Примерная схема анализа урока
1. Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок
2. Готовность к уроку:
· подготовленность кабинета: санитарное состояние класса, подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета;
· готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей по истории);
· умелое переключение внимания учащихся на предстоящий урок (способ, количество времени).
- Организационный компонент урока (планирование):
· Какой подход к планированию учебного процесса использует учитель? (модели планирования)?
· Как сформулированы образовательные, развивающие и воспитательные задачи занятия, насколько они соответствуют месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников?
· Структура урока:
- звенья урока, последовательность;
- взаимосвязь и преемственность этапов урока? Получилось ли это занятие целостным и логичным? Как это занятие подготавливает проведение следующих?
- оптимальность распределения времени;
· Какую форму учебного занятия, тип урока выбрал учитель. Насколько они оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся?
- Содержательный компонент урока:
· соответствие материала требованиям Госстандарта и программе;
· научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников;
· отражение в содержании занятия отражены современных данных исторической науки, новых подходов к анализу и оценке прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;
· установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных, преемственных).
- Методический компонент урока:
· Формы проверки знаний и умений учащихся:
- устная (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);
- правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;
- выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;
- уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);
- мотивация оценок, их объективность;
- время, затраченное на проверку домашнего задания.
· Изучение нового материала:
- подготовка учащихся к восприятию новой темы;
- сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;
- характер познавательной деятельности школьников на занятии (в чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? С какими средствами обучения они работали?);
- формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы (что или кто был для учеников основным источником информации по новой теме? Как он был представлен: единственный и безапелляционный, один из достоверных, своеобразный, спорный, т.д.? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?);
- уровень воспитательного воздействия урока на личность;
- время, затраченное на изучение нового материала.
· Закрепление нового материала:
- методы и приемы;
- форма самостоятельной работы учащихся с источниками;
- время, отведенное на закрепление нового материала.
· Организации домашнего задания:
- форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.); индивидуальное, групповое или для всего класса;
- дифференцированность домашнего задания;
- объем, своевременность и разъяснение задания.
- Рефлексивный компонент:
· Роль учителя:
- владение вниманием учеников на протяжении всего урока;
- четкость и эмоциональность при изложении материала;
- достижение поставленных задач к концу урока;
- творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;
- воспитание интереса к предмету;
- в чем педагог видит результат своего урока, по каким критериям судит о его эффективности;
- педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);
· Отношение учащихся к уроку:
- дисциплина, активность, внимательность;
- оценка учениками результативности урока.
Приложение 7