Общая характеристика системы принципов воспитания
Давая характеристику тому или иному принципу воспитания, важно учитывать, что каждая идея, заложенная в нем, есть отражение одной или нескольких закономерностей. Сущность же их раскрывается и реализуется на практике в виде требований и педагогических правил воспитательной деятельности. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практическую деятельность. Их совокупность определяется общей целью, задачами и сущностью воспитания.
Важнейшее место в воспитательном процессе военнослужащих, как и вообще любого человека, принадлежит принципу целенаправленности всех педагогических взаимодействий, влияний и воздействий. Идея эта не нова. Еще классик русской педагогической мысли К.Д. Ушинский утверждал: «Никто, конечно, не сомневается, что воспитание есть деятельность сознательная, по крайней мере со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали средства, необходимые к достижению осознанной нами цели» . Без ясного «ощущения цели, - говорил А.С. Макаренко, - никакая воспитательная деятельность невозможна» .
Целевые установки в воспитательной деятельности представлены на различных уровнях: общая цель, определяемая на уровне макротребований, например воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т.д.; особая цель (или группа целей), определяемая, к примеру, требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства; частная цель, определяемая на уровне индивидуального развития личности военнослужащего, требованиями самосовершенствования.
С точки зрения педагогического содержания воспитательная цель всегда имеет две стороны – целенаправленность любого воспитательного мероприятия или действия и целесообразность его осуществления. Цель, осознанная с точки зрения того, что должен получить воспитатель в результате своей деятельности, выступает как целенаправленность, а цель, осознанная с точки зрения её полезности, выступает как целесообразность. Перед воспитателем, приступающим к воспитательному взаимодействию, влиянию и воздействию, стоят, следовательно, два основных вопроса: что он должен получить в результате их разрешения и какую пользу принесут полученные результаты? На практике мы убеждаемся, что, если не задумываться над этим, человека можно «испортить» как поощрением, так наказанием.
Принципы воспитания реализуются в практике педагогической деятельности через систему требований и правил. К их числу относятся: ясное и четкое осознание и понимание воспитателями и воспитанниками целей воспитания; четкая целенаправленность всех проводимых мероприятий; высокий уровень организации воспитательных воздействий; целесообразный выбор того или иного средства, метода, приема воспитательного влияния; связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами, которые решают военнослужащие, с условиями их службы; настойчивость и упорство в достижении воспитательных целей; целеустремленность в формировании у военнослужащих положительного отношения к цели воспитания; объективная, всесторонняя и постоянная оценка результатов воспитания каждого военнослужащего и т.д.
Важным принципом воспитания, связанным с предыдущим, является принцип гражданско-патриотической и профессиональной направленности воспитательной деятельности. Этот принцип отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития качеств у военнослужащего как гражданина-патриота и как военного-профессионала, убежденности в необходимости воспитания духовно-нравственных и профессионально-этических качественных характеристик, выраженных в выполнении своего долга служения Отечеству, своему народу, в ответственности, чести и совести. Рассматриваемый принцип требует, чтобы в организации и проведении, в содержательных аспектах любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи патриотизма, профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга.
Гуманизм и демократизм, будучи принципом процесса воспитания военнослужащих, отражают общие закономерные тенденции развития общества, всех его социальных институтов, меру цивилизованности государства и народов, живущих в нем. В области воспитания данный принцип в условиях армии базируется на таких общечеловеческих ценностях, как:
- постоянная забота воспитателей о физическом и духовном здоровье военнослужащих, соблюдении их прав и обязанностей;
- создание условий для реализации принципа социальной справедливости, уважение человеческого достоинства;
- неприменение субъектами воспитания методов социального и профессионального насилия;
- широкое участие всех военнослужащих в организации и проведении воспитательных мероприятий, проявление и целенаправленное использование ими своих возможностей и способностей в интересах духовно-нравственного и профессионального развития;
- оказание конкретной помощи военнослужащим в преодолении трудностей военной службы, в адаптации к новым условиям, особенно к боевым, и т.д.
При реализации на практике указанного принципа и его требований важно учитывать и тот факт, что деятельность военнослужащих регламентируется особыми правовыми нормами, изложенными в воинских уставах, в Законе «О статусе военнослужащих» и других правовых актах.
Принцип воспитания субъектов и объектов в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности её полезным трудом. К.Д. Ушинский такого рода зависимость назвал законом труда. Давно было замечено, что вся история человечества есть не что иное, «как образование человека человеческим трудом».
С определенной долей условности труд военнослужащего можно подразделить на несколько основных видов. Во-первых, военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, по видам Вооруженных Сил, по должностным обязанностям, их выполнению в различных условиях военной службы, особенно боевых. Не случайно в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) было введено понятие «воспитание боем».
Во-вторых, труд, связанный с множеством военно-профессиональных специальностей. Каждая специальность требует воспитания и развития, помимо общих, особых качественных характеристик.
В-третьих, учебно-познавательная деятельность, обладающая большими возможностями для воспитания военнослужащих, которые реализуются через углубление и систематическое изучение индивидуальных и групповых особенностей подчиненных, высокий уровень организации учебной деятельности, эффективное использование содержания того или иного учебного предмета, применение различных методических приемов, средств и методов обучения, воспитательного воздействия, своевременную и объективную оценку действий и поведения военнослужащего и т.д.
В-четвертых, общественный труд, связанный с организаций и проведением в интересах решения воспитательных задач, участие всех военнослужащих в кулътурно-досуговой и спортивно-массовой работе. Данный вид деятельности требует удовлетворения личных потребностей военнослужащего, проявления и формирования эстетических вкусов, развития творческой самодеятельности, воспитания физической культуры, развития духовных и физических способностей, необходимых для качественного выполнения воинского долга.
В-пятых, хозяйственно-бытовой труд, направленный на участие военнослужащих в различного рода хозяйственных работах, в самообслуживании, в обслуживании военной техники, в выполнении правительственных распоряжений по уборке урожая, участие в различных сельскохозяйственных работах, в борьбе со стихийными бедствиями и других видах человеческого труда.
В-шестых, для командного состава особое значение в деле воспитания военнослужащих имеет управленческий труд, целенаправленная деятельность по руководству личным составом. Как показывает практика, велика также роль высокой организации любого вида деятельности и личной организованности руководителя, начальника, своевременного принятия решения и его воспитательных последствий, принятия на себя ответственности за отданное распоряжение и его исполнение, эффективного и постоянного контроля за выполнением отданного начальником приказа, объективности, своевременности оценки результатов труда, своевременной корректировки деятельности подчиненных и многих других элементов управленческого труда.
Для правового воспитания, например, важно знать и понимать, в какой мере отданные распоряжения и указания соответствую требованиям и положениям законов, воинских уставов.
Каждый вид труда военнослужащего обладает специфичностью. Вместе с тем реализация принципов воспитания предполагает соблюдение ряда общих требований. Это:
- целенаправленное и систематическое разъяснение целей и задач того или иного вида деятельности, общественной значимости воинского труда в обеспечении безопасности граждан, общества и государства;
- воспитание у военнослужащих убежденности в необходимости личного высокоэффективного труда военнослужащего, положительного отношения к военной службе, к военной специальности;
- высокая организация воинского труда, с учетом особенностей и возможностей военнослужащих, специфики целей и задач, которые ставятся и решаются, а также условий, в которых воины находятся;
- установление ответственности за результаты труда, объективная оценка и педагогически правильное стимулирование данного вида деятельности;
- включение в процесс профессиональной подготовки военнослужащих элементов состязательности в борьбе за точность и полноту выполнения нормативов, поддержание на занятиях духа соревновательности;
- соблюдение постепенности в наращивании служебных, учебных, трудовых, физических нагрузок на молодых военнослужащих, особенно в период их адаптации к условиям военной службы;
- сочетание напряженного труда военнослужащих с организацией культурного досуга, активного отдыха;
- обеспечение личной примерности в воинском труде всех категорий командиров и начальников и т.д.
Важнейшим принципом воспитательной деятельности является воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, путем создания атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и высокой культуры взаимоотношений. Этот принцип отражает закономерные связи и отношения социально-психологического плана, коллективной и групповой жизни людей, в нашем случае – военнослужащих. Взрослый человек, работающий или проходящий воинскую службу, большую часть самого эффективного времени проводит непосредственно в коллективе и группе людей. Он находится под постоянным влиянием и воздействием. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений, многочисленным контактам в сплоченном коллективе ускоряется процесс развития личности, появляются возможности для проявления своих способностей и корректировки своего поведения, действия.
В интересах более эффективного и качественного решения воспитательных задач важно учитывать следующие явления коллективной (групповой) жизни:
- понимание и осознание членами коллектива целей и задач, стоящих перед данным коллективом – взводом, ротой, батальоном, полком. Например, поддержание постоянной боеготовности, обеспечение высокой боеспособности,. безопасности и т.д.;
- учет направленности и уровня развития коллективного (группового) мнения, умение создавать, поддерживать положительное мнение у членов коллектива по принципиальным вопросам воинской службы, учитывать все изменения в коллективном мнении и направлять его на решение учебно-воспитательных задач;
- умение учитывать коллективные настроения военнослужащих, создавать и поддерживать положительное, по словам А.С. Макаренко, мажорное настроение, которое активизирует деятельность членов коллектива, помогает более успешно преодолевать трудности военной службы. Особенно это важно учитывать в современных условиях, когда СМИ насыщены негативной информацией, давящей на сознание и подсознание молодых людей, в том числе и военных;
- создание и использование в интересах воспитания положительных коллективных традиций, основанных на патриотизме, служебно-боевом, общественном, бытовом, культурно-досуговом опыте, целенаправленный учет национальных, региональных обычаев и т.д.;
- формирование и развитие уставных взаимоотношений, повышение культуры общения членов коллектива, учет реально сложившейся системы взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, их уровня развития и характера проявления этого, выявление фактов нарушения правовых, уставных норм взаимоотношений, проведение целенаправленной работы по их профилактике, недопущению и преодолению;
- наличие авторитетных лиц в коллективе, в первую очередь командиров и начальников, их влияние на все стороны жизни воинского коллектива, подразделения (части) и др.
В системе воспитания большое значение имеет принцип сочетания высокой требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, с постоянным вниманием к их нуждам и заботам, к удовлетворению разумных потребностей. Данный принцип воспитания отражает суть закономерностей социального, психологического и собственно педагогического плана. Требования, как объективное явление, вытекают из самой сущности человеческой жизни, обусловлены теми обстоятельствами, в которых личность находится, выполняет свои общечеловеческие и профессиональные обязанности, характером того или иного вида труда. В логическом плане этот принцип включает три взаимосвязанных элемента – требовать, уважать, заботиться.
Требовательность побуждает военнослужащих формировать и совершенствовать свои качественные характеристики, профессиональное мастерство, соблюдать правовые и моральные нормы, регулирующие тот или иной вид деятельности, преодолевать недостатки в характере, в поведении, закалять волю, вырабатывать положительные привычки и т.д. Но достигает своей эффективности требовательность при соблюдении определенных педагогических условий. К их числу следует отнести:
- четкое понимание сущности требований, которые сегодня предъявляются к личности и деятельности воспитателей и воспитанников, внутреннее и осознанное принятие их каждым как необходимости;
- ясность, конкретность и закономерность требований, их четкое и понятное предъявление;
- непрерывность, постоянство и устойчивость предъявления требований;
- предъявление требований ко всем без исключения воспитанникам и во всех сферах воинской службы;
- посильность требований, учет возможности их выполнения подчиненными;
- единство и согласованность требований всех категорий воспитателей;
- уважительная, тактичная форма предъявления требований воспитателями, не унижающая личного достоинства военнослужащего;
- сочетание высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них, об удовлетворении их разумных потребностей, о здоровье и самочувствии;
- сочетание требовательности к воспитанникам с высокой требовательностью воспитателя к самому себе и т. д.
Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию как руководящая идея, как принцип есть отражение закономерной зависимости воспитательной деятельности от индивидуально-психологических и групповых особенностей военнослужащих, от степени их учета в процессе педагогического влияния, воздействия и взаимодействия. Люди в военной форме, как и члены любого коллектива, отличаются друг от друга многообразием индивидуальных особенностей: уровнем сознательности, образования, общего развития, культуры, жизненного опыта, интересов, способностей, разными темпераментами, физическими данными, национальными чертами характера и т.д. Наряду с особенностями те или иные категории военнослужащих могут иметь некоторые общие черты, признаки, обусловленные одинаковым возрастом, профессией, опытом воинской службы, должностными обязанностями, специальными интересами и т.д. В данном случае и идет речь о дифференцированном подходе в решении воспитательных задач. Офицеры, прапорщики, сержанты, военнослужащие по призыву и контрактной службе, молодые солдаты (матросы), а также те, кто уже заканчивает срок военной службы, – все они имеют свои особенности, которые обязательно надо учитывать в воспитательной работе.
Следует отметить, что понятие «индивидуальный подход» неравнозначно понятию «индивидуальная работа». Можно индивидуально вести воспитательные беседы, но не учитывать, например, индивидуальные особенности человека, его возраст, степень ответственности, уровень подготовленности, физических возможностей, мотивы поведения и т.д. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию предполагает глубокое и всестороннее знание своих подчиненных, требует понимать их морально-психологическое состояние, учитывать мир психических явлений конкретного военнослужащего или группы людей.
Углубленное изучение и знание индивидуальных особенностей воспитанников дает офицеру-воспитателю возможность выбрать и определить самому линию поведения, найти необходимые средства, формы, методы и приемы педагогического воздействия. Особенно это важно иметь в виду при работе с военнослужащими, которые характеризуются как трудные, с отклоняющимся поведением, социально и педагогически запущены. Классик русской педагогики К.Д.Ушинский считал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях» .
Одним из важнейших принципов воспитания является обеспечение в процессе воспитательной деятельности единства слова и дела, научной теории и практики. Как и все предыдущие, этот принцип не относится к числу инновационных. Он отражает закономерности психологического и собственно педагогического характера, проявляющиеся в сфере «Я - концепция», во взаимоотношении людей, закономерности психологического заражения, подражания, отторжения и др. Особое воспитательное значение рассматриваемый принцип имеет в системе «воспитатель – воспитанник», «начальник – подчиненный», «родитель - ребенок». Научными исследованиями доказано, что если бы каждый руководитель, воспитатель, командир достигал этого единства, то многие задачи формирования и развития высоконравственной личности, воспитания дисциплинированности, чувства долга, чести, совести, ответственности решались бы эффективнее, чем это делается сейчас. Традиционно, например, в российской армии считалось, что верность слову для офицера – это закон жизни, один из важнейших показателей чести и достоинства, профессионально-этической культуры командира, начальника. «Сказал - сделай, не можешь сдержать слова, то объяснись и извинись». Верность слову в российской армии культивировалась в офицерской среде, на страже соблюдения этого принципа стояло офицерское собрание.
Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий как принцип воспитания отражает закономерные связи его с опытом прошлого влияния семьи, школы, среды, в которой формировалась личность военнослужащего, а также целенаправленные согласованные действия всех категорий воспитателей в условиях армейской жизни, соблюдение преемственности в период адаптации к новым условиям воинской службы. Данный принцип предполагает наличие триединства в системе разнообразных факторов. Это: школа, семья, производство (если военнослужащий трудился до призыва в армию и на флот), армия; усилия всех воспитателей и начальников, в подчинении которых военнослужащий находится; разнообразные факторы воспитывающей среды: уровень взаимоотношений, личный пример воспитателей, педагогический эффект от проводимых занятий по боевой и специальной подготовке и т.д., стиль и тон общения, моральный и профессиональный авторитет воспитателя и др. Важным правилом рассматриваемого принципа является соблюдение и обеспечение на практике единства уставных требований к военнослужащим со стороны всех категорий начальников.
Не менее важным для решения задач формирования и развития личности военнослужащего является принцип обеспечения единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания, отражающего их закономерную взаимосвязь и взаимообусловленность в целостном педагогическом процессе. Единство это не простое, а диалектическое, предполагающее относительную самостоятельность каждого из указанных педагогических явлений, имеющих в своем воспитательном арсенале специфические задачи, особые педагогические средства и приемы влияния и воздействия на психологию воспитанника. Самовоспитание и перевоспитание в педагогической науке рассматриваются и как функции процесса воспитания, как особые виды человеческой деятельности, основанные на самосовершенствовании личности военнослужащего, на устранении негативных качественных характеристик, отрицательных привычек, отклоняющегося от соответствующих норм поведения .
Принцип целенаправленного стимулирования воспитательной деятельности есть суть отражения закономерной зависимости эффективности труда, его качества от того, как его оценивают, насколько своевременно и целенаправленно поощряют. Давно замечено, что устойчивых высоких результатов добивается тот, кто любит свой труд, если данный вид человеческой деятельности объективно оценивается и целенаправленно стимулируется как морально, так и материально. Воспитание, будучи особым видом человеческой деятельности, относится к самому сложному виду труда, требует глубокого знания психологии личности, понимания души человека, его возможностей, величайшего терпения, высокой общей и профессиональной культуры, высокоразвитого педагогического такта, виртуозного владения педагогической техникой, множества различных навыков и умений, личного примера в любых ситуациях.
Форм и видов стимулирования человеческого труда много. Разумеется, они находят свое применение на практике. Но следует заметить, что поощрения за результаты в области воспитания, т.е. в «чистом виде», составляют незначительную часть. Это выглядит как исключение из общих правил. Анализ практики показывает, что иногда уровень воспитанности военнослужащего вообще не учитывается, это, естественно, приводит к разрыву в оценке уровня обученности и уровня воспитанности человека.
Объединяющим, интегральным принципом процесса воспитания военнослужащих является комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех элементов данного процесса: субъектов и объектов, организационных форм, содержательных и методических сторон воспитательной деятельности. В основе этого принципа находятся положение о том, что человек не должен воспитываться по частям, и системный подход к решению сложных задач формирования и развития человеческой личности.
К числу требований данного принципа, которыми необходимо руководствоваться в процессе воспитательной деятельности, относятся:
- определение, уяснение и постановка всей совокупности целей и задач воспитания военнослужащего (нравственного, профессионального, правового, физического, эстетического, экологического и т.д.) с учетом особенностей объекта воспитательной деятельности;
- всестороннее изучение военнослужащих и определение уровня их воспитанности, проявления её в различных условиях воинской службы;
- охват воспитательной работой всех категорий военнослужащих независимо от их служебного положения, возраста и уровня образования;
- комплексное и творческое использование средств, методов и приемов педагогического воздействия, выбор оптимального их соотношения с учетом особенностей конкретного военнослужащего, служебно-педагогических условий его жизнедеятельности;
- обеспечение единства, согласованности и преемственности в воспитательной деятельности всех категорий военных воспитателей, командиров и начальников;
- систематический контроль, педагогический анализ и всесторонняя объективная оценка результатов воспитательной деятельности, своевременное корректирование самого педагогического процесса и др.
Таким образом, на основе анализа практики воспитательной деятельности и проведенных научно-педагогических исследований в педагогике сложилась и функционирует система исходных положений, идей, т. е. принципов воспитания, которые определяют общую направленность, содержание, организацию и методику воспитательной деятельности. Они отражают закономерные связи воспитательного процесса. Их учет и творческое использование на практике позволяют повышать эффективность и качество воспитательной деятельности.