Волевой человек. Развитие воли
Волевой человек на уроке собран, подтянут, не отвлекается ничем. Он сконцентрирован на выполнение поставленной педагогом вокально-технической или исполнительской задачи. Воля ученика проявляется не только на уроке, но и вне класса. Волевой ученик находит время подготовить, продумать, проанализировать, выучить все, что следует, и к следующему уроку прийти во всеоружии, чтобы максимально использовать время, отведенное для него концертмейстером и педагогом. Он умеет так подчинить все остальные жизненные задачи основной цели, что успевает выполнить все, что надо; для ее наилучшего и быстрого осуществления. Поэтому волевой ученик отличается дисциплинированностью и большой работоспособностью.
Ученик со слабой волей легко распускается, отвлекается, выпускает из внимания основную цель, не борется неотступно, последовательно, действенно за ее осуществление. Потому он позволяет себе прийти на урок с невыученными произведениями, опоздать, «забежать» на урок, т. е. прийти внутренне несобранным, неподготовленным. На самом уроке такой ученик скучает на упражнениях, он вял, не хочет активно преодолевать трудности, связанные с напряжением внимания, необходимым для развития точных мышечных движений, для выработки тонких слуховых, вибрационных и других ощущений. Он не напрягает всю свою волю, чтобы выполнять требования педагога и концертмейстера. Он стремится получить удовольствие и не хочет
11» 323
преодолевать препятствия, хочет достигнуть цели при наименьших усилиях.
Между тем успех в обучении пению всегда требует большой воли, больших усилий, и не только в занятиях, но и во всем поведении ученика. Большой воли, в частности, требует умение при любых внешних условиях соблюдать строгий режим дня и режим работы. Обычно все сталкиваются с большими трудностями в поддержании размеренного, разумного режима жизни. Между тем от него в большой мере зависит успешность каждого урока, а каждый успешный урок приближает ученика к цели. Обучающийся должен проявлять большую волю, чтобы избегать петь слишком трудные дня него произведения, не форсировать, не брать высоких нот и т. п. Он должен уметь отказаться от некоторых развлечений и излишеств в жизни, которые выбивают его из режима.
Суммируя сказанное, можно сказать, что волевой ученик — это тот, кто убежден в важности и правильности поставленных перед собой целей, кто сознательно решил посвятить себя искусству, и это устойчивое решение проводит неукоснительно и планомерно, несмотря ни на какие препятствия. Он характеризуется энергией и настойчивостью в преодолении препятствий, он обладает силой воли, чтобы заставить себя выполнить принятое решение. Волевой человек — тот, кто имеет власть над собой, кто умеет себя удержать от необдуманных, неверных действий. Самообладание, решительность, сила воли, настойчивость — эти качества волевого человека, которыми должны обладать и ученик и педагог для успеха в педагогическом процессе.
Воля, как и другие психические категории, не является чем-то прирожденным. Воля, как говорят, выковывается в процессе жизни, в деятельности человека. Есть моменты, которые ослабляют ее, другие — способствуют развитию. Поэтому каждый, кто хочет работать над развитием волевых качеств, должен их знать.
Прежде всего всегда должна быть ясность, ради чего будет напрягаться воля, т. е. сознательная цель, которая зависит от мировоззрения человека, от его потребности. Решения, которые принимаются для достижения этой цели, должны быть^ всегда выполнимыми. Невыполнимые решения демоби-'j лизуют волю. Однако и выполнимые решения всегда содержат I препятствия, но препятствия, которые можно реально одолетьХ Даже небольшая победа над препятствием закаляет человека/! делает его более волевым. Для того чтобы выработать в себё| волю, надо начинать с небольшого: приучать себя бороться cf небольшими препятствиями, например вставать в определенное^ время, делать зарядку, поддерживать строгий распорядок днял режим жизни и работы, не позволять себе отвлекаться, удержим вать себя от желаний, идущих вразрез с принятым решением'.^
Раз принятое решение надо выполнять во что бы то ни стало — так развивается чувство долга. Чувство ответственности перед самим собою и перед людьми за свои действия и поступки надо вырабатывать в себе постоянно. Воля крепнет и развивается только в борьбе с препятствиями, но эти препятствия должны быть посильны для преодоления.
Мышечные движения — простейшее проявление воли, чтобы овладеть сложными движениями, надо сначала овладеть простыми. Постепенное усложнение заданий, повышение трудности будет развивать волю певца в их преодолении. Непосильные задачи будут развращать волю, демобили-зовывать ее. Поэтому подход к овладению сложными коорди-нациями, требующими большого волевого усилия для своего выполнения, должен быть всегда постепенным. Тренировка воли на преодолении малых препятствий укрепляет ее и, в конце концов, человек оказывается способным выполнить очень сложное задание, требующее большой смелости, решительности, выносливости.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Певческая деятельность
Певческая деятельность, как и всякая другая, вызывается стремлением человека удовлетворить свои интересы, свою потребность. Каким бы видом деятельности человек ни занимался, он должен ясно сознавать цгль, которую он хочет достигнуть посредством этой деятельности. К занятию каким-либо видом деятельности человека побуждают определенные мотивы. Чаще всего к занятиям пением молодого певца толкает любовь к нему и то большое удовольствие, которое он получает от пения. Однако приходится сталкиваться и с совсем другими побудительными причинами, такими, как обманчивая легкость этого вида деятельности, материальная заинтересованность, желание «быть на виду» и т. п. Само собой понятно, что мотивы, по которым человек начинает заниматься певческой деятельностью, характеризуют его личность. Эти мотивы могут быть очень высоки, исходить из очень высоких побуждений, а могут быть весьма примитивны, низменны. Для педагога всегда важно понять — что привело того или иного ученика к нему в класс, каковы были мотивы поступить учиться пению.
Навыки и творчество
Всякая деятельность для своего выполне-ния требует владения многими умениями и навыками. Эти выработанные умения и навыки составляют
технику данного вида деятельности. Певец, прежде чем выйти на эстраду, должен овладеть целым комплексом навыков: научиться владеть голосом, научиться петь с аккоманементом, научиться читать ноты и т. п. Нельзя заниматься деятельностью не освоив ее техники. Только когда освоена техника, сознание может быть сконцентрировано на выполнении самой деятельности. Таким рбразом, ключ к овладению деятельностью лежит через ее технику, через выработку автоматически протекающих операций-навыков, позволяющих сознанию заниматься решением сложных творческих задач. Чем выше техника деятельности, тем меньше она занимает певца, тем лучше он может сосредоточиться на творчестве.
Для певца основным выразительным средством является голос, и поэтому его совершенная обработка позволяет с большой гибкостью и полнотой эмоционально выражать в прекрасной вокальной форме идейное содержание. Это является одной из основных забот певца и педагога.
Мастерство в вокальном искусстве — это умение владеть большим количеством навыков и употреблять их так, как требует творческая задача. Мастер гибко владеет разнообразными навыками, делает с голосом то, что хочет. Мастер играет своим звуком, окрашивая его бесчисленным количеством тембровых оттенков, меняя динамику и акценты. Малоквалифицированный певец ограничен в навыках и в лучшем случае может все спеть в одной манере.
Чем полнее певец овладел навыками пения, тем лучше он может воплотить в художественной форме идею произведения. Естественно, что степень владения голосом, мимикой и телом — всеми выразительными средствами артиста-певца — оказывает свое влияние на протекание творческого процесса создания образа у исполнителя. Только, тот кто в совершенстве владеет техникой пения и актерским мастерством, может рассчитывать на полноценное воплощение своих творческих устремлений. Потому выработке навыков в процессе обучения следует уделять самое большое внимание.
Овладение навыками — условие проявления творчества. Пение, как искусство исполнительское, по своей природе всегда предполагает творческий элемент, так как певец не просто переводит механически ноты и текст в звуки голоса, а всегда' воссоздает произведение, т. е. в той или иной мере проводят его через себя.
Творчество и ремесло
Всякую деятельность можно выполнять творчески, а можно — ремесленно. Ремесленник также овладеет техникой деятельности, но, выполняя ее, он не стремится по-новому |
решить задачи, с ней связанные. Наоборот, творческий подход всегда связан с нахождением нового, своеобразного и ценного. Как часто бывает, что слушая в исполнении крупного мастера хорошо известное произведение, слышанное до этого множество раз, вдруг начинаешь находить в нем новые красоты, новое содержание! Вот такое раскрытие, или, как часто говорят, «новое прочтение», и есть творческое решение исполнительской задачи.
Творчество всегда связано с учетом особенностей, с проявлением инициативы, с преодолением штампов и шаблонов. Оно выражается в умении найти оригинальное решение задачи, в результате которого получаются продукты высокой общественной ценности. Ф. И. Шаляпина мы считаем великим творцом, так как он создал галерею замечательных, оригинальных и живых образов, даже в тех операх, где штампы были чрезвычайно сильны. Он заново открыл миру оперы Мусоргского, дал совершенно иной подход к решению вопроса игры и вокального воплощения образа для оперного певца. Ф. И. Шаляпин и слово «штамп» — совершенно несовместимы. Это великий новатор в оперном искусстве.
Певец-ремесленник использует для исполнения уже готовые образцы, копирует, поет так, а не иначе потому, что так «поют все», потому что так принято петь данное произведение или так принято трактовать данный образ. Однако копировка не всегда является плохим качеством. Плохо, когда исполнитель останавливается на этом, не идет дальше. Использование хороших образцов — вполне закономерный процесс. Многие художники, писатели начинали с подражания большим мастерам. Влюбленность в того или иного крупного мастера ведет к вполне естественному желанию ему подражать. Однако для человека, наделенного творческим талантом, это только этап, на котором он не останавливается. В дальнейшем он творчески перерабатывает опыт того, кого он прежде копировал. Достижения прошлого входят в его общий опыт, из которого он черпает материал для творчества.
Плох тот педагог, который учит так, как его самого учили когда-то, не сдвинувшись со старых позиций, не обогатив свой опыт.
Творчество возможно в любом виде деятельности. Везде можно работать так, что в результате будет создаваться новое, ценное, лучшее, более рациональное, более полезное для общества.