Методика подготовки и проведения выставки
Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.
Этапы организации и проведения:
1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;
2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;
3. подбор и оформление экспонатов выставки;
4. оформление выставки и сопутствующих материалов;
5. открытие выставки;
6. проведение выставки;
7. закрытие выставки;
8. последействие.
Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов.
1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.
Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д.
Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.
2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
Структура тематико-экспозиционного плана выставки:
1. Тема выставки.
2. Место проведения выставки.
3. Сроки проведения выстави
5. Задачи выставки.
6 Композиционное построение выставки композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки
7 Тематика выставочных работ
8. Тип выставочных работ и критерии их отбора
9. Требования к оформлению выставочных работ.
10 Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.
3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом.
- работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки,
- может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);
- можно выполнить коллективные работы.
При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.
Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.
4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.
Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.
Возможные варианты расположения выставочных работ:
- последовательно от простых работ начинающих воспитанников, а, возможно, и педагога детского объединения;
* композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;
* работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;
* работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.
5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.
Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.
6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:
» организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;
* подготовить экскурсии по выставке;
* организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).
Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.
7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).
8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.