Проанализируйте структуру должностной инструкции педагога дополнительного образования (Приложение 2) на наличие или отсутствие основных компонентов.
Билет 14
1. Назовите общепедагогические подходы к организации и проведению занятий с трудными детьми.
2. Составьте "Карту педагогического наблюдения за обучающимися" соответственно характеру Вашей педагогической деятельности (по выбору).
Карта педагогического наблюдения
В период с ________ по________уч.год. Объединение_______________
Ф.И.О__________________________________________________________________
ПДО___________________________________________________________________
Содержание наблюдений | сентябрь | октябрь | ноябрь | и | до | май | |||
1 Освоение программы | |||||||||
1.1Хорошее | + | + | |||||||
1.2Удовлетворительное | + | ||||||||
2 Взаимоотношение со сверстниками | |||||||||
2.1 Хорошее | + | + | + | ||||||
2.2 Удовлетворительное | |||||||||
3 Взаимоотношение со взрослыми | |||||||||
3.1Хорошее | + | + | + | ||||||
3.2 Удовлетворительное | |||||||||
4 Проектная деятельность | нет | нет | да | ||||||
и так далее |
Билет 15
1. Раскройте специфику социально-педагогической работы с неформальными группами в детско-юношеской среде.
2. Составьте "Карту педагогического наблюдения за обучающимися" соответственно характеру Вашей педагогической деятельности (по выбору).
Карта педагогического наблюдения
В период с ________ по________уч.год. Объединение_______________
Ф.И.О__________________________________________________________________
ПДО___________________________________________________________________
Содержание наблюдений | сентябрь | октябрь | ноябрь | и | до | май | |||
1 Освоение программы | |||||||||
1.1Хорошее | + | + | |||||||
1.2Удовлетворительное | + | ||||||||
2 Взаимоотношение со сверстниками | |||||||||
2.1 Хорошее | + | + | + | ||||||
2.2 Удовлетворительное | |||||||||
3 Взаимоотношение со взрослыми | |||||||||
3.1Хорошее | + | + | + | ||||||
3.2 Удовлетворительное | |||||||||
4 Проектная деятельность | нет | нет | да | ||||||
и так далее |
Билет 16
1. Обоснуйте учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности детей в работе педагога дополнительного образования.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников:младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте наблюдение как метод диагностики.
Наблюдение - целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения. Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов - контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное; условий организации - открытое и скрытое; места проведения - полевое и лабораторное; регулярности проведения - систематическое и случайное.
Пример, учитель встает в дверях и смотрит на реакцию ребенка. (дальше рассказываем по Гурьяновой)
Билет 17
1. Покажите на примере реализацию воспитательных, образовательных, развивающих задач в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.
2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте беседу как метод диагностики
Беседа - получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы - обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего обследования ребенка.
По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.
1.Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
2.Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В начальной школе используются все виды бесед. Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
3.Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний.
4. Контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания
Билет 18
1. Приведите примеры использования каникулярного времени детей как социально-педагогической компоненты деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Период каникул даёт возможность педагогам создать необходимые условия и благоприятный психологический климат для удовлетворения потребностей детей и подростков в свободном общении со сверстниками, самовыражения и самореализации личности ребенка в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Каникулы позволяют педагогам войти в самый непосредственный контакт с миром ребенка. И если не сформировать, то заложить в нем основы здоровой нравственности. Умелое сочетание педагогического руководства и детской инициативы позволяет строить деятельность в период каникул на творческой основе, использовать новые формы работы с детьми. Летняя программа позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, исполнительность, артистизм, она позволяет детям получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, рисованию) путём игровой деятельности.
Игровая деятельность – одна из наиболее эффективных форм развития творческих способностей, способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Основные формы работы:
•Конкурсы (интеллектуальные, спортивные, музыкальные, декоративно – прикладного творчества и развлекательные)
•Викторины
•Игры – путешествия
•Подвижные игры
•Сюжетно – ролевые игры
•Интеллектуальные игры
•Игровые посиделки
Одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга — традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Существуют проблемы побуждающие искать новые подходы к организации свободного времени детей:
1. Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, пожары в результате детской шалости, всплеск правонарушений.
2. Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм, нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений свободного образа жизни.
3. Основное занятие детей во время каникул – компьютерные игры, часто носящие агрессивный характер, что не лучшим образом сказывается на формировании личности. Также не будем забывать о том, что длительное пребывание за компьютером угрожает здоровью детей.
2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте анкетирование как метод диагностики.
Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.
Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).
Достоинствами анкет являются:
· Массовость обследования
· Большая скорость сбора информации
· Легкость обработки результатов
· Возможность применения статистических методов.
К недостаткам следует отнести следующие:
· Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками
· Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.
· Жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.
А Н К Е Т А
«Удовлетворённость учащихся процессом и результатом обучения»
1.Учитель справедливо выставляет оценки.
2. В душе учителя есть мой уголок.
3.Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты.
4.Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием.
5. Мне интересно на уроках этого учителя.
6.Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием.
7. Если я устаю на уроках этого учителя, то это приятная усталость.
8. У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке.
9.Полезен ли этот предмет для тебя?
10. Всё ли ты понимаешь на уроках по этому предмету ?
11. Хотел бы ты после окончания школы заниматься этим предметом?
Билет 19
1. Приведите примеры инновационных технологий в сфере дополнительного образования.
2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте интервью как метод диагностики.
Интервью - планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов.
Интервью- способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Интервью бывают свободные, не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные по форме близкие к анкете, с закрытыми вопросами. При помощи интервью можно получить представление о результативности какого-то важного для педагога дела, насколько глубоко поняли ребята суть того или иного дела, явления, процесса и т.д. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводится позже по памяти. Во всех опросных методах не следует допускать перекоса, смахивающего на допрос.
Билет 20
1. Раскройте кратко проблему познавательного интереса как актуальную проблему психолого-педагогической науки.
2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте метод экспертной оценки как метод диагностики.
Билет 21
1. Приведите примеры педагогического мониторинга в работе педагога дополнительного образования
Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров)
Примеры педагогического мониторинга:
· дидактический /отслеживание различных сторон учебно - воспитательного процесса/,
· воспитательный /слежение за различными сторонами воспитательного процесса/,
· управленческий /отслеживание характера взаимоотношений на различных уровнях: руководитель- педагогический коллектив, руководитель-родители, руководитель- внешняя среда/, · социально- психологический: отслеживание должностных отношений, психологической атмосферы педагогического коллектива, родителей, детей,
· медицинский /отслеживание состояния здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий/.
Педагогический мониторинг включает следующие направления: · диагностика учебно- программной документации, · диагностика эффективности эффективности педагогической деятельности, · диагностика уровня образования учащихся, · диагностика развития личности учащихся .
Способы мониторинга: · текущее наблюдение, · тестирование, · анализ результатов учебной деятельности, · оценка и самооценка и т. д.
Этапы мониторинга: · стартовая диагностика /обзор первичной информации/, · прогнозирование /описание ожидаемых результатов/, · промежуточная диагностика, · коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/, · итоговая диагностика, · оценка результатов.
Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития .
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными.
Современная система образования многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, в ней преобладают процессы саморазвития личности. В данной связи она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество образования. Это мера соответствия между эталонными, определенными государством образовательными уровнями – цензами, с тем, что есть на самом деле, что является итогом обучения и воспитания. Примером таких цензов являются стандарты образования, которые призваны задавать структурный и содержательный минимум, и различные средства констатации достижения обучающимися этого минимума (в образовательной школе – это единый государственный экзамен, в дополнительном образовании – аттестация.
Это анкета для общеобразовательной школы, но ее можно применить и к ДО
А Н К Е Т А
«Удовлетворённость учащихся процессом и результатом обучения»
1.Учитель справедливо выставляет оценки.
2. В душе учителя есть мой уголок.
3.Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты.
4.Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием.
5. Мне интересно на уроках этого учителя.
6.Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием.
7. Если я устаю на уроках этого учителя, то это приятная усталость.
8. У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке.
9.Полезен ли этот предмет для тебя?
10. Всё ли ты понимаешь на уроках по этому предмету ?
11. Хотел бы ты после окончания школы заниматься этим предметом?
2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте педагогическое наблюдение как метод диагностики.
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
4. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.
5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
Наблюдение – метод трудоемкий Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное; условий организации - открытое и скрытое; места проведения - полевое и лабораторное; регулярности проведения - систематическое и случайное.
Пример, учитель встает в дверях и смотрит на реакцию ребенка. (дальше рассказываем по Гурьяновой)
Билет 22
1. Охарактеризуйте диагностическую систему педагога дополнительного образования
Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.
Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.
Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:
- Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
- Уровень воспитанности;
- Уровень творческих способностей;
- Отношение к трудовой деятельности.
Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.
Цель проведения итогового этапа диагностики:
Определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»
Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.
2. Разработайте план конспекта занятия с использованием ИКТ.
Билет 23
1. Раскройте кратко суть проблемы творчества и творческой индивидуальности: генезис и современность.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ проявление уникального комплекса свойств, обеспечивающих внутреннюю целостность, активность и относительную самостоятельность личности в процессе воплощения оригинальных продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков. Именно Т.И., используя действия бессознательных сил, определяет реакцию человека на воздействие ситуации, избирательность в восприятии и творческую активность в жизненных проявлениях. Т.И. может быть предъявлена, если она, во-первых, в той или иной форме осмыслена человеком как таковая; во-вторых, есть определенные средства, позволяющие ее выразить; в-третьих, созданы условия, в которых проявление Т.И. возможно и, более того, необходимо.
Генезис гр. – происхождение) – так называется весь процесс происхождения (возникновения), образования, становления и изменений развивающегося явления: человеческого рода, таланта, взглядов, слов и т.д. Генезис – это процесс изменения в его динамике. Так называлась Книга бытия – первая книга Моисея о начале, зарождении, образовании человеческого рода на Земле.
греч. genesis — происхождение, становление) — происхождение, возникновение, развитие (напр., биогенезис — возникновение или развитие жизни); процесс образования и становления развивающегося явления.
2. Предложите тему и кратко опишпте сценарий профелактического мероприятия профелактическое мероприятие например профилактика курения; наркомании; алкоголизма и т.д.
Цель:Профилактика табакокурения как вредной привычки.
Задачи: 1. Дать знания о вреде, который наносит здоровью никотин.
2.Развивать самосознание, ответственное отношение к своему здоровью.
3.Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.
Ход беседы.
3. 1.Вступительное слово ведущего.
4. 2.Рассказ о вреде курения.
5. 3.Обсуждение услышанного.
6. 4. Принятие антитабачной хартии.
7. 5. Изготовление листовок «Мы против курения!»
8. 6.Подведение итогов.
Билет 24
1. Охарактеризуйте особенности социально-педагогической деятельности с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.