Человеке есть не сумма расчленённых понятий, а состояние его духа. Дух есть источник Света, он же есть накопитель Света. Человек в состоянии вместить в себя столько Света, насколько будет способна его свободная воля и насколько мощно он устремится к Нему. Человек, полный Света, будет щедро Его исторгать.
* * *
Придет кто-то и скажет:
– Могу быть учителем.
Спросите:
– Рычать и кусать умеете?
Если скажет: «Да!» –
гоните, он не наш.
Если скажет: «Нет, но могу научиться!» –
гоните, тоже не наш.
Если скажет: «Да, но могу отучиться!» –
берите на испытание.
Если скажет: «Извините, я ошибся адресом!» –
догоните его на улице и верните. Он наш.
* * *
Учитель есть душа, носитель Света.
Но сделаем оговорку: носителем Света является духовный Учитель. Восточная мудрость гласит: «Когда готов ученик, приходит Учитель». Это сказано о таком ученике, который осознал в себе значимость духовного Учителя и ищет его, не мыслит свою дальнейшую жизнь без Учителя. К такому ученику приходит Учитель. Ученик этот будет полностью доверять Учителю свою жизнь, будет без оглядки следовать за Ним, будет трепетно внимать его наставлениям. Он будет сознавать всю сложность пути ученичества и с согласием примет его.
Но учеником духовного Учителя редко может оказаться Ребёнок, таким может быть юноша или молодой человек, прошедший отрезок жизненного пути в размышлениях о сути вещей, Природы и Вселенной, о сути Высших Сил и собственного бытия.
Но готовы ли дети, чтобы с такой же сознательной волею искали они своих учителей и безропотно принимали на себя, принимали бы с радостью не совсем лёгкий, может быть, весьма даже тернистый путь познания? Будет ли воодушевлять наших учеников перспектива духовного роста, ожидаемая где-то вдали от сегодняшнего дня. Откажутся ли они ради такого будущего от своих, как говорят психологи, актуальных потребностей, то есть, от сегодняшних радостей и удовольствий.
Конечно же, нет.
Авторитаризм традиционной педагогики решает эту проблему путём принуждения. Логика здесь простая: дети сами не заходят брать на себя бремя учения; потому, ради их же блага, надо принуждать их с помощью всяких открытых и скрытых способов. И если кто-то из них будет упорствовать, будет мешать своим учителям, пусть родители заберут их из школы. Учителям нет дела до таких.
Но мы знаем, что в такой образовательной атмосфере пострадает самое главное: проявление и утверждение личности каждого школьника. Познание для них потеряет истинный смысл; отношение к знаниям станет такое же, как отношение к товарам торговли: купить, чтобы выгодно продать.
Мы путь такой выбирать не можем, ибо мы – Учителя Света, а знания, прошедшие через Свет, не подвергаются купле-продаже, знания служат умножению общего блага, служат ступеньками духовно-нравственного роста.
Да, это так: ученики наши пока ещё озираются вокруг, осваиваются, их начинают манить соблазны и удовольствия земной жизни. Можем ли мы ждать того дня, когда они будут готовы для нас и поспешат к нам, или сами поспешим к ним, чтобы помочь им понять, для чего они рождены? Дети не готовы своей сознательной волей следовать процессу, который их будет образовывать. Это мы должны готовить себя и поспешить к ним. Здесь закон другой: «Если Учитель готов, к нему приведут учеников». Мы не можем сказать детям: «Вот наш Свет, мы несём его вам. Если есть в вас сознательная воля, берите, сколько можете. Если нет её, приходите, когда наберёте». Наше отношение к детям другое: нам нужно приохочивать их к познанию, а также будить и развивать в них сознательную волю, Потому мы не носители Света, а скорее, мы дарители Света.
* * *
Разберёмся со знаниями.
Мы – дарители Света.
Мы знаем, что есть Свет: Он – сама Жизнь, он весь наш духовный мир, который вмещает в себя всё познанное, познаваемое и непознаваемое. Свет есть каждый из нас и все мы вместе.
Свет есть всё.
А знания?
Они часть всего этого.
Знания нельзя отделить от Света, вне Света они опасны, ибо беспризорные знания тут же вовлекает в себя тьма.
Что есть знания?
Знания очерчивают пределы свободы человека и горизонты расширения его свободы. Знания налагают и права на пользование этой свободой.
Знания есть познанная человечеством часть своих прав и дозволенной власти во всём, что его окружает и что есть в нём самом. Во внешнем мире человек открывает знания, а внутренний мир налагает на них нравственные нормы пользования ими. Знания открывают перед человеком его возможную власть во всём, но голос духа и совести призывает его к сознательному ограничению своей власти в пользу себя же самого. Здесь действует закон: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Знания даются нам, чтобы мы пользовались ими только во благо. Мы открываем те тайны Природы и нашего внутреннего мира, которые соответствуют, с одной стороны, интеллектуальному уровню нашего развития на данном историческом этапе, с другой, созреванию нашего духовно-нравственного уровня. Но полученные знания часто попадают в руки людей, духовно-нравственный уровень которых ниже, чем мощь знаний. Делать вывод из этого несложно, а в повседневной жизни мы можем увидеть много реальностей того, как высшие знания используются во вред людям.
Знания как незажжённые свечи: вот зажжёт человек свечу и поставит на алтарь храма человечности, чтобы светила она всем. Так знания послужат Свету. Но если он зажжёт свечу, чтобы осмотреться, что можно украсть из храма человечности, тогда знания послужат тьме.
* * *
Придёт кто-то и скажет:
– Могу быть учителем, имею диплом.
Где же дети? Дайте мне учить их!
Могу держать их в руках.
Умею кричать и орать,
попирать и унижать.
Могу пугать, угрожать.
Могу доводить до отчаяния.
Умею ехидничать и высмеивать.
Буду винить и ругать всех и каждого.
Буду во всем отказывать.
Буду доносить родителям
и настраивать их
против своих же детей.
Умею строго наказывать.
Я бездушный, бессердечный,
мстительный, раздражительный,
грубиян, истеричный.
Что еще нужно?
Дайте учить детей...
Скажите такому:
– Мы не держим в школе
бешеных собак!
* * *
Кто же властвует над знаниями?
Конечно, человек.
Тогда перед нами – учителями – возникает непреложная задача:
воспитывать наших учеников в Свете и Светом,
чтобы не произошла через них утечка знаний
в область тьмы.
Законным владельцем знаний является Свет.
Знания охраняемы Светом.
Знания умножают мощь Света, умножают стократно, тысячекратно, делают его непобедимым. Но украденные знания также способствуют тьме.
Арифметический счёт есть знания.
Но человек со Светом будет считать на благо всем.
Человек с тьмою будет считать в пользу себя.
Есть разница?
Мы – Учителя Света.
Мы – дарители Света.
Кем же мы станем, если отделим знания от Света? То есть, будем давать знания, и пусть со Светом разберутся сами?
Послужим тьме.
Потеряем Свет и станем носителями знаний. Мы не сможем стать дарителями знаний, ибо дарить умеет только Свет.
Но оглянемся, дорогие коллеги, вокруг: не много ли завелось учителей – носителей знаний, урокодателей? Это они породили в своей авторитарной речи понятия: вооружать подрастающее поколение знаниями, умениями, навыками. А вооружать духовно, нравственно, Светом не надо? Но, видимо, для авторитарного педагогического сознания это не столь важно. Важнее всего – вооружать знаниями. И вооружают, и считают, что это есть забота об учениках, это есть их подготовка к «будущей жизни».
Вооружать!
Вооружение учеников знаниями – плохое, вредное понятие. Оружие есть то, что разрушает жизнь. Вооружён тот, кто против кого-то.
Знания же без Света есть мощнейшее оружие массового поражения. В нашей действительности это так и происходит: знания до той степени обслуживают тьму, что жизнь на земле доводится до грани разрушения. А войны сильных со слабыми затеваются иногда только для того, чтобы испробовать убийственную и разрушительную мощь нового оружия.
Попытаемся отказаться от этого понятия – вооружать будущее поколение... Оно затуманивает смысл нашего служения Свету и осложняет также постижение смысла жизни нашими учениками. Наших учеников не следует вооружать знаниями, дула которых, сознательно или бессознательно, они могут направить против жизни. Лучше дарить и доверять им знания как жемчужины, которые пригодны только для украшения жизни, дарить так, чтобы творили они ими благо и красоту, облагораживали свою жизнь и жизнь других, служили Свету.
Но надо открыть в себе педагогическую мудрость, как это сделать?
* * *
Спросят:
– Как строить образование?
Отвечайте:
– Сначала лишите Ребёнка чувства собственности,
потом дарите знания.
Будет образование.
Сначала отделите Ребёнка от злости,
потом приближайте к знаниям.
Будет образование.
Сначала притупите в Ребёнке зависть,
потом обостряйте его взор к знаниям.
Будет образование.
Сначала перепашите в Ребёнке самость,
потом сейте в нём знания.
Будет образование.
Сначала воспитывайте Ребёнка,
потом обучайте его.
Будет образование.
* * *
Дорогие коллеги!
Мы часто говорим о природе Ребёнка, о том, что надо учитывать психологические особенности Ребёнка при свершении наших педагогических намерений.
Но что мы вкладывает в понятие «природа»?
Как правило, имеем в виду те возможности, которые проявляются в Ребёнке на разных возрастных уровнях.
Это, конечно, нужно. Но это узкое понимание природы.
Попытаемся расширить наше понимание природы Ребёнка.
В Ребёнке присутствует начало двух природ: природы духовной и природы материальной. Можно сказать и так: природы небесной и природы земной, или же – природы духа и природы тела. Они – разные аспекты человеческой сущности, но в земных условиях они друг без друга не существуют. Как сказано в духовных учениях, тело есть инструмент духа. Говоря иначе, дух через тело свершает задачи своей земной жизни. Таким образом, несмотря на их разность, они живут в своей целостности, они вместе составляют сущность человека, его высшую природу.
Вот и определяется наша ещё одна непреложная задача:
строить педагогический процесс сообразно сущности высшей природы ученика и учеников.
Если наши устремления и творчество помогут нам и мы откроем путь для такого подхода к ученикам, то они примут дар наш, примут с желанием и радостью, хотя не без волевых напряжений, не без умственных и эмоциональных усилий. И это потому, что между нами и нашими учениками возникнет такое проникновение друг в друга, которое Василий Александрович Сухомлинский назвал духовной общностью.
Но чтобы нам удалось достичь такой взаимности, нам нужно будет научиться постигать, понимать постоянно меняющуюся, развивающуюся сущность Ребёнка.
* * *
Дорогие коллеги!
Чтобы дарить Свет, надо его иметь.
Нам нужно иметь Свет во всей его полноте, в той полноте, какую мы в состоянии вместить в себе.
Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний,
Учителю надо впитать в себя целое море Света.
Так сказал Василий Александрович Сухомлинский.
Здесь мы позволили себе внести одно изменение: вместо слова «дать» записали слово «дарить». Кроме того, слова «учитель», «свет», «ребёнок» написали с большой буквы, желая придать им особую значимость. Сделали это с верой, что великий педагог поймёт нас.
Пусть мудрость Василия Александровича станет законом для нашей педагогической жизни. Итак, надо впитать море Света! Но Свет мы не купим на базаре. Его надо впитывать и умножать в себе неутомимым трудом души.
Впитывать море Света значит:
– Стремиться расширить своё сознание от Мира Земного до Мира Небесного – в этом поможет нам понимание Духовности.
– Постоянно совершенствовать свои знания и опыт – в этом поможет нам Творчество.
– Прильнуть к горным источникам педагогических знаний – в этом помогут нам Классики мировой педагогики.
– Взращивать в себе благородство и великодушие – в этом поможет наша Свободная Воля.
– Творить благо во всех сферах жизни – в этом поможет нам Сердце.
– Закалять себя в самоотверженной преданности – в этом поможет нам Совесть.
– Радоваться Жизни – в этом поможет нам осознание нашего Предназначения.
В нас есть силы, чтобы наполниться Светом и созидать в себе Светлого Человека, светиться для учеников наших, для окружающих, для всего мира, для Вселенной.
Свет есть источник жизни.
Стремление к Свету поможет нам наполнить образовательный мир жизнью и вытеснить из него скуку и уныние.
* * *
Спросят:
–Кто вы?
Отвечайте:
– Дарители Света.
Спросят:
– В вас самом есть Свет?
Отвечайте:
– Мы впитываем его от каждого прохожего.
Спросят:
– Умеете дарить Свет?
Отвечайте:
– Всю жизнь будем этому учиться.
* * *
Дорогие коллеги!
Не надо ли кому-либо из нас проверить, насколько желание быть Учителем искреннее и откуда оно происходит? Не случайные ли мы люди в мире образования?
Конечно, это не та аттестация, которую чинят над нами чиновники и от которой мало толку качеству образования и оценке нашего труда. Это, скорее, самоанализ, чтобы каждый из нас в сердце своём знал – кто он есть в жизни детей.
Есть такое чувство – желание, истоки которого нам не всегда известны.
Было ли у вас желание – страстное, устойчивое – быть Учителем?
Не ослабло ли оно спустя годы?
Вы сейчас не жалеете, что стали Учителем?
Какой же путь вы выбрали бы для себя, если бы начинали всё сначала?
Найдите в себе ответы на эти вопросы, и многое прояснится для вас.
Дети часто высказывают желание стать в будущем учителями.
Но спустя годы у них отпадает это желание, и они выбирают иной путь. Другие же сохраняют желание и пробуют его в жизненном опыте. И опять: кто-то видит, что это не его сфера деятельности; а кто-то, наоборот, убеждается, что нашёл своё призвание.
Есть и такие, которые, будучи школьниками, вовсе не желали и не собирались быть учителями, у них были другие жизненные планы. Но судьба, действуя по своим законам, привела их к своему истинному пути, и в них загорелось страстное желание – быть с детьми, жить ради и во имя детства.
Встречаются и такие, которые вовсе не хотели быть учителями, но, не разобравшись в себе или не справившись с обстоятельствами, оказались в мире образования. Часть из них трудится честно, со всей ответственностью и пониманием долга, они полюбили детей и полюбили учительское дело. Они не могут нести служение, но работают добросовестно. Им спасибо.
Но что сказать о тех, которые не родились для учительской жизни, не любят эту жизнь, но, тем не менее, остались в нашей среде?
Есть желания, с которыми люди рождаются – у каждого свои. Они несут их в духе. Но есть желания, как соблазны, как иллюзии, – их провоцирует среда. Желания эти могут быть и светлыми, и тёмными.
Желание, которое от духа, огненное и неуклонное.
Желание – это есть основа нашей сущности, оно есть искра Божья в нас. Оно ведёт нас к пониманию и осознанию непрерывности нашей учительской жизни, к утверждению нашего жизненного пути, нашей миссии. В нём корни нашего творчества, целенаправленной любви к детям и профессии своей. Выше всего поднимается желание общего блага, желание дарить Свет и нашим ученикам, и всем детям Земли, дарить Свет Пространству. В желании нашем мы найдём силу к устремлённому продвижению. Оно разукрашено радугой наших чувств, а вера заполняет его смыслом жизни.
Желание от духа есть вестник нашего личного будущего, оно обращено только к будущему. В нём импульсы созидания вечного будущего, которому нет конца. А само созидание будущего, творимое в настоящем, есть переживание счастья, переживание радости восхождения.
Желание, какое бы сильное оно ни было, вовсе не обещает, что устранит всякие трудности на нашем пути, убережёт нас от поражений, промахов и ошибок. Но зато обнадёживает, что при осознании жизненного смысла наших устремлений придаст силы и мужество идти против течения.
Желание от духа есть крылья наши, которые понесут нас навстречу будущему, куда устремим мы и наших учеников. Сказано:
Творить можно только тогда, когда мысль осознаёт желание; чем желание осознано ярче, тем устремление творит мощнее.
Проверим, дорогие коллеги, нашу Искру Божью! Вот критерии от мудреца, они помогут нам в этом:
– Если учитель не проявляет терпения к первым шагам ученика, то тогда он не будет Учителем.
– Если учитель не поймёт путь ученика, то он не будет Учителем.
– Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение ученика.
– Учитель наблюдает опыт ученика и лишь тихонько отведёт руку, если она касается огня.
* * *
Дорогие коллеги!
С каким увлечением и интересом я прочёл бы книгу, в которой были бы собраны истории о том, как каждый из вас какими судьбами пришёл к детям, пристрастился к учительской жизни. Мы бы открыли в них сокровенную тайну – тайну о предназначении, о миссии. Мы бы, наверное, убедились бы, что, действительно, пути Господни неисповедимы.
К сожалению, нет такой книги. Но я приготовил для неё свои страницы. Если вы тоже сделаете это, книга получится. Осмелюсь предложить вам рассказ о себе. Это есть попытка заглянуть в то прошлое, которое привело меня в это настоящее и ведёт в будущее.
Будучи учеником, я не желал когда-либо стать учителем. Скорее, было у меня отвращение к этой профессии. Во-первых, считал её ниже своего достоинства. Во-вторых, во мне зародилось совершенно определённое желание быть журналистом. В-третьих, многих моих учителей я недолюбливал, так как чувствовал то же самое с их стороны. Мне было трудно учиться у них, а они охотно ставили мне «двойки». Я всегда переживал на их уроках страх и тревогу.
Был только один учитель, который вобрал в себя совесть всех остальных, принял меня таким, каким я был. Это была Варвара Вардиашвили, учила она нас родной литературе, но её уроки были скорее уроками человечности, красоты, возвышенной речи.
Любя её, я и поспешил поступить на факультет журналистики. Но в приёмной комиссии Тбилисского университета мне объяснили, что места для медалистов уже заполнены.
Я пришёл в отчаяние.
Тогда мой одноклассник сказал мне в фойе Университета: «Давай поступим на востоковедческий факультет. Журналистом и так станешь». И хотя о таком факультете я услышал впервые, согласился и был зачислен в группу истории Ирана.
Я увлёкся изучением персидского языка и за год освоил его так, что начал читать Рубаи Омара Хайяма. Во мне зародилось другое желание: стать дипломатом.
Учился я с большим увлечением.
А теперь проследите, дорогие коллеги, что сделает со мной судьба.
Я был один мужчина в семье. Отец погиб на войне. Мама, инвалид второй группы, получала мизерную пенсию. И была ещё младшая сестра. Надо было помогать семье.
Я решил совместить университетские занятия с работой.
Пошёл в райком комсомола и попросил дать мне какую-нибудь работу, хоть грузчика, курьера. Мне было всё равно, лишь бы была зарплата. В райкоме комсомола мне сказали, что могут дать направление в школу на должность пионервожатого. Я не обрадовался школе, но согласился, ибо зарплата в 45 рублей была больше пенсии матери. Плюс к этому моя студенческая стипендия – и можно было бы прожить.
Посмотрите на зигзаги судьбы.
Пришёл в школу с направлением, а директор мне говорит: «Я тебя на работу не приму, выглядишь как старшеклассник. У тебя нет никакого опыта, дети тебя слушаться не будут».
Возвращаюсь обиженный в райком комсомола и прошу дать работу, только не в школе.
А мне там говорят: «Только что освободилось место старшего пионервожатого в другой школе». И вручили направление.
Надо же было такому случиться!
Школа эта была та же самая, которую я окончил год тому назад!
Директор принял меня с радостью. Сказал, что я справлюсь.
Так я был назначен пионервожатым в 1951 году. С утра до пяти часов я работал в школе, а потом спешил в университет на лекции. В связи с нехваткой аудиторий занятия проходили в вечернее время. Кстати, это и поощрило меня начать работу.
Своих бывших учителей теперь я начал узнавать как своих коллег и как обычных людей. Все они, как люди, были очень даже хорошие, помогали друг другу, улыбались, интересовались, как дела, что хорошего, и тому подобное. Но как только звонил звонок на урок, из учительской они выходили будто в масках жёсткой справедливости: улыбки исчезали, голос становился нетерпимым и раздражённым.
До сих не могу объяснить такое отчуждение учителей от самих себя.
Могла ли эта обстановка возбудить во мне желание навсегда остаться в мире такой двойной жизни?
Меня поражало в школе только одно: искренность детей.
Я сдружился с ними, они приняли меня как своего человека среди учительской массы. Я действительно был недалёк от возраста старшеклассника. Я помогал всем во всём, защищал каждого. Проводил для них увлекательные походы, ставил спектакли, организовывал олимпиады и вёл себя так, как старшеклассник.
Но мысль о том, что я останусь в школе или вообще застряну где-то в щелях образования, не приходила мне в голову.
Понимаете, дорогие коллеги, такая мысль, хотя не приходила в голову, но, как я теперь убеждаюсь, желание, которое я нёс в духе, существовало во мне скрыто от моего сознания и просыпалось осторожно, чтобы не спугнуть меня. А мысль быть дипломатом (и уже не журналистом) всё более укреплялась во мне, тем более что среди профессоров университета я был на хорошем счету. Некоторые из них то и дело предлагали поступить в аспирантуру. Для тогдашнего времени это была весьма заманчивая перспектива, тем более для меня, который сам пробивался в жизни.
В школе я был добрым строгим авторитаром для своих пионеров. Особенно задевали меня судьбы отдельных подопечных: у некоторых отцы погибли на войне, кому-то трудно было учиться, как мне в своё время, кто-то занимался мелким воровством, обнаруживались курящие. Я не искал тогда никаких педагогических методов. Действовал, как подсказывало сердце, и видел, что мои старания не проходили зря.
Могу ли я сейчас назвать дату: в какой день и час я почувствовал, что стою на своей тропинке, в начале пути? Нет, сказать этого я не могу. Но точно знаю: это произошло в течение первого же года моей вынужденной педагогической жизни. Я мечтал о другом и рад был зарплате, которую повысили до 55 рублей, но в душе моей пробуждалось зерно, в котором было заложено моё, – теперь не боюсь этого сказать, – предназначение, моя миссия.
И всё: я стал рабом моего осознанного желания.
Скажи кто-нибудь в конце года, что мне предстоит бросить школу и заняться совсем другим делом, я бы огорчился. Мне уже расхотелось быть дипломатом, или историком-востоковедом, или кем-нибудь ещё.
Школа!
Дети!
Хочу быть учителем!
И всё!..
Шли годы.
На этом пути я хлебнул много страданий, трудностей, нападок, клеветы, предательства, разгромов. Но всё это скорее усиливало во мне преданность к педагогической жизни, и никогда, даже находясь в отчаянии, ко мне не приходило чувство сожаления за свой выбор. Я защищал не себя, а детей во мне, которым нужна была обновлённая школа. Защищал идеи, которые начали главенствовать во мне и которые со временем вырисовывались в облик гуманно-личностной педагогики.
Я защищал докторскую диссертацию не для того, чтобы «остепениться» и обустроиться в научной жизни; а для того, чтобы открыть этим идеям путь в науку. Я занимал должности не ради кресла, а опять-таки для того, чтобы пресечь необоснованные и часто просто злобные нападки невежд на ценности гуманной педагогики.
Я не знаю чувства сожаления по поводу всего, что было в моей жизни, и прощаю всем, кто когда-то, в 60–90-е годы прошлого века, всячески старался остановить продвижение моих коллег и меня. Я даже выражаю всем им, – были они партийные босы или министры, редакторы газет, журналов, издательств, или мои коллеги по работе, – мою признательность: своим противостоянием (неважно уже теперь, какими способами) они очень даже посодействовали окрепнуть идеям, которые были выше меня.
Эту преданность своему пути так и буду беречь и впредь.
Спасибо, дорогие коллеги, что выслушали мою длинную исповедь.
* * *
Море Света и искорка знаний!
Знания – часть Света, и они составляют его могущество.
Только находясь внутри Света, знания становятся тоже Светом. Воспламенённые, облагороженные знания прокладывают путь сознанию и двигают эволюцию, несут людям благо, умножают культуру.
Знания без Света сразу попадают в сети тьмы, рождают губительные последствия. И это не абстрактный вымысел. Каждый, и мы в том числе, владеет неким объёмом современных знаний и имеет доступ к другим знаниям. Существуют ещё засекреченные знания, и они тоже в руках групп людей. Наконец, каждый день обогащается новыми открытиями, несущими мощь, но как сложатся их судьбы, неизвестно. Есть знания, которые могут предоставить огромную власть тому, кто ими овладеет. Тьма борется, чтобы захватить мощнейшие знания и засекретить их.
Если человечество могло бы проявить единую Мировую Волю, то оно сделало бы все научные лаборатории открытыми и все знания направляло бы на служение Свету. Сверхзнания даются для открытия отдельным учёным и группам учёных не для собственного пользования, а для блага человечества. Свет не торгует знаниями, он только может нести и дарить их. Но тьма торгует знаниями. Все знания, которые во власти тьмы, были захвачены, похищены, украдены.
Зачем – учителям – море Света?
Нам не нужно будет впитывать в себя море Света, если станем просто преподавателями, теми, кто передаёт молодому поколению знания из рук в руки и даже принуждает, чтобы оно взяло их. Это – то же самое, что раздавать нашим ученикам на уроках химии, математики, биологии, физики милые и красивые формулы о взрывчатках и отравляющих веществах, тут же снабжать их развитыми умениями и отшлифованными навыками, и ни на йоту не заботиться о духовно-нравственном смысле их применения. Какая будет гарантия, что ученики сразу или после, когда покинут школу, не применят эти формулы и эти умения для разрушения, а не для созидания?
Если учитель думает, что он лишь преподаватель, он тот, кто даёт знания ученикам, а потом контролирует и оценивает качество их усвоения, – то он не Учитель. Но мы же видим, дорогие коллеги, как удобно пристроились в нашем образовательном огороде преподаватели, эти безответственные работники, уклоняющиеся от воспитания, ибо Свет преподавать или передавать из рук в руки – невозможно. Свет дарится, и одаривание Света есть самое глубинное таинство педагогического процесса, это вроде посвящения учеников в нечто очень важное и сокровенное.
В этом таинстве – всё наше творчество: как нам жить вместе с нашими учениками, чтобы они приняли наш дар с чувством признательности и ответственности. И видим, что не обойдёмся без высокого, одухотворённого педагогического искусства.
* * *
Зачем нам море Света?
Ведь жизнь пройдёт, пока мы наполним себя морем Света!
Может быть, это просто для красного словца, которое пригодится нам для пафосных педагогических речей, а не для устремлённого на всю жизнь труда и творчества?
Но нет! Сказано было это не ради украшения речи, хотя выражение действительно красивое. А сказано было для выражения Истины.
Если мы хотим называться Учителем, то мы должны светиться своей духовностью и нравственностью, своей мудростью и любовью, человечностью и Божественностью.
И так как это идеал, который выше Кавказских гор, то мы должны набраться смелости и устремиться к вершинам, и любое устремлённое продвижение каждого из нас будет достижением не только нашим, но и всех учителей, всего человечества, всех Высших Сил Света.
Если кто этого не поймёт, будет больно за судьбы детей.
Но сами же понимаем, что без Учителя Света, без Учителей Света мир потускнеет, Солнце потемнеет, звёзды погаснут.
Не будем ждать рукоплесканий за наши усердия и восхождения, нам это не нужно, но будем торжествовать в духе за каждую искорку Света, которую впитываем в себя, стремясь к морю Света.
Кто есть альпинист?
Тот, кто поднимается к вершинам не только во сне, но и наяву. Он восходит, он уже покоритель.
Кто есть учитель?
Тот, кто пожимает руку Сухомлинскому не только в своём воображении, но в устремлении к нему на деле, в творческом педагогическом горении. Он ищет, он уже впитывает море Света.
* * *
Море Света и искорка знаний!
Кто-то озадаченно воскликнет: «Какая странная связь!»
Что есть искорка знаний?
Малюсенькое, как песчинка, знание?
Допустим: показали маленьким детям незнакомую им букву и сказали: «Это есть буква А». Что это – искорка знаний?
Или же сказали им, что один плюс один будет два. Тоже искорка знаний?
Указали им на Небе далёкую звезду: «Это звезда Альфа». Опять – искорка знаний?
Написали на доске формулу и сказали: «Это формула земного притяжения».
Изложили им теорию больших взрывов. Какое это уже знание – большое?
Рассказали о Великой Отечественной войне. Это искорка или пламя знаний?
И, вообще, зачем нам море Света, и зачем ученикам дарить знания? Не проще ли будет: объяснить им знания, они умные, запомнят, вечером поупражняются дома, завтра перескажут, каждый получит свою отметку. И мы наглядно будем видеть, как они продвигаются.
Для каких знаний нам нужно море Света?
Для таких, которые уложены в так называемых образовательных стандартах, как кильки в консервных банках?
Смешно. Не для этих дел нам нужно море Света.
Море Света не есть пусть даже самая искусная методика преподавания или обучения, или же так называемые «новые технологии образования».
Море Света нам нужно не для того, чтобы хорошо учить искоркам знаний, а для того, чтобы посвящать наших учеников Свету. Море Света в нас – это наша внутренняя просветлённость, которая открывает нам педагогическую Истину. Она не подведёт нас, а мы не подведём наших учеников.
Море Света делает нас щедрыми, великодушными, благородными, терпеливыми, сердечными, любящими и любимыми нашими учениками. А чтобы ученики росли людьми – душу, сердце и разум каждого нужно поливать именно этой живительной влагой.
Море Света – это наш магнит, который притягивает к нам учеников, они устремляются к тому Учителю, в ком Света больше. Им скучно глядеть на тусклую звезду среди ярких звёзд, а Солнцу, которое ослепляет, они радуются: можно прищурить глаза и улавливать его лучики.
* * *
Море Света Учитель впитывает не с возрастом и стажем, а творчеством и устремлением.
Говорят: мудрость приходит с возрастом. Но иногда возраст приходит один.
Радуга творчества и радость устремления наполнят Светом даже начинающего Учителя.
* * *
Искорка знания.
Это не просто знание. Тогда Василию Александровичу нужно было бы сказать о песчинке знания.
Искорка знания – это знание, пусть крохотное, микроскопическое, но обязательно с огнём. Это есть знание огненное, одухотворённое, облагороженное. Оно зажигает мысль во благо, гнездится в духе, распускает корни в сердце. Это есть знание, которое делает человека Светоносцем. Воспламенённые в море Света знания пригодны только для созидания, но не пригодны для зла и разрушения.
* * *
Сатья Саи Баба говорит:
– Существует три типа учителей:
– те, которые объясняют,
– те, которые жалуются,
– те, которые вдохновляют.
Пусть каждый из нас определит для себя, к какому типу учителей он себя причисляет.
* * *
Свет в нас – это наша сущность.
Впитывать море Света значит возвышать нашу сущность.
Призывал нас Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Совершенство наше есть наш Свет.
Но лёгок ли путь к самосовершенствованию?
Нет, конечно, он очень трудный.
«Тесны врата и узок путь, входящий в жизнь».
Труден путь этот потому, что, во-первых, нужны усилия воли, во-вторых, потому, что усилия воли нам нужно будет направлять в свой же внутренний мир – против всего того, что есть в нас дурного и что не может украсить духовный облик Учителя.
Мы не можем выбирать лёгкий путь, ибо мы – Учителя. Перед нами нет выбора, но есть вопрос: «Как это делать и с чего начать?»
Хорошо, что есть великие люди, мысли и деятельность которых могут стать для нас образцами. Обратимся на этот раз к Учителям Учителей: к Константину Дмитриевичу Ушинскому и Льву Николаевичу Толстому.
* * *
Ушинский.
Будучи магистром Московского университета, двадцатилетний молодой человек создал себе «рецепты» самосовершенствования, включающие десять правил. Но, разумеется, он заранее проанализировал свой внутренний мир, свой характер, и задал себе такие «рецепты», строгое соблюдение которых направило бы его на путь самосовершенствования.
Вот эти «рецепты»:
1. Совершенное спокойствие.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни слова.
6. Не проводить времени бессознательно.
7. Делать то, что хочешь, а не то, что случится.
8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
9. Каждый вечер добросовестно давать себе отчёт о своих поступках.
10. Отбросим эгоизм. Будем трудиться для потомства.
Молодой Константин Дмитриевич, надо полагать, перечислял в рецептах те качества, которые он хотел развивать, взращивать и воспитывать в себе, или такие, от которых хотел избавиться.
Далее он создал «Журнал», в котором постоянно записывал о своих самонаблюдениях по выполнению «рецептов», и иногда вынужден был признаться, что нарушил, скажем, первое правило о совершенном спокойствии, или же – запрет на хвастовство, когда «разгуливалось тщеславие».
Спустя несколько лет Константин Дмитриевич, оказавшись перед жизненными испытаниями, опять обнаруживает, что позволяет себе некие отклонения от намеченных «рецептов». В «Журнале» он пишет: «Снова – самое строгое наблюдение над собой, над своим характером и способностями! Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни».
Проходят годы и уже, находясь в должности инспектора классов в Гатчинском сиротском институте, он обнаруживает книжные шкафы с неизвестной для него педагогической литературой и жадно читает всё. А потом с грустью признаётся:
«От скольких ошибок я мог бы быть избавлен, попадись мне эти книги до моего вступления на педагогическое поприще!»
Так впитывал Константин Дмитриевич Ушинский море Света, и досталось нам от него классическое педагогическое наследие.
* * *
Лев Николаевич Толстой.
«Правила жизни» – так назвал он кодекс для себя. В них определил цели и пути своего самосовершенствования. В «Правилах» вырисовывается облик и образ жизни, к которым молодой человек хотел устремить себя. «Правила» распределены в одиннадцати группах и отражают многосторонние устремления Льва Николаевича: развитие воли телесной, чувственной, разумной; подчинение воле чувства самолюбия; развитие памяти, способности обдумывания, умения делать выводы и др. Правил около сорока, приведём некоторые из них:
– Будь верен своему слову.
– Если ты начал какое-то дело, не бросай его, не окончив.
– Все чувственные деяния не должны быть бессознательным исполнением потребностей чувств, но определением воли.
– Все чувства, имеющие источником любовь ко всему миру, хороши; все чувства, имеющие источником самолюбие, дурны.
– Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.
– Всегда говори правду.
– Имей цель для всей жизни, для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
– Чтоб каждый день любовь твоя ко всему роду человеческому выражалась бы чем-нибудь.
– Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству.
– Старайся дать уму как можно больше пищи.
– Всякую новую тебе встретившуюся тебе мысль сравнивай с теми мыслями, которые тебе известны.
– Все отвлечённые мысли оправдывай примерами.
– Всякое деяние осматривай со всех сторон его вреда и его пользы.
– При всяком деянии рассматривай, сколькими способами оно может быть сделано, и какой из этих способов лучше.
– Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него последствия.
«Ты» – это Лев Николаевич так обращается к самому себе, а не к кому-то другому.
Лев Николаевич начинает писать дневники, чтобы не упускать из виду своё движение по «Правилам жизни». Дневник он заполняет все последующие годы.
«Хотелось бы привыкнуть, – пишет он, – определять свой образ жизни вперёд не на один день, а на год, на несколько лет, на всю жизнь даже».
Позже он запишет в дневнике: «Потом в жизни я старался прилагать эти правила, выписывал из них важнейшие и задавал себе, как урок, приучиться к ним. И много, много других внутренних движений и переворотов произошло со мной в это время».
Видите, дорогие коллеги, как Лев Николаевич оценивает свои долгие устремления: «...много, много внутренних движений и переворотов...»
Что это такое?
Это то, что называется впитыванием моря Света. Как же иначе могли родиться такие лучики Света на весь мир, как Яснополянская школа, как идея свободы школы и образования, как «Азбука» и «Новая азбука», как всё толстовское направление гуманной педагогики? Он ценил свою педагогическую деятельность и свои учебники для детей не меньше чем своё литературное творчество.
«Есть у меня поэтическое прелестное дело, от которого нельзя оторваться – это школа».
Дары духа Льва Николаевича, которые есть проявление его Света, теперь наше богатство. В них мы найдём много мудрых наставлений, вроде:
«Всякий учитель должен знать, что каждая изобретённая метода есть только ступень, на которую должно остановиться для того, чтобы идти дальше».
* * *
Дорогие коллеги!
Может быть, стоит последовать примерам Ушинского и Толстого и тоже задать самому себе свои «рецепты» и свои «правила жизни»?
Вот какую возвышенную мысль высказывает Лев Николаевич о каждом из нас:
«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный Свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очистить себя».
Вы принимаете эту идею для себя?
Считаете, что вы есть алмаз?
Тогда не будем медлить!
* * *
– Зачем глаза?
– Чтобы улавливать значимое.
– Зачем уши?
– Чтобы услышать зов.
– Зачем сердце?
– Чтобы понять другого.
– Зачем голова?
– Чтобы мыслить о благе.
– Зачем руки?
– Чтобы нести живительную влагу.
– Зачем ноги?
– Чтобы поспеть к страждущему.
– Зачем язык?
– Чтобы произнести целебное слово.
– Зачем всё это?
– Чтобы впитать море Света.
* * *
Дорогие коллеги!
Предлагаю вам сделать следующее.
Отвлекитесь от всего, что вас окружает, освободитесь от суеты и загляните в свой внутренний мир: что оттуда надо выметать?
Может быть, раздражение?
Может быть, злобу?
Может быть, равнодушие?
Может быть, зависть?
Может быть, ненависть, гордыню, грубость?
Может быть, ещё какой-нибудь мусор?
Есть такое?
Тогда призовите свою всемогущую Свободную Волю и прикажите ей сжечь собранный мусор.
Для этого берите лист бумаги, запишите на нём, то есть, заверните в него весь мусор, который не даёт вам покоя, перекрывает путь к людям, к ученикам, омрачает вашу жизнь. Скомкайте этот лист бумаги, сожгите и радуйтесь: уходит от вас нечисть! Потом оставшийся пепел бросьте в мусорный ящик, там ему и место!
Но не забудьте заложить в вашей Свободной Воле Честное Учительское Слово, что больше ваша святая обитель этим мусором не будет загрязнена.
А как быть с впитыванием Света?
Здесь всё очень просто: если выметать из сердца тьму, оно само заполнится Светом. Почистите грязные окна, и Солнце само ворвётся в комнату. Трудно будет выметать мусор, если мы к нему привыкли, но это и будет впитыванием Света.
Ну, как, вы готовы для такого подвига?
Удачи вам!
* * *
Вот ещё путь к Свету.
Спросите у окружающих вас людей: «Друзья, каким бы вы хотели меня видеть?» Спросите у ваших учеников: «Ребята, что мне такое сделать, чтобы вы шли ко мне с радостью?» Спросите искренне и примите их пожелания без обиды. И не отвергайте с порога их откровенные оценки, не защищайтесь, не начинайте дискуссию. Выслушайте внимательно. Может быть, вам покажется, что они неправильно вас воспринимают, но задумайтесь. И сделайте так, чтобы спустя время они вам сказали: «Вы изменились!» А вы скажете в ответ: «Спасибо за помощь!» Надо оправдать их искренность и ожидание, надо преподнести им в дар ваш обновлённый образ.
Ну, как, можно ли такое сделать?
* * *
Вот ещё один путь.
Скажите самому себе, что для вас нет ничего недостижимого. А потом запишите прямо на сердце...
Нет, скажу по-другому: в вас уже посеяны семена-жемчужины Любви, Благородства, Великодушия. Снимите с них покровы и поливайте, ухаживайте за ними. Дайте им расти и цвести в вас. Ухаживайте за ними постоянно и примите для себя законы:
Любить любого и делать всё с любовью.
Быть всегда, – всегда! – великодушным.
Быть всегда, – всегда! – благородным.
И потоки Света ручейком вольются в Сердце.
Ну, как, хватит нам смелости на такой подвиг?
* * *
Вот ещё путь.
Давайте рискнём взять быка за рога: освободимся наконец-то от такого зверя в нас, каким является раздражение.
Раздражение
удручает,
разрушает,
отторгает,
ослепляет,
оглушает,
оскорбляет,
обижает,
отравляет,
оскверняет,
злит,
душит,
убивает...
Раздражение – враг духовности, враг мудрости, враг разума.
Раздражение – разрушитель любви.
Раздражение – могила великодушия, кинжал в спину благородства.
Раздражение – гонитель Света.
Раздражение – оружие сатаны.
Раздражение – удав всех наших лучших побуждений. Нельзя оставить в себе хоть тени раздражения.
Вычистить нужно всякие следы раздражения.
Гоните этого зверя от себя безжалостно, чтобы не отравлял он вашу жизнь, а вы, со своей стороны, не отравляли жизнь другим, вашим ученикам.
Не побоимся схватки со зверем.
* * *
Чем победить раздражение?
Творящим терпением!
Всю жизнь нужно лелеять в себе дар творящего терпения.
Терпение есть тот краеугольный камень, который отвергли попечители авторитарного образования, и потому наполнили его насилием и равнодушием.
Терпение есть тот краеугольный камень, который строители гуманного образования заложили в его основу, и потому расцветает в нём мудрость свободного выбора.
Творящее терпение там – где действуют сообща вера, надежда, любовь, мудрость.
Творящее терпение
пробуждает,
воодушевляет,
вдохновляет,
призывает,
уравновешивает,
доверяет,
притягивает,
вовлекает,
отрезвляет,
возвращает...
Творящее терпение есть созидатель дисциплины духа. Оно есть побудитель совести.
Оно есть условие рождения духовной общности и взаимной любви.
В нём наша скрытая воспитательная энергия. В нём торжество наших устремлений. Речь идёт о терпении творящем, которое есть проявление педагогической мудрости.
Неужели не устремимся к такому источнику Света?
* * *
Вот ещё один путь: наш внешний вид. Да, да, дорогие коллеги, внешний вид наш! Какой на нас костюм, галстук, какая рубашка? Какое платье, какой шарфик, какая брошь? Речь не идёт о роскошных нарядах. Речь идёт о единстве внешней и внутренней красоты. Не ходи, учитель, в балахоне к ученикам! Не шокируй их своей экстравагантностью! Не наводи на них уныние своим жалким видом! Не ходи к ученикам неряшливым! Не демонстрируй перед ними ни свою нищету, ни своё богатство!
Покажи элегантность, вкус, чистоту! Нельзя, чтобы от нас шёл запах пота!
Курящий пусть бросит курить! Чистота, аккуратность, простота – вот что нужно!
Лучшая красота – в простоте!
Если мы своей внешностью будем вызывать в наших учениках раздражение – это будет плохо. Если будем вызывать зависть, это тоже плохо. Если равнодушие – тоже не годится.
Мы должны нравиться ученикам – тогда мы станем для них источником Света.
* * *
Дорогие коллеги! Мы – искатели и носители Света. Давайте посетим галерею живых классиков, мудрецов и мыслителей.
У них много Света, и они любят дарить его щедро. Поговорим с ними.
Вот великий Аристотель,воспитатель Александра Македонского.
– Скажи нам, философ, от чего зависит успех воспитания?
Аристотель:
«Успех воспитания зависит от соответствующего уклада жизни».
Воистину, мудрость Аристотеля самая точная наука.