Воспитание гигиенических навыков и культуры поведения.
· Тщательное внимание к внешности ребенка. Следите за чистотой одежды.
· Следите за порядком на парте школьника. Не начинайте урока, пока все учащиеся не приготовились к нему.
· Следите за осанкой учащихся при пении, за культурой речи и поведением.
· Следите за тем, чтобы все дети мыли руки перед едой, культурно вели себя в столовой.
· Следите, чтобы дети не оставляли в классе мусор, чтобы после урока дежурный проветривал класс, готовил к уроку мел, тряпку для доски и доску, воспитывайте бережное отношение к имуществу школы.
· Следите за поведением детей на переменах, ознакомьтесь с обязанностями с обязанностями дежурного преподавателя и выполняйте их.
4) В процессе беседы с администрацией школы, педагогом-музыкантом, обратить внимание на:
· Формы организации музыкальной деятельности школьников (уроки музыки, кружковая работа, формы работы с родителями, праздники, лектории, тематические занятия, встречи с интересными людьми, концерты и т.д.)
· На тематику внеклассных мероприятий, приоритетность выбора тем.
· Специфику направлений в соответствии с общей тематикой работы школы, УДОД (обратить внимание, как организованно взаимодействие с образовательными организациями, детскими коллективами, родителями для решения задач музыкально-образовательной деятельность).
· Работу с родителями, характер участия детей.
5) В анализе организационно-методического обеспечения музыкально-образовательного процесса на базах практики, обратить внимание на:
· Наличие и оформление кабинета музыки (просторность, проветриваемость, соответствие мебели количеству и возрасту детей).
· Наличие музыкальных инструментов (их настроенность).
· Наличие дидактического материала (учебников, нотного материала, дополнительной литературы).
· Наличие фонотеки (систематизации музыкального материала).
· Аудиовизуальные средства (компьютер, интерактивная доска)
· Стенды (характер информационного материала.
· Шкафы для хранения дидактического материала.
· Эстетическое оформление кабинета.
· Наличие и оформление актового зала (сцена, эстетическое оформление, наличие удобной мебели, вместимость, наличие тех.средств обеспечения массовых мероприятий).
· Наличие программ по которым работает педагог, нотных сборников (используются ли современные пед.технологии с учетом особенностей образовательного процесса; как используется сбор, анализ и систематизация информации по актуальным проблемам науки и образования; проводятся ли эксперименты по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности; как используются возможности образовательной среды для обеспечения качества образования).
6) При анализе уроков музыки в школе следует руководствоваться предложенными схемами:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО УРОКА
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
(Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Академический проспект; Альма Матер, 2008.)
1. Использование учебной программы.
2. Тема урока.
3. Цели и задачи музыкального воспитания н содержании урока.
4. Степень реализации основных задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей и формирование начал музыкальной культуры) в содержании занятий.
5. Задачи и содержание занятия с точки зрения соответствия возрастным возможностям детей.
6. Тип, вид урока.
7. Структура урока, перечень этапов урока с примерной дозировкой времени.
8. Организация урока музыки. Временная протяженность занятия.
9. Разработка содержания урока, соотношение различных видов музыкальной деятельности.
10. Содержание обучения детей, его соответствие возрастному уровню их развития.
11. Музыкальный репертуар, качество используемого педагогом музыкального материала.
12. Уровень доступности и художественности музыкального репертуара.
13. Соответствие репертуара, методов и приемов поставленным целям и задачам обучения детей.
14. Характеристика методов и приемов обучения на уроке.
15. Применение наглядных, словесных и практических методов с элементами проблемности (или других).
16. Приемы обучения и варианты их проблемного применения.
17. Приемы активизации творческих проявлений детей.
18. Методы и приемы обучения, их соответствие этапу работы над произведением.
19. Эффективность применения различных вариантов наглядного метода, его направленности на развитие музыкальных интересов, вкусов, воображения.
20. Результативность применения словесного метода на каждом этапе работы над произведением.
21. Целесообразность использования практических приемов и их роль в развитии творческой активности детей.
22. Развивающий характер используемых методов индивидуальной работы с ребенком.
23. Описание хода урока.
24. Связь слушания музыки с другими разделами урока.
25. Характеристика структурных частей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, песни и т. д.).
26. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, используемых педагогом.
27. Игровые задания, инсценировки, их руль в обучении пению.
28. Характеристика песенного репертуара, соответствие голоса детей данному возрасту.
29. Связь раздела «Пение» с другими разделами урока.
30. Уровень развития вокально-хоровых навыков детей.
31. Виды ритмики, используемые педагогом на уроке.
32. Характеристика музыкального репертуара, взаимосвязь музыки и движений
33. Методы и приемы обучения движениям с приемами проблемности.
34. Использование игровых приемов при разучивании танцев, упражнений, хороводов.
35. Общий уровень развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей:
а) чувство метроритмической пульсации;
б) фразы;
в) выделение акцентов;
г} динамика;
д) регистр;
ж) смены характера музыки.
36. Содержание и задачи обучения игре на музыкальных инструментах.
37. Характеристика знаний детей о музыкальных инструментах.
38. Индивидуальные и коллективные формы работы при обучении игре на музыкальном инструменте.
39. Состав детского оркестра (соотношение инструментов, имеющих звукоряд (ударные, духовые, клавишно-язычковые, струнные) и инструментов ударной группы, не имеющих звукоряда.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА МУЗЫКИ
1. Структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов музыкальной деятельности,
2. Методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность.
3. Реализация новых основных дидактических принципов на уроке.
4. Художественная целостность урока музыки, как она достигается.
5. Достижение учебно-воспитательной цели урока.
6. Опрос и пед. оценка на уроке.
7. Замечания, предложения.
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Какова характеристика реальных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает»? на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи решались на уроке:
· образовательные,
· воспитательные,
· задачи развития?
4. Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми?
5. Как учтены в задачи особенности класса, отдельных групп школьников?
6. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
7. Рационально ли выделено место урока для опроса, рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
8. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?
9. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала?
10. Дать обоснование выбора методов обучения.
11. Какое сочетание форм обучения было избранно для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
12. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? И почему?
13. Как использовать на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 3а счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течении
14. всего урока?
15. 3а счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
16. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
17. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
18. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
анализ занятия по музыке
1. Тематизм урока (тема четверти).
2. План урока (структура вводная часть, основная, кульминация, заключительная, итог).
3. Дидактический и художественный материал к уроку (требования к дидактическому материалу).
4. Соответствие художественного и музыкального материала, с разработкой темы урока.
5. План работы над песней.
6. Выразительность исполнения произведения.
7. Драматургия урока (подготовка к кульминации, кульминация, развязка).
8. Разнообразие форм общения с музыкой (слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра, пластическое интонирование).
9. Форма и стиль общения педагога с учениками (речь, мимика, жесты).
10. Мое отношение к проведению данного урока, вывод.
Методические рекомендации к сравнительному анализу урока «Музыки» в начальной и средней общеобразовательной школе.
1. Изучить планы (разработки) уроков и проанализировать сходные и отличительные моменты.
2. Проанализировать особенности подбора дидактического и художественного материала.
3. Осуществить анализ особенностей подбора музыкального репертуара.
4. Определить соответствие художественного материала с разработкой плана урока, его тематикой.
5. Проанализировать особенности плана работы над песней.
6. Осуществить анализ особенностей восприятия музыки - как самостоятельного вида музыкальной деятельности на уроке.
7. Дать сравнительную характеристику классов учащихся, где проводились уроки:
· общая и музыкальная культура;
· интерес к музыкальной деятельности (восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность и т.д.);
· объем слушательского внимания (по времени);
· музыкальные предпочтения;
· степень развития мелодического и гармонического слуха;
· вокально-хоровые умения и навыки;
· исторические и библиографические знания о музыке;
· уровень интонационно-образного мышления.
8. Осуществить анализ роли пластического интонирования на уроке.
Анализ беседы учителя музыки по ознакомлению учащихся с произведениями вокально-музыкального искусства.
1. Тема беседы и ее цель (образовательная и воспитательная).
2. Место данной беседы общей системе воспитательной работы.
3. Обусловленность выбора данных произведений искусства (музыка, живопись), (художественность, познавательный интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).
4. Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.
5. Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.
6. Обеспечение целостного восприятия детьми музыкальных произведений (вступительная беседа, слушание-восприятие, анализ);
7. Оценка разбора произведений искусства с позиции:
· Единства содержания и художественных средств;
· Учета возрастных особенностей школьников
· Приемов активизации учащихся в ходе беседы; выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;
· Связи с жизнью, с поведением учащихся.
8. Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.
9. Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.
10. Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.
11. Достигнуты ли поставленные цели.
Схема анализа песни
(О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Комиссарова)
1. Авторы музыки и слов песни.
2.Воспитательная ценность музыкального произведения (характер, интонационная выразительность музыки, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность).
3. Анализ литературного текста:
-наличие сюжета, обращения, диалога;
-ритмичность литературного текста;
-наиболее значительные в выразительном отношении слова;
-непонятные детям данной возрастной группы слова в словосочетаниях;
-наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);
-сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.
4.Анализ песни:
-лад и тональность, наличие отклонений и модуляций;
-соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;
-размер, темп;
-динамические нюансы;
-мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;
-характер, интонационная выразительность мелодии;
-характер движения, особенности развития;
-способ звуковедения;
-интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирования при разучивании песни;
-наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интонациям речи;
-ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;
-связь средств музыкальной выразительности с текстом;
-диапазон и его соответствие возрастным возможностям детей.
5. Аккомпанемент:
-художественные достоинства;
-соответствие эмоционально-образному содержанию песни;
-доступность для восприятия детьми;
-наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особенности;
6. Структура песни:
-одночастная, двухчастная (запев, припев), куплетная, рондо;
-драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).
7. Педагогические выводы.
Примерная схема художественно-педагогического анализа музыкального произведения
(По материалам: Челышева Т.В. Методика музыкального воспитания. Программа курса. - М., 1996. – С. 22-23).
Основные социально-музыковедческие позиции, на которых может строиться диалог учителя с учащимися по конкретному произведению. Процесс размышления о музыке может начинаться с любой из этих позиций и продолжиться в любом порядке, не всегда вовлекая каждую из них, раскрывая их более или менее полно в зависимости от необходимости.
1. Принадлежность к одной из трех сфер: песне, танцу, маршу, песенности, танцевальности, маршевости.
2. Средства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобраться в этой музыке:
- характер движения мелодии (плавно, отрывисто, поступенно, скачками);
- темп (быстрый, медленный, умеренный);
- лад (окраска светлая, темная);
- динамика (громко, тихо);
- тембр;
- характер сопровождения;
-форма (построение) музыки.
3. Самостоятельное произведение или часть произведения крупной формы.
4. Национальная принадлежность музыки: народная или написана композитором.
5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.
Развитие музыки. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это произведение.
7. Проявление изобразительности в музыке.
8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроения, чувства.
9. О каких событиях рассказывает музыка.
10. При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка.
Художественно-педагогический анализ произведения - работа творческая. Она зависит от эмоционального отклика школьников на музыку, от их интеллектуального уровня и от способности учителя вести беседу-размышление как импровизацию на заданную тему.
Анализ произведения музыкального внеклассного мероприятия (праздника)
1. Вид, форма проведения, тематика развлечения.
2. Реализация основных задач музыкального воспитания в содержании развлечения.
3. Драматургические особенности построения развлечений.
4. Принципы объединения различных видов искусств и видов художественной деятельности детей.
5. Качество музыкально-литературного материала, его художественная ценность, доступность, объем.
6. Занимательность, новизна развлечений.
7. Эстетическая и педагогическая целесообразность оформления музыкального зала, декораций, костюмов.
8. Участие взрослых в развлечении.
9. Качество исполнительской деятельности детей.
10. Распределение ролей между детьми (учет музыкальных способностей, склонностей, интересов).
11. Содержание сюрпризных моментов.
12. Длительность развлечения, его динамичность, насыщенность.
13. Общая оценка развлечения, предложения и пожелания.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного (тематического) занятия
1 Тема
2 Воспитательно-образовательные задачи.
3 План проведения.
4. Конспект занятия (раскрыть содержание в соответствии с планом его проведения).
5 Используемая наглядность и ТСО.
6 Список используемой литературы.
Схема анализа внеклассного занятия по предмету
1. Класс, предмет по которому проводится занятие.
2. Тема занятия.
3. Цели занятия и оценка их формулировки и подачи учащимся.
4. Как соотносится содержание, внеклассного занятия с программным материалом по учебному предмету.
5 . Степень занимательности, увлекательности, необычности.
6 . Оптимальность объема, предлагаемого учащимся материала по доступности.
7 . Участие учащихся в подготовке занятия, их активность.
8. Использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность.
9. Проводилось ли награждение победителей?
10. Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме занятия: энциклопедии, книги, альбомы и т.д.
11. Оценка оформления занятия.
12. Оценка поведения и речи ведущего.
13. Общие выводы, рекомендации и предложения.
Методические рекомендации к сравнительному анализу урока «Музыки» в начальной и средней общеобразовательной школе
1. Изучить планы (разработки) уроков и проанализировать сходные и отличительные моменты.
2. Проанализировать особенности подбора дидактического и художественного материала.
3. Осуществить анализ особенностей подбора музыкального репертуара.
4. Определить соответствие художественного материала с разработкой плана урока, его тематикой.
5. Проанализировать особенности плана работы над песней.
6. Осуществить анализ особенностей восприятия музыки - как самостоятельного вида музыкальной деятельности на уроке.
7. Дать сравнительную характеристику классов учащихся, где проводились уроки:
• общая и музыкальная культура;
• интерес к музыкальной деятельности (восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность и т.д.);
• объем слушательского внимания (по времени);
• музыкальные предпочтения;
• степень развития мелодического и гармонического слуха;
• вокально-хоровые умения и навыки;
• исторические и библиографические знания о музыке;
• уровень интонационно-образного мышления.
8. Осуществить анализ роли пластического интонирования на уроке.
Вопросы к анализу занятия по музыке
1. Тематизм урока (тема четверти).
2 План урока (структура вводная часть, основная, кульминация, заключительная, итог).
3. Дидактический и художественный материал к уроку (требования к дидактическому материалу).
4. Соответствие художественного и музыкального материала, с разработкой темы урока.
5. План работы над песней.
6. Выразительность исполнения произведения.
7. Драматургия урока (подготовка к кульминации, кульминация, развязка).
8. Разнообразие форм общения с музыкой (слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра, пластическое интонирование).
9. Форма и стиль общения педагога с учениками (речь, мимика, жесты).
10. Мое отношение к проведению данного урока, вывод.
меТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ
1. Приходите на урок немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно, старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, это необходимо приготовить на перемене.
3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: пауза, безделье - бич дисциплины.
4 . Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
5 . обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, кто может заняться посторонними делами.
6 . Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7 . Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8 . Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.
9 . Удерживайтесь от излишних замечаний.
10. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит.
Провести урок результативно при высокой активности и дисциплинированности ребят поможет опыт педагогов-новаторов.
Требования к организации воспитательной, работы.
Личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);
• единство обучения, воспитания, развития, природосообразность воспитания, изучение и формирование индивидуально-личностного качества ребенка, учет возрастных и половых различий в воспитательной работе
• культуросообразность и национальное своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями, опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки и культуру других народов)
• гуманизация межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и детьми, основанное на принципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и внимании к ним, создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения)
• гуманизация воспитания (приобщения личности) к мировой культуре, воспитание музыкального мышления);
дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия детей, учителей, условий семьи, школы, социума)
• средовой подход в воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения - семьи, учреждений, дополнительного образования, привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предприятий)
• эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота); эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений.
• рациональность и оптимальность организации педагогического процесса, (основанные на преемственности содержания форм и требований к ребенку и способствующие его психологической защищенности, развитию его индивидуальности, расширению степени свободы.
В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:
- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;
- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;
- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;
- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного (тематического) занятия
1 Тема
2 Воспитательно-образовательные задачи.
3 План проведения.
4. Конспект занятия (раскрыть содержание в соответствии с планом его проведения).
7 Используемая наглядность и ТСО.
8 Список используемой литературы.
Анализ беседы учителя музыки по ознакомлению учащихся с произведениями вокально-музыкального искусства.
1. Тема беседы и ее цель (образовательная и воспитательная).
2. Место данной беседы общей системе воспитательной работы.
3. Обусловленность выбора данных произведений искусства (музыка, живопись), (художественность, познавательный интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).
4. Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.
5. Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.
6. Обеспечение целостного восприятия детьми музыкальных произведений (вступительная беседа, слушание-восприятие, анализ);
7. Оценка разбора произведений искусства с позиции:
• Единства содержания и художественных средств;
• Учета возрастных особенностей школьников
• Приемов активизации учащихся в ходе беседы; выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;
• Связи с жизнью, с поведением учащихся.
8. Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.
9. Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.
10. Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.
11. Достигнуты ли поставленные цели.
Примерная схема художественно-педагогического анализа музыкальных произведений.
Процесс активного восприятия школьниками музыки предполагает художественно-педагогический анализ музыкального произведения. Эта работа творческая, зависит от эмоционального отклика школьников на музыку, от их интеллектуального уровня и от способности учителя вести беседу-размышление как импровизацию на заданную тему. Для выработки профессиональной свободы в данном процессе студентам рекомендуются ориентиры в виде схемы - «солнышко», где даны основные социально-музыковедческие позиции, на которых может строиться диалог учителя с учащимися по конкретному произведению. При этом процесс размышления о музыке может начинаться с любой из этих позиций и продолжиться любом порядке, не всегда вовлекая каждую из них, раскрывая их более или менее полно в зависимости необходимости.
Схема анализа музыкального произведения.
1.Принадлежность к одной из трех сфер: песне, танцу, маршу или песенности, танцевальности, маршевости.
2.Средства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобраться в этой музыке:
• характер движения мелодии (плавно, отрывисто, поступенно, скачками)
• темп (быстрый, медленный, умеренный)
• лад (окраска светлая, темная)
• тембр
• характер сопровождения
• форма (построение) музыки и пр.
3. Самостоятельное произведение иди часть произведения крупного жанра.
4. Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором.
5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно интонации. Развитие музыки. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это произведение.
7. Изобразительность музыки.
8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроение и чувства.
9. О каких событиях рассказывает музыка.
10. При каких жизненных обстоятельствах могла звучать эта музыка.
План работы над песней.
1.Название песни.
2. Авторы стихов, музыки.
3. Нотный и стихотворный тексты.
4. Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни (краткая аннотация).
5. Соответствие песни возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.
6. Тема программы (четверти), в контекст которой включается песня.
7. Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.
8. Круг вопросов по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу.
9. Первое представление песни и процесс ее разучивания:
• интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);
• распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
• учет характера, жанров основы интонаций, и их соответствие образному содержанию;
• динамические, ритмические ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение сообразным строем песни;
• характер движения мелодии и сопровождения;
• интонационно-драматургическое развитие песни;
• углубленное интонационно-образное восприятие песни путем исполнения; использование наиболее ярких средств выразительности с помощью пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментов;
• особенности многоголосия и работа над ним.
10. Законченное исполнения песни (фрагмента ее).
11. Обобщение по теме урока.
Методические рекомендации к проведению урока.
Впроцессе подготовки к урокам обязательно нужно:
1) определить уровни развития у учащихся умений и мотивов учебных действий;
2) сформулировать цели урока (обучающую, развивающую и воспитывающую), в том числе по формированию у учащихся умений учиться, самообразовательных умений;
3) осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока, выделив понятия, правила, законы, теории и прикладные знания, а также основные (межпредметные) и специфичные для данного предмета умения; подобрать дополнительный учебный материал; наметить вид познавательной деятельности (репродуктивная, частично-поисковая, поисковая), в которой будет «работать» каждый из выделенных элементов содержания учебного материала;
4) определить методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся;
5) продумать характер фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы учащихся;
6) наметить методы контроля за деятельностью учащихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы.
7) При выполнении заданий научно-исследовательского направления (наблюдение, диагностика музыкальных способностей) использовать материал книги:
- Анисимов, Владимир Петрович Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.пособие для вузов. Издательство: Владос, 2004 г. (см. Гл.4 Методы диагностики музыкальных способностей).
- Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Издательство: Академия, 2000 г.
- Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Академический проспект; Альма Матер, 2008.
8) При организации и проведении культурно-просветительской деятельности необходимо знать следующее:
Подготовка и проведение концертно-просветительских программ - это вид школьной деятельности, помогающий в достижении практически всех целей и задач, стоящих перед детским музыкальным образованием, а именно:
· приобщение к музыкальной культуре;
· овладение навыками игры на инструменте на уровне домашнего музицирования;
· профессиональное ориентирование наиболее одаренных детей;
· игра и пение в ансамбле, оркестре и хоре;
· возможность творческого самовыражения;
· развитие навыков выступления на сцене;
· удовлетворение потребности в признании и успехе.
Концертные программы, объединенные общей темой, идеей, пробуждают интерес, обогащают знаниями, сплачивают учеников, учителей и родителей. Кроме того, они дают возможность для достижения еще одной цели, может быть, самой важной: поделиться своими знаниями, умением, эмоциями, всем прекрасным, что дает искусство, со слушателями.
В основе данной статьи - опыт просветительской работы Сходненской детской школы искусств. Это концертные программы, подготовленные к знаменательным датам, праздникам, посвященные музыкантам и музыкальным эпохам, такие как «Михаил Иванович Глинка. Личность и творчество», «Римский-Корсаков и его современники», «Музыка эпохи барокко», «Двойной музыкальный портрет. Гендель и Бах», «Моцарт – духовный мир эпохи», «XX век. Прокофьев и Шостакович», «Весеннее приношение. Музыка И.Дунаевского» и другие.
Требования к оформлению конспекта проведения одной из форм просветительской деятельности
- Титульный лист
- Цель и задачи проведения (образовательные, воспитательные, развивающие); оборудование, время проведения, музыкальный материал (авторы и названия произведений), ход проведения (подробное описание последовательности речи педагога с предполагаемыми ответами учащихся).
Оформление плана пробного урока музыки:
1. Титульный лист
2. Второй лист
Вид урока –
Цель урока –
Оборудование –
№ п\п | Этапы урока, название произведений, композиторы | Задачи к каждому этапу и к каждому произведению | Методы и приемы работы | Время |
1. |
3. Третий лист – подробное написание хода урока с предполагаемыми действиями учащихся (ответами детей).
Самоанализ пробного урока
1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку______________________________
2. Удачи и недостатки в ходе урока, их причины_______________________________
3. Предложения по улучшению урока_________________________________________
4. Рост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихся, избавился; какие знания и умения приобрёл, нет ли повторения ошибок
___________________________________________________________________
Итого:
Педагогическая практика оказалась для меня____________________________________
Для меня стало открытием___________________________________________________
Моя самостоятельность проявилась в__________________________________________
Самым интересным было____________________________________________________
Я научился (лась)____________________________________________________________
Мои предложения____________________________________________________________
В рамках практической деятельности среди студентов 5 курса проводится ежегодный конкурс «Музыка в школе глазами будущих учителей», где студентам предоставляется возможность выбрать номинацию «Лучший урок музыки», «Лучшее внеклассное занятие». Студенты, которые занимают призовые места имеют преимущества на государственных экзаменах, а также повышается рейтинг оценки по итогам практики.