Правила оформления дипломной работы

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Социально-педагогический факультет

Кафедра социально-медицинских дисциплин

Методические указания

По подготовке, оформлению и защите

Дипломной работы

Брест 2012

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методической комиссией

социально-педагогического факультета

Протокол № ____ от «___» ____________2011 г.

Рекомендована к утверждению Советом социально-педагогического факультета

Протокол № ____ от «___» ____________2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи и требования к дипломной работе……………………….….4

2. Структура дипломной работы и требования к ее элементам……………..6

3. Подготовка к выполнению дипломной работы……………………............9

4. Организация выполнения дипломной работы………................................11

5. Правила оформления дипломной работы....................................................13

5.1 Общие требования.....................................................................................13

5.2 Нумерация страниц....................................................................................14

5.3 Иллюстрации..............................................................................................15

5.4 Таблицы......................................................................................................15

5.5 Формулы.....................................................................................................17

5.6 Примечания................................................................................................18

5.7 Ссылки........................................................................................................19

5.8 Список использованных источников.......................................................20

5.9 Приложения................................................................................................20

6. Организация защиты дипломной работы……………................................21

ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа

дипломной работы …………………………………...24

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример оформления задания на выполнение дипломной работы……………………………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример составления реферата………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Форма отзыва научного руководителя……………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма рецензии на дипломную работу..……….........29

ПРИЛОЖЕНИЕ ЕКритерии оценки дипломной работы………………...31

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Пример оформления библиографического описания

источников, приводимых в дипломной работе…………35

1 Цель, задачи и требования к дипломной работе

1.1 Дипломная работа завершает профессиональную подготовку специалиста, является квалификационной работой выпускника и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи. По уровню ее выполнения и результатам защиты Государственная экзаменационная комиссия определяет возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации и выдачи диплома (с отличием, без отличия).

1.2 Цель подготовки дипломной работы – выявить соответствие уровня подготовки выпускника требованиям образовательного стандарта и квалификационной характеристики специальности.

1.3 Основные задачи дипломной работы:

систематизировать и углубить теоретические и практические знания в различных областях социальной работы и применить их для решения конкретных профессиональных задач;

овладеть методологией и методикой научно-исследовательской работы;

сформировать навыки анализа и обобщения результатов, полученных другими разработчиками и исследователями;

выявить подготовленность студента для самостоятельной работы в социальной сфере.

1.4 Для достижения цели дипломной работы студент-выпускник должен:

- изучить законодательные и нормативные акты, отражающие социальную политику и идеологию государства, литературу отечественных и зарубежных авторов для теоретического обоснования сущности проблемы социальной работы, ее форм, направлений, факторов и т.п.;

- собрать, проанализировать и обобщить фактологические данные о конкретном социальном объекте (или клиенте), являющемся объектом исследования, для выявления тенденций и взаимосвязей развития изучаемого явления или процесса;

- представить данные эмпирического исследования, которые должны быть систематизированы, обобщены в виде таблиц, схем, графиков и объективно отражать состояние изучаемой проблемы;

- обосновать конкретные предложения по совершенствованию исследуемого процесса или явления с использованием необходимых подтверждающих материалов.

В дипломной работе студент должен показать глубокие теоретические знания по избранной теме, умение выделять проблему, доказывать ее актуальность, новизну и перспективность, обобщать теоретический и практический материал, владение навыками организации и проведения научного исследования.

1.5 По содержанию дипломной работы и в процессе ее защиты устанавливаются:

- уровень знаний, умений и навыков выпускника по специальности «Социальная работа»;

- умение изучать и обобщать литературные источники по социальным проблемам общества;

- способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

- умение самостоятельно обосновывать выводы, практические рекомендации и управленческие решения по результатам дипломного исследования.

1.6 Дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

- рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе (новую постановку известной проблемы);

- содержать основные элементы научного исследования (объект, предмет, цель, задачи);

- текст дипломной работы пишется студентом самостоятельно, не допускается переписывание и компиляция текстов, подготовленных другими авторами.

2. Структура дипломной работы и требования к ее элементам

2.1 Структурными элементами дипломной работы являются:

- титульный лист,

- задание на выполнение дипломной работы;

- реферат;

- содержание;

- определения;

- обозначения и сокращения (при необходимости);

- введение;

- основная часть, состоящая из разделов и параграфов;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Каждый структурный элемент начинается с новой страницы.

2.2 Требования к структурным элементам дипломной работы:

2.2.1 Титульный лист является первой страницей дипломной работы и служит источником информации, необходимой для её обработки и поиска. На нем указываются: наименование вуза, факультет, кафедра, на которой выполняется дипломное исследование, тема дипломной работы, ее исполнитель фамилия, имя, отчество, специальность, а также научный руководитель дипломной работы (должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество), год выполнения работы, допуск к защите. Пример оформления титульного листа представлен в ПРИЛОЖНИИ А.

2.2.2 Задание на выполнение дипломной работы разрабатывается руководителем дипломной работы и определяет этапы работы по теме дипломного исследования и сроки их выполнения. Задание оформляется согласно образцу в двух экземплярах и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр выдается студенту, другой остается на кафедре. Пример оформления задания на выполнение дипломной работы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

2.2.3 Реферат должен содержать:

- сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;

- перечень ключевых слов;

- текст реферата

Пример составления реферата приведен в ПРИЛОЖЕНИИ В

2.2.3.1 Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

2.2.3.2 Текст реферата должен отражать:

- объект исследования или разработки;

- цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- результаты работы и их новизну;

- степень внедрения;

- область применения;

- экономическую эффективность или значимость работы;

- прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

2.2.4 Содержание включает введение, название разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

2.2.5 Определения. Данный структурный элемент содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в дипломной работе.

Перечень определений начинают со слов: «В настоящей работе применяют следующие термины с соответствующими определениями».

2.2.6 Обозначения и сокращения. В этом структурном элементе содержится перечень обозначений и сокращений, применяемых в данной работе. Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения»

2.2.7 Во Введении обосновывается актуальность и перспективность исследуемой проблемы, отражается степень разработанности и новизны в теории и практике, формулируется ее авторское понимание, определяются цель и задачи, объект, предмет и гипотеза (при необходимости) исследования. В данном разделе необходимо указать используемые в исследовании методы и базу, на которой осуществлялся сбор эмпирического материала, проводилась опытно-экспериментальная работа и внедрение результатов в практику. Объем введения - до 3-х страниц.

2.2.8 Основная часть дипломной работы состоит, как правило, из двух разделов. Каждый из них подвергается рубрикации и делится на подразделы или параграфы. Обязательным критерием является логическая связь между разделами и последовательное развитие основных идей темы дипломной работы.

2.2.8.1 Первый раздел имеет теоретический характер. Он должен отражать теоретическую базу и методологию исследования, сущность исследуемой проблемы, рассматривать различные подходы к ее решению. Студент-дипломник должен дать оценку и обосновать свою точку зрения по исследуемой проблеме. Этот раздел является основой для теоретического обоснования практических разработок, позволяет выбрать определенную методологию и методику проведения эмпирического исследования объекта и предмета изучения, а также тех аспектов профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, которые направлены на решение проблемы.

Ориентировочный объем первого раздела – 20 – 25 страниц.

2.2.8.2 Второй раздел дипломной работы – это практико-аналитическая часть исследования. В нем проводится анализ объекта и предмета исследования на основе полученных студентом-дипломником результатов диагностического изучения, описываются основные показатели, характеризующие испытуемых, объект и предмет исследования и деятельность специалиста по социальной работе в изучаемом процессе, обосновывается выбор методов решения задач, сформулированных во введении к дипломной работе. При этом следует учитывать следующие принципы накопления исследовательского материала:

• научная объективность (объективный отбор фактического материала, соответствующего теме исследования);

• соответствие источников содержанию и логике исследования (начинающие исследователи нередко накапливают большое количество источников, не сообразуясь с сущностью проблемы и содержанием исследования);

• соответствие исторических фактов своему времени;

• валидность (обоснованность, точность и бесспорность фактов);

• репрезентативность (надежность и достоверность фактов): только проверенные и не вызывающие сомнений факты могут обеспечить достоверные выводы.

Один из параграфов второго раздела должен носить методический характер и содержать рекомендации для специалистов по социальной работе. На основании исследования и анализа полученных результатов разрабатываются модели, программы, предложения, рекомендации по совершенствованию в области социальной работы. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, способствовать повышению эффективности деятельности в области социальной работы.

Ориентировочный объем второго раздела – 25 – 30 страниц.

2.2.9 В Заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы по результатам дипломного исследования. Выводы и предложения должны быть конкретными, реальными и обоснованными, следовать из результатов проведенного исследования и содержания дипломной работы. Пишутся выводы тезисно (по пунктам). Объем Заключения – до 3 страниц.

2.2.10 Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении дипломной работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

2.2.11 В Приложении помещают вспомогательные материалы, которые используются в качестве исходных в основной части дипломной работы. К ним относятся: разработанные студентом анкеты, тесты, программы наблюдения и эксперимента, таблицы, отражающие анализ полученных данных, схемы, диаграммы, другие формы отчетности и документы, характеризующие дипломное исследование.

Иллюстрационный материал должен отражать основные результаты дипломной работы. Его количество, состав и содержание, а также способ и форма представления в каждом конкретном случае определяется студентом совместно с научным руководителем дипломной работы.

3 Подготовка к выполнению дипломной работы

3.1 Подготовительный этап выполнения дипломной работы включает:

- выбор темы;

- составление задания на выполнение дипломной работы.

3.1.1 Выбор темы является ответственным этапом выполнения дипломной работы. Тема дипломной работы должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать специальности, по которой студент будет защищать дипломную работу;

- быть актуальной;

- соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки;

- представлять практический интерес для социальной сферы.

3.1.2 При выборе темы дипломной работы целесообразно учитывать:

- степень разработки и освещенности исследуемой проблемы в литературе;

- наличие у студента научного задела при выполнении курсовых и научных работ в процессе обучения в университете;

- возможность получения необходимых данных для выполнения дипломной работы;

- интерес и потребности предприятия (организации, учреждения), на материалах которого выполняется работа;

- способности студента, уровень его теоретической и практической подготовки.

3.1.3 Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой, которая выдвигает конкретные проблемы и задачи в сфере профессионального образовательного поля выпускника. Перечень тем дипломных работ ежегодно обновляется в соответствии с актуальными потребностями развития социальной работы как науки и практики, а также научно-познавательными интересами студентов.

Темы дипломных работ могут быть продолжением исследований, проведенных при выполнении курсовых работ, получивших высокую оценку кафедры.

3.2 Решением выпускающей кафедры утверждается и доводится до сведения студентов календарный план-график выполнения дипломных работ с указанием очередности выполнения отдельных этапов.

3.3 Руководителями дипломных работ назначаются, как правило, профессора, доценты, высококвалифицированные специалисты выпускающей кафедры.

3.3.1 Руководитель дипломной работы обязан:

- совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу;

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика выполнения дипломной работы;

- рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

- проводить консультации в соответствии с планом-графиком;

- контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты;

- проверять текст работы по мере написания отдельных разделов, делать замечания и указывать на недостатки для своевременного их устранения студентом;

- составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите (схему отзыва научного руководителя см. в ПРИЛОЖЕНИИ Г);

- имеет право присутствовать на защите студентом результатов дипломного исследования.

3.4 Завершенная дипломная работа подлежит обязательному рецензированию.

3.4.1 Рецензентами назначаются высококвалифицированные специалисты в области социальной сферы, которые оценивают готовность рукописи дипломной работы к защите по следующим параметрам:

целевая направленность исследования;

четкость построения представленного материала;

логическая последовательность;

глубина и полнота освещения вопросов;

убедительность аргументации;

краткость и точность формулировок основных понятий исследования;

конкретность изложения результатов работы;

доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

правильное наглядное оформление фактологического материала и ссылок на информационные источники. Схема рецензии на дипломную работу помещена в ПРИЛОЖЕНИИ Д.

3.5 Защита дипломной работы проводится публично на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии. Дипломная работа после защиты хранится на кафедре в течение пяти лет.

4. Организация выполнения дипломной работы

4.1 Процесс выполнения дипломной работы включает несколько основных этапов:

- выбор методики исследования и работы над литературными источниками;

- изучение литературных источников, законодательных и нормативных актов; составление библиографии; анализ и обобщение материалов; разработку первого раздела;

- сбор, систематизацию и анализ фактических данных в учреждении (организации), на материалах которого выполняется дипломная работа; разработку первой части второго раздела;

- обоснование конкретных разработок и предложений по решению проблемы, являющейся предметом исследования в дипломной работе; разработку второй части второго раздела;

- разработку введения, заключения и других структурных элементов дипломной работы; оформление на персональном компьютере и брошюровку;

- подготовку к защите: представление на отзыв руководителю законченной работы; получение рецензии; написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного материала, выносимого на защиту; подготовку презентации.

4.2 Подбор литературных источников студенту целесообразно производить самостоятельно. При подборе литературы следует обращаться к предметным каталогам, в том числе электронным и библиографическим справочникам, специальным каталогам рефератов, диссертаций, периодической печати, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы.

Список литературы должен быть согласован с руководителем дипломной работы.

4.3 Изучая литературу и другие материалы по теме исследования, дипломник, делает на отдельных листах или карточках выписки необходимой информации для дипломной работы. При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты необходимо брать в кавычки как цитату и указывать автора, полное название, место и год издания, а также страницу источника.

4.4 При изучении и конспектировании литературы следует проводить отбор и группировку полученных из литературных источников сведений. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

4.5 Важным этапом самостоятельной работы по выполнению дипломного исследования является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала.

4.6 Прежде чем начать сбор фактического материала, необходимо совместно с научным руководителем продумать и определить, какие показатели, за какой период и в каком объеме следует изучить, какие проводить эксперименты и т.д. Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется и оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.

4.7 При выполнении дипломной работы студент обязан:

- составить задание на дипломную работу совместно с руководителем;

- соблюдать разработанный совместно с руководителем календарный план-график выполнения дипломной работы;

- представлять текст работы по мере написания отдельных разделов руководителю для проверки;

- вносить изменения и коррективы в содержание дипломной работы в соответствии с требованиями и замечаниями руководителя для повышения ее качества;

- выполнять дипломную работу в соответствии с требованиями образовательного стандарта в срок;

- нести ответственность за обоснованные в дипломной работе решения, сделанные выводы, а также за достоверность всех данных и расчетов;

- представить своевременно дипломную работу на отзыв руководителю;

- получить рецензию на дипломную работу от специалистов организации (учреждения), по материалам которого она выполнялась.

4.8 Текущий контроль за ходом выполнения графика дипломной работы осуществляет руководитель работы. Ход выполнения работы заслушивается на кафедре.

Правила оформления дипломной работы

5.1 Согласно требованиям к оформлению научных отчетов, текст дипломной работы должен быть оформлен в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов (ГОСТ 7.1 – 2003).

В тексте дипломной работы должны применяться научные термины, обозначения и определения, общепринятые в научной литературе, теории и практике социальной работы.

Общие требования к оформлению дипломной работы:

5.1.1 Дипломная работа должна оформляться на стандартных листах белой бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст работы печатается с помощью компьютерных средств через полтора интервала шрифтом Тimes New Roman 12 пунктов. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 см.

5.1.2 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки дипломной работы, допускается исправлять подчисткой или текст-корректором (средством для исправления ошибок) и нанесением на том же месте нового текста (графиков) черными чернилами соответствующего цвета, пастой или тушью – рукописным способом.

5.1.3 Наименование структурных элементов дипломной работы «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ», «ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатаются прописными буквами в середине строк.

5.1.4 Текст основной части дипломной работы делится на разделы, подразделы и, при необходимости, пункты и подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5.1.5 Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа 1, 25 см.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений (1; 2; 3 и т.д.).

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой (1.1; 1.2; 1.3 и т. д.).

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой (1.1.1.1; 1.1.1.2; 1.1.1.3 и т. д.).

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят.

5.1.6 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов, подразделов, пунктов и подпунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа после номера без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Для заголовков разделов, подразделов и пунктов могут использоваться полужирный шрифт или курсив.

5.1.7 Расстояние между заголовками раздела, подраздела, пункта и текстом должно составлять одну строку. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в одну строку.

5.1.8 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте работы на один из элементов перечисления, вместо дефиса ставят строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

5.1.9 Каждая структурная часть дипломной работы должна начинаться с нового листа.

5.1.10 Дипломная работа должна быть сброшюрована в твердой обложке.

5.2 Нумерация страниц и разделов

5.2.1 Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул и приложений дается арабскими цифрами без знака №.

5.2.2 Первой страницей дипломной работы является титульный лист. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц работы. На последующих листах номер страницы проставляется на верхнем поле справа без точки.

5.2.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц дипломной работы.

Задание на выполнение дипломной работы подшивается поcле титульного листа и включается в общую нумерацию дипломной работы.

5.3 Иллюстрации

5.3.1 Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, карты) располагаются в дипломной работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах, должны включаться в общую нумерацию страниц. На все иллюстрации в работе должны быть даны ссылки.

5.3.2 Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.2 (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в дипломной работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут.

5.3.3 Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими подписями (подрисуночный текст). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают под иллюстрацией.

5.3.4 Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

5.3.5 Качество иллюстрации должно обеспечивать их четкое воспроизведение. Фотографии размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

5.4 Таблицы

5.4.1 Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагают над таблицей и печатают в начале строки. Надпись «Таблица» с указанием ее номера помещается над таблицей слева (вровень с границей таблицы), без абзацного отступа.

5.4.2 Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах раздела.

5.4.3 Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Если в дипломной работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Через тире в одну строку с номером таблицы указывается ее заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится.

5.4.4 Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Заголовки и подзаголовки указывают в единственном числе. Деление головки таблицы по диагонали не допускается. Высота строк в таблице должна обеспечивать четкое воспроизведение включенной в нее информации. Графа «№ п/п» в таблицу не включается.

5.4.5 Таблица размещается после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Пример построения таблицы:

Таблица _______ – _______________

Номер Наименование таблицы

Головка       } Заголовки граф
          } Подзаголовки граф
             
            Строки
            (горизонтальные ряды)
             
  Боковик (графа для заголовков)   Графы (колонки)    

Рисунок 1

Пример оформления таблицы

Таблица 1.2- Коммуникативные умения детей дошкольного возраста

Показатель Высокий уровень коммуникаций (в процентах)
Количество детей Девочки Мальчики
Всего * *
В том числе:
От З до 4,5 лет* * *
От 4,5 до 6 лет * * *

5.4.5 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указываются один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы». Если в работе несколько таблиц, то после слов «Продолжение таблицы» указывается номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.2».

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками, а если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяется словами «то же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков и иных символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк.

5.4.6 Обязательно указывать ссылки на использованные в таблице источники.

5.4.7 На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

5.5 Формулы

5.5.1 Формулы в дипломной работе (если их более одной) нумеруют в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).

5.5.2 Номера формул пишутся в круглых скобках у крайнего правого положения на строке на уровне формулы.

5.5.3 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов необходимо приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, а значение каждого символа и числового коэффициента давать с новой строки. Первую строку пояснения следует начинать со слов «где» без двоеточия.

Пример оформления в тексте дипломной работы 1-ой формулы второго раздела:

Коэффициент корреляции (г) определяется по формуле:

г = 1- 6 E d / n (n - 1)

где d – разность между рангами сравниваемых показателей;

n – количество сопоставляемых пар признаков.

5.5.4 Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после того или иного операционного знака, причем знак в начале следующей строки повторяют.

5.6 Примечания и сноски

5.6.1 Примечания приводятся в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

5.6.2 Примечания к тексту и таблицам нумеруют последовательно в пределах одной страницы, помещают непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Если примечаний на одном листе несколько, то после слова "Примечания" ставят тире, например:

Примечание –

1. ______________________

2. ______________________

Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова "Примечание" ставят тире и примечание печатается с прописной буквы. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

5.6.3 При необходимости дополнительного пояснения текста его допускается оформлять в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более четырех сносок на странице не допускается.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

5.7 Ссылки

5.7.1 Автор дипломной работы должен давать ссылки на используемые источники, сведения и материалы. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то предпочтительнее ссылаться на последние издания.

5.7.2 Ссылки в тексте на источники должны осуществляться путем приведения номера по списку использованных источников. Ссылка заключается в квадратные скобки, например, [14]. Обязательной является ссылка, если в работе осуществляется цитирование первоисточников. Цитаты из научных произведений, правительственных и других документов следует выписывать из первоисточников, а не из книги журналов и т. п., где они приведены в трудах других авторов.

Цитата должна полностью соответствовать подлиннику – сохранять все его особенности (орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения). Цитата должна сопровождаться библиографической справкой (сноской), в которой указываются автор, название цитируемого произведения, место издания, издательство, год издания и страница, на которой помещен цитируемый материал.

5.7.3 При использовании источников с большим количеством страниц, иллюстраций, таблиц, формул необходимо написать номера источника, страницы, иллюстрации, таблицы, формулы, на которые дается ссылка. Ссылка заключается в квадратные скобки. Например: [14, с. 26, табл. 2] (здесь 14 – номер источника в списке, 26 – номер страницы, 2 – номер таблицы).

5.7.4 Ссылки на иллюстрации в дипломной работе указываются порядковым номером иллюстрации, например; «На рис. 1.2 ...» или «(рис. 1.2)».

5.7.5 Ссылки на формулы в дипломной работе указывают порядковым номером формулы в скобках, например: «... в формуле (2.1)».

5.7.6 На все таблицы дипломной работы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишется полностью, если она не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: «... в табл. 1.2» или «(табл. 1.2)». Пример повторных ссылок на таблицы и иллюстрации: «см. табл. 1.3».

5.8 Список использованных источников

5.8.1 Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы.

5.8.2 Сведения о литературных источниках приводятся в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 (См. ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

5.8.3 Список литературы должен содержать, как минимум 35 – 40 источников, использованных при выполнении дипломной работы. К ним относятся: нормативно-правовые акты, монографии, учебники и учебные пособия, методические указания по избранной теме, периодические издания и т. д.

5.9 Приложения

5.9.1 Приложения оформляют как продолжение дипломной работы на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

5.9.2 В тексте на все приложения должны быть даны ссылки.

5.9.3 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.

5.9.4 Если в работе более одного приложения, их обозначают буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь последовательно, например: ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т.д.

5.9.5 Приложения должны иметь общую с остальной частью дипломной работы сквозную нумерацию страниц.

5.9.6 Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, нумеруемые в пределах каждого приложения, перед ними ставится буква «П» с точкой, например; «П. А.2.3» (третий подраздел второго раздела приложения А).

5.9.7 Иллюстрации, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения, например: «Рис. П. А.2» (второй рисунок приложения А), «Табл. П. Б.1» (первая таблица приложения Б), (П.А.З) – (третья формула приложения А).

5.9.8 Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их обозначений и заголовков.

5.9.9 Приложения оформляются, как правило, на листах формата А4. Допускается оформление приложений на листах другого формата, если формат оригинала, с которого копируется данное приложение, не удобен для трансформации в формат А4.

Наши рекомендации