Произношение звука ц в предложениях

Добры молодцы спрашивают у девиц-мастериц: «Что вы умеете делать?»

В ответах должны быть слова спицы, ножницы, полотенца,

рукавицы. Составление предложений детьми.

8. Усвоение существительного полотенце в разных па
дежах и числах

Девицы-мастерицы, что вы вышивали? (Полотенца.) Вы вышили много ... (полотенец). Чем добры молодцы будут утираться? (Полотенцами.) Вы подарите каждому кузнецу-удальцу по одному ... (полотенцу).

9. Произношение звука ц в стихах и чистоговорках

Логопед вместе с добрыми молодцами обращается к кузнецам-удальцам:

Кузнецы-удальцы, — Отчего ж не подковать.

Расковались жеребцы. Вот гвоздь, вот подкова. Подкуете их опять? Раз, два и готово!

Звучит магнитофонная запись песни «Во кузнице». Кузнецы поют: «Во ку-, во ку-, во кузнице, Во ку-, во ку-, во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы...».

Подковали кузнецы лошадок, оседлали их добры молодцы ипомчались.

Цок, цок, цок! Ты лошадка — серый бок, Ты копытцем постучи, Нас скорей домой домчи.

Добры молодцы произносят слова, имитируют езду на лошадях. А навстречу им — девицы-красавицы. Вместе с логопедом они спрашивают:

— Цынцы-брынцы, куда едешь?

— Цынцы-брынцы, в городок.

— Цынцы-брынцы, чего купишь?

— Цынцы-брынцы, молоток.

Физминутка

Потрудились, поиграли они, захотели повеселиться. Добры молодцы, на чем вы можете нам сыграть? (На цимбалах, балалайке, бубенцах.) Зазвенели цимбалы и бубенцы, заиграла балалайка: «Цынцы-брынцы, балалайка, цынцы-брынцы, заиграй-ка».

Чистоговорка произносится хором. Включается магнитофонная запись народной танцевальной мелодии.

Добры молодцы, кузнецы-удальцы, приглашайте на танец девиц-красавиц и девиц-мастериц.

Все танцуют. Что вы сейчас делали? (Танцевали.)

Звуко-буквенный анализ и синтез

У Насти-девицы что-то упало, покатилось и пропало. Составьте слово из первых звуков, взятых из слов куница, ослица, лисица, цапля, овцы — и вы узнаете, что упало.

Слова повторяются, дети называют слово: кольцо. А теперь составьте это слово из первых букв тех же слов.

На наборном полотне выставлены буквы к, о, л, ц, о. Какой буквы не хватает в слове? (Буквы ь.)

Буквы выставляются одним ребенком в нужной последовательности, слово прочитывается хором.

Догадайтесь, куда упало кольцо? В слове первый звук к, последний — ц. Что это? (Колодец.) Что мы берем из колодца? (Воду.)

Скажите это слово со слогом цу. (Водицу.) Если захотим напиться, где возьмем водицы? (В колодце.) Скажем вместе: «Холодна водица, можно простудиться. Лучше леденцами всем нам угоститься».

Выставляется коробка с леденцами.

Добры молодцы, угостите всех леденцами и про себя не забудьте.

Итог занятия

Тема «Звук и буква ч»

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ

Материал.Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); игрушки (Чебурашка, черепашка); элементы костюма почтальона Печкина; разрезная азбука.

Ход занятия

Оргмомент

Входит воспитатель в костюме почтальона Печкина. Вы узнали нашего гостя? (Почтальон Печкин.) Поздоровайтесь с ним.

Дети здороваются. Далее диалог с детьми ведет почтальон Печкин.

Что у меня в руках? (Посылка.) Скажите это слово ласково. (Посылочка.) Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести.

Дети имитируют напряжение. А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление.

Сообщение темы занятия

Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук ч.) Почтальон Печкин будет нам помогать.

3. Характеристика звука ч по артикуляционным и акустическим признакам

Покажите Печкину, каким кружочком мы обозначим звук ч. В каком замке живут мягкие согласные звуки? (В Зеленом зам-

ке.) Запомните, звук ч всегда мягкий, у него нет братца — твердого звука.

4. Произношение звука ч в слогах. Звуко-слоговой анализ и синтез

Дети, хотите посмотреть, что в посылке? Выкладываются предметы, и дети называют их.

А сейчас мы с Печкиным посмотрим, как вы умеете находить предметы по первому и последнему звуку. Вопрос задает Печкин.

Угадайте, какое слово я задумал, если в нем первый звук ч, последний — ы? (Часы.) А слово, в котором первый звук к, последний — ч? (Ключ.) А в этом слове первый звук ч, последний — а. (Чашка.)

Дети, пусть Печкин отгадает, какое слово вы задумали.

Дети называют первый и последний звук, почтальон Печкин — слово.

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки ч, р, к, у, а. Какое слово можно из них составить? (Ручка.) Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове? Между какими звуками слышится звук ч?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (почка).Чем. похожи эти слова?

Ответы детей.

Назовите слова, в которых последний слог — ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки.)

Выделение ударного слога. Логопед обращается к Печкину.

Вы хотите услышать, как наши дети подбирают рифмы к словам? «Да, хочу», — ответил Печкин. Покажем ему. Подбор рифм к слову почка.

(Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка.) А теперь подберем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок.)

Физминутка

Чок-чок-чок, ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.

Наши рекомендации