Недостатки произношения свистящих фонем при призубном и носовом сигматизме и способы их устранения.
Сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих звуков. Сигматизм свистящих это искажение (с-сь, з-зь, ц).
Звук с –согласный, парный, глухой, твердый (мягкий, ротовой, шумный, щелевой, переднеязычный). Арт укл. с, губы растянуты в улыбке, видны передние зубы, губы на расст. 1-2 мм, конч. яз. упирается в нижние резцы, предн часть спинки выгнута. Боковые края прижаты к корен. зуб, образуется желобок по средн. линии языка, возд. стр сильная, небн занавеск поднята, голосов складки разомкнуты. Арт укл с губы растян больше, передн и средн часть спинки язык подним-ся выше к тверд. Небу и перемещ-ся вперед, конч языка сильнее упир-ся в нижн резцы. При произношен з-зь только спинк язык поднята выше, голос связ сомкнуты и вибрир-т, выдох менее напряж. При произн. Ц (аффрикат., смычно-щелев), конч язык упир-ся в нижн резцы, спинка яз круто выгнута и передн. частью образует смычку, а также конч яз остается в том же положен-и, а передн часть спинки язык после разрыва смычки отскакивает в положен с и в середине ее образует-ся узкий канал для прохода воздуха, мягк небо поднято, связки разомкнуты, выдох умеренный.
Носовой сигмат - конч яз оттяг-ся вглубь рта, передн часть спинк яз не подним-ся, средн часть оттян-а назад, задн часть примык-т к мягк небу и подним-ся. Боковые края опущены, мягк небо опущено, возд струя уход в носовую полость. Причины:напряж задн част спинки языка. Слабая арт-ая активность языка. Звук похож на х с гнусавым оттенком. Цель: снять напряж задн части спин яз, активиз работу мышц язык, формиров правильн носов и рото выдох. Упражн-я:горка, нижн лесенка, часики, качели, вкусн варенье (облизыв нижн губу), накаж непослушн язык, змейка, почист зубки, катушка, помоем пол, для выраб-ки возд стр свисток, загони мяч в ворота.
При устранен. носов сигм. -работа над формир правильн выдоха воздушн стр через середину ротов полости, упр-я (задув-ие свечи, спички). Упражн-ия должны проводиться при межгубном, затем межзубном положен язык, достигнув шепелявого зв с, логопед дает упражн-я на этот звук в слогах, словах, фразах. Когда язык укрепит-ся, м его постеп-о перевод за нижн резцы. Приступать к исправ-ю з и ц после постан-и зв с.
Призубн. сигматизм -при произнес свистящих конч яз упирается в края верхнинижн резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследст отсут-ет характерн свист и вместо звуков с, з слышатся т и д (суп-туп, зима-дима)-это парасигматизм т.к. один согл замен-я другим согл.
Причины:1. Снижен физиологич слуха. 2.Нарушен-е фонематич слуха. 3. Прямой закрыт-й и окрыт-й прикус.
Арт гимн-а:весь комплекс для свист-х, обратить вниман-е на спокойн возд струю
При устран-и призубн парасигмат:1. Легким нажим шпателя передн край яз опустить за нижн резцы, чтобы дать выход возд-а ч-з зубн щель.
2. Реб долж держать передн край яз м-у нижн и верхн резцами, широко расплостав его, выдыхая возд и ощущая его струю на конч. яз, воспроизв-т звук (межзубное) с. Затем логоп, нажим шпателем на распластан передн край яз, постепен-о отодвиг-я за нижн резцы, постепен-о звук с можно включ в слоги, слова и дифференц его со звук з и ц.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направл-ся на формир-е фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. Учитывать положения: умение опознавать и различать звуки речи как осознанные, исходными единицами речи должны быть слова.
После того как ребенок научится узнавать тот или другой звуков слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
Работу по формир-ю восприятия неправильно произносимых звуков нужно так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осущ-я операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
При фонематических дислалиях необходимо сформир-ть недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение.
Прежде чем формировать артикуляционный уклад при механической дислалии нужно провести работу, кото-я помогла бы определить такое положение органов артикуляции, при котором звучание окажется ближе всего к акустическому эффекту нормированного звука.
Процесс формирования артикуляционных движений осущ-ся как произвольный и осознанный: реб-к учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию. При затруднениях логопед помогает ребенку шпателем или зондом. На последующих занятиях можно предложить выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.
При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для~органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения.
Требования к артикуляц-м упражн-м:
1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной позы на другую.
2. Как статические упр-я, так и динамические упр-я
3. Упр-я на сочетание движений языка и губ,
4. Занятия д-ы проводиться кратковременно, но многократно, чтобы реб-к не утомлялся.
5. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.